+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Доклад: «Православный пост: медицинская точка зрения»
Доклад на собрании Общества Православных Врачей 24.11.2015
тема: «Православный пост: медицинская точка зрения».
Светлана Александровна Милюкова, врач общей практики, село Еманжелинка
Пост есть одно из церковных установлений, которое в быту встречает наибольшее противодействие со стороны не только отошедшей от Церкви части населения, но и в среде верующих. Между тем пост имеет чрезвычайно важное влияние как на тело, так и на дух человека.
Христос постился, постился необыкновенным образом. В течение сорока дней, приступая к делу Своей проповеди, Христос в Иорданской пустыне ничего не вкушал. И пост прежде всего является подражанием этому первоначальному труду Христову, предпринятому Им на первых шагах Своего спасительного для нас дела.
Тело и дух являются двумя противниками, находящимися в постоянной между собою борьбе, и задача всякого человека — подчинить движения тела руководству и воле духа.
В недавнем прошлом в советской атеистической и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. В настоящее время наблюдается перекос в обратную сторону – постом именуют различные разгрузочные диеты, искусственные методы питания, голодание, вегетарианство и тому подобное.
В прежнее время против поста, установленного Церковью, сильно возражала медицина, утверждая, что пост убивает силы человека. Однако в последнее время указания медицины близко сошлись с требованиями Церкви.
Медицина пришла к тому, что мы постоянно переобременяем себя излишним количеством пищи, с которым организм не справляется, отчего постоянно происходит засорение и отяжеление организма.
Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Известно, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше людей, постоянно слишком обильно питающихся.
При растительном рационе мы легко можем доставить своему организму всё нужное для поддержания жизненных сил. Обычное ощущение голода при переходе на постную пищу, особенно сильно мучающее человека, привыкшего питаться мясом, есть всего лишь ощущение недостатка привычного стимулятора, подобно тому, как это бывает у курильщика без табака или у алкоголика без водки. Спустя некоторое время это ощущение проходит. Укрепляя волю путём воздержания, пост содействует улучшению функций сердца и головного мозга, благодаря чему наступает просветление разума. Жизненный опыт подвижников веры с древнейших времен, а также результаты научных исследований последнего времени однозначно свидетельствуют в пользу растительной пищи.
В чём же разница между питанием растительной и животной пищей, если химический состав той и другой почти одинаков: те же белки, жиры, углеводы? Во-первых, все эти питательные вещества находятся в растительной пище в более легкоусвояемой форме, чем в мясе. Во-вторых, кроме белков, углеводов и жиров, в животной пище содержится ещё много т.н. экстрактивных веществ, которых нет в растительной пище (или, по крайней мере, не в таком большом количестве). Кому из нас не известно возбуждающее действие мясного бульона, заключающего в себе совсем не много питательных веществ? Хорошо известно вредное влияние этих экстрактивных веществ на больные органы, например, на почки при их воспалении либо на иммунную систему при аллергических реакциях. Но и это еще не все. Вот что говорят учёные и клиницисты о влиянии мяса на человеческий организм в свете современных научных данных: «Мясо, особенно говяжье, производит, подобно алкоголю, искусственное возбуждение, за которым следует снижение уровня жизнедеятельности организма». Вот в этой-то физиологической разнице растительной и животной пищи надо искать главный смысл пищевого поста. Воздержание от мяса (соединённое с общей умеренностью в пище) улучшает все функции организма, просветляет ум и укрепляет волю.
В настоящее время и в медицинской науке всё более утверждается мнение о том, что наше обычное питание, в особенности мясное, подрывает состояние здоровья, усугубляет течение многих болезней, способствует дегенерации тканей и преждевременному старению. Наводняя организм недоокисленными токсичными продуктами обмена, такое питание оказывает вредное воздействие на все системы и органы тела и, прежде всего, на сердечно-сосудистую и нервную системы (в том числе на головной мозг), а также на почки, печень, опорно-двигательный аппарат и т. д., что, в конечном счете, приводит к развитию множества болезненных нарушений, при которых, как показывают научные наблюдения и повседневный жизненный опыт, душевная сфера обычного, падшего человека редко остается в равновесии и невозмутимости. С учетом данного факта не выглядит удивительным то, что Св. Отцы нашей Церкви никогда не пренебрегали таким средством, как ограничение в пище, а перед принятием любых серьезных жизненных решений (касающихся их самих либо других людей), они для укрепления и просветления своих душевных сил всегда налагали на себя строгий пост, тем самым признавая его высочайшую действенность. Таким образом, для человеческой души пост является горнилом, очищающим сердце, просветляющим ум и закаляющим волю, для тела же – это предохранительный клапан, предотвращающий накопление в крови и тканях вредных продуктов обмена, образующихся при повседневном обильном питании.
