+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря
Домостроительство нашего спасения называется в Священном Писании «тайною, сокрытою от веков и родов в Боге». Как воплощение Сына Божия облекается таинственностью, удаляясь от всего, что, по понятию человеческому, слывет великим и высоким, так и все предшествовавшие ему обстоятельства запечатлены характером таинственным. Чудно рождение Богоотроковицы от неплодных родителей, но также чудны и знаменательны последующие события жизни Ее, — чуден и исполнен глубокого таинственного смысла вход Ее во храм…
Содержание:
Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Пресвятая Дева введена была в храм в трехлетнем возрасте, для того чтобы «воспитатися Господу». Её благочестивые родители Иоаким и Анна, вводя Ее во храм, исполняли вместе с тем обет, данный ими во время бездетности. Сопровождали Пресвятую Отроковицу, происходившую из царского рода, при шествии во храм сверстницы и другие девы во исполнение пророчества Псалмопевца: Приведутся Царю девы вслед Ея (Пс. 44; 15), неся зажженные свечи. Святая Церковь верует, что и горняго Иерусалима граждане, по выражению Миней, именно святые Ангелы, с удивлением созерцали преславное Введение Пречистой Девы: «Ангелы вхождение Пречистыя видевше удивишася», — поет она в 9-й песни Канона.
По песнопениям Церкви, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии есть «предызображение благоволения Божия, проповедание спасения человеком, предвозвестие Христа» (тропарь праздника).
В храм Иерусалимский, созданный Соломоном и после плена Вавилонского возобновленный Зоровавелем, вели пятнадцать ступеней; на каждой из этих ступеней воспевался один псалом священниками и левитами, входившими в храм для служения Богу. Праведные родители Пренепорочной Отроковицы, дойдя до храма, поставили Ее на первой ступени, а Она Сама быстро поднялась без всякой сторонней поддержки по прочим ступеням и на верхней ступени остановилась. Укрепляла Ее невидимая Божия сила, показывая, сколь велика Она будет, когда придет в совершенный возраст.
Прияв Пресвятую Деву от Её благочестивых родителей, первосвященник Захария, которого богослужебные песни называют родителем Предтечи, по особенному откровению Божию, ввёл Её во «Святое Святых». Так называлось самое сокровенное и самое важное отделение храма Иерусалимского, находившееся за второй завесой и заключавшее Ковчег завета, в котором хранились золотой сосуд с манной, жезл Аарона процветший и скрижали завета. Входить в это отделение запрещалось не только женщинам, но и священникам, и дозволялось лишь первосвященнику, и то однажды в год (Евр. 9; 4-7). Введение Пренепорочной Девы во «Святое Святых» означало дозволение Ей прходить для молитвы в это сокровеннейшее отделение храма.
Отличенная от других дев необыкновенным дозволением молиться во «Святом Святых», Преблагословенная Отроковица во время жизни в храме процвела добродетелями, «воссияла как многосвещный светильник в доме Господнем», по выражению церковной песни. Предизбранная быть Матерью Господа имела правилом молиться с раннего утра до третьего часа по восходе солнца, от третьего часа до девятого заниматься ручным трудом; после девятого часа Она снова пребывала в молитве, доколе Ангел Господень не являлся Ей и не приносил пищи. Из других дев, воспитывавшихся вместе с Нею в храме, даже более возрастных, не было ни одной, более ревностной в изучении 3aкона Божия и более исполненной смирения и других добродетелей; во всех беседах истина гласила Её устами; Она была искусна и в женских рукоделиях: по преданию, нешвенный хитон, служивший одеждой Господа Иисуса в день предания Его на смерть (Ин. 19; 23), был выткан руками Пречистой Его Матери.
Таковы дивные обстоятельства введения Пресвятой Девы в храм,за которым последовала блаженная жизнь Её во храме! Поистине, это было предызображение Божия благоволения к людям и провозвещение спасения их! (по журналу «Радость христиан» 1891/92 год, 21 ноября, с. 15-19)
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы
глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Задостойник
Ангели, вхождение Пречистыя зрящее, удивишася, како Дева вниде во святая святых.
О празднике
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Протоиерей Павел Матвеевский «Двунадесятые праздники»
Азбука.ru
Проповедь
Введение во храм Пресвятой Богородицы: кто может войти во Святая Святых?
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ
Правмир.ru
О праздничном богослужении
Настоящий праздник, основанный на Священном Предании, принадлежит к числу двунадесятых (т.е. 12-ти важнейших) праздников церковного года. Ему предшествует один день предпраздства, за праздником следуют 4 дня попразднства Введения с отданием праздника в конце. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы впервые в богослужении во всеуслышание объявляется о грядущем рождении Христа. В этот праздник на всенощной в первый раз поются ирмосы канона на Рождество Христово:
Христос рождается, славите:
Христос с небес, срящите:
Христос на земли, возноситеся:
пойте Господеви вся земля,
и веселием воспойте людие,
яко прославися….
Ирмосы Рождественского канона — это перефразированные преподобным Иоанном Дамаскином отрывки из знаменитой проповеди, произнесенной в IV веке на Рождество Христово святым Григорием Назианзином, называемым в православной традиции Богословом. Григорий был другом святителя Василия Великого, защитником Божественности Сына и Слова Божия и, следовательно, догмата о Пресвятой Троице; он почитается не только как великий богослов и мистический поэт, но и как замечательный проповедник христианской жизни:
«Христос рождается; славьте! Христос с небес; выходите в сретение! Христос на земле; возноситесь. Воспойте Господеви вся земля. [Пс. 95:1]! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса и радуется земля [Пс. 95:11] ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостью возвеселитесь, — с трепетом но причине греха, с радостью по причине надежды. Христос от Девы: сохраняйте девство, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! Кто не покланяется Сущему от начала? Кто не прославляет Последнего? Опять рассеивается тьма, опять является свет ….
все новости