+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

«Вступая в Пост с чистого листа»: проповедь на Чине прощения

Татьяна Теточко
Дата публикации: 13.03.2019

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова на Чине прощения от 10.03.19

Пост — это испытание нашей веры, наших христианских навыков, нашего тела. Но это испытание посильное, ибо Бог ничего не требует от человека сверх его сил. Очень важно в Пост не потерять ориентир — памятование о Боге, о Христе Воскресшем. Ведь именно ради Христа и вместе с Ним человек способен пройти любое испытание. Поэтому диавол будет делать все, чтобы этот ориентир мы потеряли — он лукав, хитер и опытен, он многократно искушал и нравственно великих подвижников, и для него нет в этом никакой трудности… Мы знаем по слову преподобного Серафима Саровского, что один маленький бесенок может, если Бог попустит, столкнуть весь мир одним мизинцем. Это, конечно, очень образно. Но иными словами, человек диаволу сам не может противостоять. И цель сатаны противящегося заключается в том, чтобы погубить высшее творение Божье, чтобы человек погиб в страстях и грехах. А как мы знаем, без борьбы с ними человек так или иначе погибает. 

Не бывает так, чтобы человек, падая, остановился. Но скорость падения только увеличивается с каждой секундой. И вот на каком-то этапе, падая, мы осознаем, что в фундаменте здания нашего спасения нет иного камня, кроме Христа. В Нем мы видим нашего Спасителя, Исцелителя, Врача — но только тогда, когда мы ясно видим грех перед собой и понимаем, что не можем избавиться от него без Господа.

При этом наше делание заключается не только в том, чтобы видеть свои грехи, печалиться и уклоняться от них, но еще и в стяжании Духа Святого, как говорил преподобный Серафим. Господь говорит о том, что грех плох, порождает страдания и от него нужно уклоняться. Но не потому, что без греха хорошо, а потому что в грехе мы не можем быть с Богом. Господь же постоянно предупреждает нас об опасностях, чтобы нас вразумить. Каждому из нас даны средства и возможности для того, чтобы пройти по этому пути беспреткновенно. А если и падать — то знать, как встать и куда идти дальше. Наш ориентир — Христос Воскресший. 

И вот сегодня мы стоим на пороге Поста. Это испытание проверяет не то, что мы уже приобрели. Может оказаться так, что мы вообще ничего еще не приобрели, и наверное. это будет самое трезвое отношение к своим духовным успехам. Это путь, на который мы встаем, вооружаясь перед Господом Богом и получая от Него руководство. В работах Святых отцов указано как они проходили этот путь, и мы уже в процессе учимся внимательно относиться к своему состоянию души, к тому, чтобы преодолеть это поле, которое таит множество высот, ям и извилин. Но окончательно ли преодолеть? Нет. Пост — образ нашей жизни от рождения до смерти, до перехода в вечную жизнь. И именно от того, как мы проходим его, зависит то, что мы воспримем после земной кончины. Мы вступаем в пост как бы с чистого листа. И наша задача — идти к этой цели, доступной по времени и силам, и стяжать ту меру, которую должно обрести в процессе. Меру нашего подвига, молитвы, поста.

Пост это не просто воздержание от какого-то рода пищи. Хотя воздержание от страстей, по слову Святых отцов, важно. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17–18), также напоминает Господь. И конечно, пост невозможен без того, чтобы прощать людей, чтобы и Бог простил нас.

Мы с вами братья и сестры и мы друг для друга являемся Церковью, в которой живем и спасаемся. А Церковь не состоит из святых, безгрешных людей, у которых все получается. Церковь — это сообщество кающихся грешников. Людей, которые не могут, к сожалению, иной раз не грешить. А в чем заключается наша задача по отношению к этим людям?

В  том, чтобы мы по образу и подобию Бога учились снисходить к близким нашим. Не тех прощать, кто стоит на другом конце храма и кого мы, может быть, даже не знаем. Не тех, кто в день Прощеного воскресенья получит от меня смс-ку: «Прости меня».  А того, кто рядом со мной. Причем рассуждая: если ты просишь прощения, планируешь ли ты дальше искушать этого человека своими поступками? Своими словами, своим раздражением, своим нетерпением? Своей ненавистью, завистью? И мысленно обратив внимание к окружающему нас миру, мы увидим тех, кого огорчаем. Даже если таких людей и немного (чтобы их не было вообще — такого не может быть совершенно), но что мы делаем для того, чтобы исполнить то, о чем Господь говорил: искренне прощать и любить их? 