За потакание своим страстям, за получаемое греховное удовольствие человек расплачивается, принося в жертву собственное здоровье. Современная медицина подтверждает наличие тесной взаимосвязи между различными страстями и вызываемыми ими заболеваниями. Вот лишь некоторые примеры такой взаимосвязи.
- Расплата за чревоугодие – ожирение, болезни печени и поджелудочной железы, атеросклероз.
- Расплата за сластолюбие – аллергия, сахарный диабет, болезни зубов, кишечника.
- Расплата за пристрастив к алкоголю — алкоголизм, деградация личности, психозы, вырождение.
- Расплата за блуд — венерические заболевания, гинекологические болезни, бесплодие.
- Расплата за сребролюбие и зависть — нервно-психические расстройства.
- Расплата за гнев (злобу) — гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркты миокарда, инсульты, мочекаменная и желчекаменная болезни, неврастения, психопатия, эпилепсия.
- Расплата за уныние и саможаление — депрессивные неврозы и психозы, болезни почек, ослабление иммунной системы, онкологические заболевания.
- Расплата за отчаяние – суицидный синдром.
- Расплата за тщеславие — болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические заболевания (неврозы, маниакальные состояния).
- Расплата за гордость — психопатия, шизофрения, а также дискогенные радикулиты, остеохондроз и другие болезни позвоночника.
Душевные переживания, порождаемые страстными устремлениями, являются факторами, которые производят разрушение организма — носителя страстей. Это есть закономерный результат греха. Виновата душа, а страдает тело. Чтобы обуздать страсть, необходимо обрести противоположную этой страсти наклонность души — добродетель. И в этом отношении православный пост, как добровольная «епитимья», как посильное личное воздаяние за совершённые грехи, является мощным средством, способствующим возвращению утраченной чистоты духа.
В православном календаре более двухсот дней в году – постные. То есть количество постных дней в течение года превышает число дней скоромных, причем, еще в недалеком в прошлом большинство населения нашей страны свято соблюдало пищевые предписания Церкви относительно постов. Отсюда — обилие в старинной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию растительного сырья: злаков (каша), бобовых (горох, фасоль), овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива и др.), лесных ягод.
Множество забытых сегодня блюд делали из гороха: горох битый, тертый, гороховый сыр (твердо сбитый мелкий горох с растительным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и многое другое. В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое и лишь в середине XIX века появилось подсолнечное масло.
Поскольку большая часть постных дней допускает к употреблению только растительную пищу, то становится понятным, почему в старину русские люди никогда не считали мясо основой своего рациона (в отличие от наших современников, оценивающих качество питания по доступности и ассортименту мясных и колбасных продуктов с их пищевыми добавками, консервантами, красителями и прочей химией). В целом для здоровых трудоспособных людей оптимальным является смешанное питание с широким использованием свежих овощей, плодов и различных вегетарианских блюд с весьма умеренным потреблением мясомолочных продуктов. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов верующих.
Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен хронический недостаток полноценных белков и незаменимых аминокислот, а также витаминов В2, В12 и D. Хотя содержание Са, Fе, Сu, Zn количественно может быть достаточным, но усвоение этих элементов из растительной пищи низкая. Все эти вещества прекрасно усваиваются с рыбой, которую строгие вегетарианцы совсем не употребляют. Не следует также забывать, что рыба обладает высокой пищевой ценностью, превосходя в этом отношении мясо. Рыба и морепродукты — важный источник полноценного белка со сбалансированным составом незаменимых аминокислот. Скажем, метионина — аминокислоты, играющей ключевую роль в регуляции жирового обмена в печени, — в рыбе больше, чем в твороге, который традиционно считается одним из главных источников этой аминокислоты. Кроме того, важно помнить, что в рыбе содержится в пять раз меньше соединительной ткани, чем в мясе сухопутных животных. В этом состоит причина того, что рыба гораздо быстрее варится и жарится, чем мясо, а главное — намного легче усваивается организмом: белки рыбы усваиваются в среднем на 95%, тогда как мясные белки, в лучшем случае, на 80%. Содержание витаминов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе, зато витаминов А и D больше, особенно в печени рыб. В рыбе содержатся разнообразные минеральные вещества. Особенно богата рыба йодом (к слову сказать, железом, цинком и другими микроэлементами еще богата морская капуста). Особого внимания заслуживают рыбные жиры, которые, в отличие от жиров сухопутных животных, легче перевариваются и обладают особо важной биологической ценностью, так как содержат полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), которые входят в состав нейронов головного мозга; кроме того, им придают большое значение в диетологии, аллергологии, профилактике ишемической болезни сердца. В жирах рыб содержатся такие ПНЖК, которых нет в подсолнечном, кукурузном и других растительных маслах. ПНЖК рыб нормализуют жировой обмен при атеросклерозе; положительно влияют на свертывающую систему крови, что важно в диетотерапии ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и склероза сосудов головного мозга; кроме того, они нормализуют гормональный и иммунный фон, что, с одной стороны, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. а с другой — снижает выраженность аллергических реакций, например, дерматитов, бронхиальной астмы и др. Биологически активными ПНЖК богаты сельдь, скумбрия, ставрида, сардина, нототения, мойва, тунец, лосось, печень тресковых.
В заключение еще раз напомним, что православный пост — это, в первую очередь, способ очищения души и лишь затем тела, поэтому любая попытка неверующих людей выделить из православного поста некую медико-биологическую составляющую и провозгласить на ее основе новую «систему» или «методику», будет заведомо безблагодатной и малоэффективной. Строгое соблюдение православными христианами постов и постных дней означает гораздо большее, чем просто правила приема пищи. Пост Христа ради – это, прежде всего, образ жизни, защищающий человека от всякого рода диавольских нападений. Как сказал Спаситель Своим ученикам, говоря об изгнании злых духов: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
Разграничение постного и скоромного стола, изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста приводит к упрощению всего рациона питания.
Узнать о том, какой эффект оказывает на организм употребление только или в основном растительной пищи в течение длительного периода, позволила масса исследований, первые из которых были проведены еще в 1930-х годах. Основные выводы их таковы:
— продолжительность жизни людей, придерживающихся диеты с редким употреблением мяса (умеренных вегетарианцев) выше, чем в среднем в популяции;
— риск внезапной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний у людей, употребляющих в пищу преимущественно растительную пищу меньше, чем у людей с обычным питанием;
— чем дольше человек придерживается преимущественно растительной диеты, тем более значительно уменьшается риск внезапной смерти, и тем больше увеличивается в среднем продолжительность жизни;
— заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями и смертность от них у вегетарианцев ниже;
— смертность от заболеваний органов пищеварения и дыхания меньше в два с лишним раза у вегетарианцев, в сравнении с популяцией с обычным питанием;
— смертность от злокачественных опухолей в группе вегетарианцев приблизительно на 50% меньше у мужчин и приблизительно на 25% – у женщин, при этом отмечается не только уменьшение количества злокачественных опухолей пищеварительной системы (толстой и прямой кишки, поджелудочной железы, желудка), но и тенденция к уменьшению опухолей других систем (эндокринных органов, печени, мозга);
— употребление преимущественно растительной пищи уменьшает риск заболевания сахарным диабетом 2-го типа и улучшает его течение и прогноз.
Выводы, например, Американской диетологической ассоциации звучат так: «Правильно спланированная вегетарианская диета является здоровой, адекватной с точки зрения поступления в организм нужных питательных веществ и имеет множество преимуществ, так как позволяет предупредить и лечить определенные болезни». Среди этих болезней – сердечно-сосудистые, такие, как атеросклероз, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и сосудистые заболевания мозга, ожирение, диабет, мочекаменная болезнь, а также, вполне вероятно (происходит накопление научных фактов в данном направлении), – болезнь Паркинсона и ревматоидный артрит.
Православный верующий, соблюдающий церковные установления о питании, включая ограничения в среды и пятницы, а также четыре календарных поста – Великий, Петровский, Успенский и Рождественский – достаточно легко может быть отнесен к группе нестрогих вегетарианцев. Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний. Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества (переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами), отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного.
Одним из наиболее распространенных заблуждений является мнение, что соблюдение поста противопоказано при сахарном диабете. Однако научные данные демонстрируют совершенное обратное. Существует достаточное количество свидетельств, подтверждающих профилактический, противодиабетный характер растительной диеты.
Употребление преимущественно растительной пищи снижает риск заболевания диабетом. Использование целых злаков, круп и бобовых уменьшает содержания сахара в крови у диабетиков.
Это касается в основном диабета 2-го типа, который возникает преимущественно в зрелом возрасте и при высокой массе тела. Долговременные исследования однозначно показали уменьшение риска возникновения диабета и сердечно-сосудистых заболеваний при питании немолотыми злаками. Употребление орехов, богатых растительными волокнами продуктов, таких, как овес и ячмень, а также сои, имеет значительное положительное влияние на состояние сердца и сосудов и предупреждает развитие сосудистых осложнений сахарного диабета, уменьшая содержание холестерина и жиров в крови.
Кроме того, замена животных белков (мяса, птицы, молочных продуктов) на растительные способствует уменьшению чрезмерной почечной фильтрации, прекращению выделения белка с мочой и образованию камней в мочевыводящих путях, предотвращая тем самым поражение почек при диабете. То есть, вегетарианская диета содержит в себе целый комплекс мер, способствующих нормализации углеводного и жирового обмена при диабете и может с успехом использоваться для его предотвращения, лечения, а также снижения риска возникновения его осложнений.
Еще одно сомнение, достаточно распространенное в среде верующих в преддверии поста – это невозможность соблюдать пост при болезнях поджелудочной железы.
ОГРАНИЧЕНИЕ объема пищи, вплоть до полной ее отмены, на срок от 3 до 7 дней, и, прежде всего, снижение количества жиров и клетчатки в пище.
То есть, пост (первоначальное значение этого слова – именно НЕупотребление пищи) – один из главных способов лечения панкреатита. Что же касается употребления при панкреатите животных либо растительных продуктов, то вне обострения панкреатита, во всех случаях позволяющей предотвратить обострение, не существует.
Главным условием является недопущение переедания, уменьшение приема веществ, способствующих повышению выделения сока поджелудочной железы (жареное, острое, кислое) и применение ферментов поджелудочной железы, что с успехом предотвращает обострения у примерно 80% пациентов. А что может лучше предотвратить переедание, как не сознательное ограничение себя в пище, требуемое постом?
Следует сказать, что любые нарушения здоровья, связанные с приемом пищи – это повод для обращения к врачу. Здоровый человек не может болями реагировать на перемены пищи с животной на растительную! Появление болей с началом поста – свидетельство наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и пост, скорее всего, тут ни при чем.
Пост – не причина болей, а провоцирующий фактор, следовательно, необходимо обследоваться и выяснить причину болей. Приведу в пример слова человека, страдающего тяжелой формой панкреатита: «Если у тебя панкреатит, и тебе тяжело соблюдать пост, то ты определись с тем, что для тебя более важно: Божия заповедь или личный комфорт. Если первое – то никаких препятствий, кроме необходимости чуть-чуть потрудиться и подумать, нет. Ну а если второе – то задумайся, действительно ли ты верующий.»
Еще одним из проявлений пищевой недостаточности при вегетарианстве является так называемая анемия, или, как говорили в старину, малокровие. Анемия при чисто растительном рационе возникает из-за недостатка витамина В12. Основным пищевым источником этого витамина являются говяжьи субпродукты: печень, сердце, почки, в меньших количествах он содержится в рыбе, сыре, яйцах, курятине, в наименьшем – в молоке. Поэтому строгим вегетарианцам рекомендуется принимать этот витамин дополнительно. Он всасывается в кишечнике и может приниматься через рот, и только тем, у кого нарушено всасывание этого витамина (заболевания кишечника либо врожденный недостаток особенного вещества в кишечной стенке, которое способствует всасывания этого витамина), необходимо пользоваться инъекциями этого препарата.