И когда наступает пост, мы понимаем: это не просто воздержание от пищи, а воздержание от пищи для того, чтобы научиться деятельно исполнять заповеди Божьи. Пост — то средство, которое помогает нам сконцентрироваться, активизировать свои силы, отрезвляет и помогает помнить, что Бог всегда рядом. И почему именно воздержание от пищи — потому что мы едим несколько раз в день. Это нормальная потребность человека. А также самое доступное стеснение, которое мне позволяет себя обуздать. 

А почему мы не говорим об обуздании языка? Разве нет нам необходимости поститься языком? В многословии не избежать греха, как говорят святые отцы. Недаром преподобный Антоний Великий говорит: Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык свой. Но молчать с  супругами, с детьми, с родителями, молчать вызывающе, когда нас спрашивают — разумно ли это?

Во всем необходима мудрость, и взять ее можно в Писании. Это руководство для Поста — для поприща, которое невозможно пройти без Креста и благодатной силы Евангелия. Да, мы его уже читали — но ведь мы уже и ели, так зачем кушать опять? Писание — это пища для нашей души и ума. Этим мы обновляем нашу память о Боге. Это и есть живое памятование — когда я постоянно стремлюсь к Богу, стараюсь не просто прочитать Его слова, но и исполнить. Это опять труд. И как у меня это получается? Плохо, ибо у меня нет должного навыка, опыта и духовных сил… 

А получаем мы их в молитве. Это еще одно руководство и мощный инструмент поста — особая молитва в пост. Это не значит читать намного больше — но читать то, что требуется, прилагая к этому внимание и сердце. Особая покаянная молитва в пост касается нашей души и вооружает нас. Сейчас в храмах читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Хорошо также присовокупить ее к утренним и вечерним молитвам. Читать ее нужно внимательно, ибо в ней так много необходимых нам качеств. У нас много грехов и задатков грехов, а задатки добродетелей иной раз купированы и ослаблены, и нуждаются в воде и воздухе. Еще одна колоссальная молитва Великого поста — канон Андрея Критского. Кто бывал на этих службах, тот знает ее огромную силу. И после богослужения она продолжает звучать внутри, всплывают отдельные фразы. 

Поэтому — внимание и сосредоточенность. Взять своего ленивого, суетливого внутреннего человека и привести в храм в эти дни. Побудить его читать ту же молитву Ефрема Сирина. Кто-то говорит: «Не хватает мудрости открыть Евангелие» — так во время Поста в храме читается все Евангелие полностью. А если в храм из-за работы не попасть, то нужно определить для себя правило и читать Евангелие дома. Целиком. Но не для того, чтобы поставить себе галочку как фарисей: какой я молодец, прочел все Евангелие, еще и Вконтакте это разместить. А чтобы хоть что-то вынести из этого, чему-то научиться, в чем-то окрепнуть. И может быть тогда в нашей душе появится то, что действительно Господом Богом задумано. И перед Пасхой произойдет обновление души, когда она станет способна принять эту радость.

Не нужно думать: начну, а там как пойдет. Надо настраиваться, как бегун. Спринтер не бежит только первые пять метров, а дальше лишь бы как. Он подготовился и рассчитал свои силы. Он владеет инструментами и техниками, которые помогут ему преодолеть свою дистанцию.

Так и пост без соединения со Христом в Таинствах будет просто голоданием, диетой. Поэтому очень важно понимать, что без обновления души невозможно принять Бога, даже Евангелия не усвоить. «Покайтесь и веруйте», говорит Господь: пока не покаешься, не изменишь свой ум, воспринять евангельские истины невозможно. Мы настраиваем свою душу перед Причастием как камертон, чтобы она звучала гармонично. Пока не умеем — но мы начинаем, и приступая к этому пути просим прощения у Бога за совершенные грехи и друг у друга. Все, что мы делаем, вольно или невольно может кого-то обидеть. Невнимание, насмешка, греховные привычки.

И я, как настоятель, прошу прощения и сослужителей своих и у вас. Пастырское служение всегда на виду, и недостатки действительно есть, их несть числа. Живя в этом мире, мы пытаемся еще и о Божьем думать и проповедовать, а это дополнительное искушение. И диавол прежде всего стремится поразить пастыря, чтобы овцы разбежались. Ему очень важно нас погубить — а потому мы всегда просим у вас не только прощения, но и молитвенной поддержки. Очень важно, что мы с вами не в одиночестве и соборные службы имеют огромную ценность. Хотя бы только потому, что диаволу хочется ввергнуть нас в одиночество тогда нас проще уничтожить. Поэтому вступая на поприще этого благодатного и радостного испытания, желаю нам всем духовной помощи и крепости, разумения своих сил, чтобы пройти до конца поста с пользой для души. 

Подготовила Татьяна Теточко

Фото Надежды Тютиковой


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
485
все новости
В начало страницыВ начало страницы