Но самое приятное для православных христиан – это то, что витамин В12 накапливается в печени про запас, и только 2-3 года строгого вегетарианства могут привести к развитию В12-дефицитной анемии! Нам, соблюдающим церковный устав, подобное осложнение, значит, точно не грозит.
В народных разговорах, да и в медицинской литературе имелись указания на наличие связи между вегетарианством и нарушениями менструального цикла у женщин. Однако при сбалансированной растительной диете подобных нарушений не отмечается, что позволило сделать вывод о влиянии именно недостаточности белка на возникновение данных состояний, а не собственно растительной пищи, что лишний раз свидетельствует в пользу необходимости достаточного содержания нужных веществ в растительной диете, в данном случае – белков.
Еще один животрепещущий вопрос – вопрос соблюдения поста беременными и кормящими женщинами. В общем, беременная женщина является ЗДОРОВЫМ человеком, беременность – это физиологическое состояние, и все, необходимое ребенку и самой матери, содержится и в постной пище. Многочисленные наблюдения за беременными вегетарианками выявили лишь незначительное уменьшение массы плода и, у строгих вегетарианцев, более раннее наступление родов, при отсутствии серьезных отклонений как у матери, так и у ребенка. Умеренные вегетарианцы (а, как мы уже подчеркивали, ими можно считать соблюдающих посты православных) вынашивают и рожают детей нисколько не хуже, а подчас и лучше, чем женщины не постящиеся. А лучше – потому что гораздо легче для женщины и безопасней для ребенка, если его вес меньше, тем более что беременность крупным плодом вообще считается патологической и требует от акушера пристального внимания.
И, наконец, следует остановиться на воздействии растительной диеты на растущий организм ребенка. Соблюдая, пусть не полностью, пост, дитя с раннего возраста проникается этой благочестивой традицией и у него не возникнет проблем понимания того, почему он раньше пил кефир и ел творожок, а потом вдруг ему это стало неполезно.
Научные наблюдения свидетельствуют о том, что при соблюдении некоторых условий, даже постоянная вегетарианская диета не оказывает вредного воздействия на детей. То, что мы уже сказали про дефицит белка, кальция, витаминов, сбалансированности пищи – касается и детей. Кроме того, следует уделять внимание употреблению растительных масел с пониженным содержанием линоловой и линоленовой кислот (например, соевое и рапсовое масла), так как их избыток может приводить к нарушениям зрения. Однако опять повторимся, что все это касается семей, где дети ПОСТОЯННО находятся на вегетарианской диете.
Подводя итоги, можно лишь порадоваться, что любой, для которого Божия заповедь дороже собственных вкусовых пристрастий, и кто не хочет лишиться великой духовной и телесной пользы поста – может поститься, поститься постом приятным, и не бояться мифических вредностей этого благодатного времени!
После вселенского потопа, по немощи человеческой, Господь благословил мясную пищу, то есть люди начали вкушать плоть животных и птиц. Но прежней продолжительности жизни у человека уже не было. Это свидетельствует нам о том, что пост не является какой-то жестокостью со стороны Господа к Своему творению. Господь хочет, чтобы через пост мы вернулись в прежний чин того прекрасного устроения, которое было у человека в Раю. Если выражаться иными словами, пост — это не стресс для человека, это средство, которое снимает с человека стресс. В посту мы ограничиваем себя, в первую очередь, от скоромной пищи. Для человека растительная пища является естественной и самой полезной для его здоровья. И когда люди сильно болеют, или когда старость приходит к людям, то даже врачи не советуют вкушать тяжелую мясную пищу. Она является более полезной для молодых, для тех, кто имеет сильный организм, кто тяжело физически работает. И Святая Церковь, зная, что полезно человеку, предлагает нам в период Великого поста воздержаться от мясных, молочных продуктов для того, чтобы восстановить гармонию в нашем теле и тот естественный чин и порядок, который Бог установил в каждом человеке. Когда мы постимся, то наш организм перестраивается. Если человек все время вкушал мясо, то ему, может быть, поначалу будет трудно жить только на растительной пище. Но это называется положительной реакцией, через некоторое время все восстановится, и человек будет себя чувствовать нормально.
Светлана Александровна Милюкова, врач общей практики, село Еманжелинка