+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Вознесение: Гора Елеон и образ Второго пришествия Христа

Дата публикации: 09.06.2019

Масличная гора… Здесь, среди олив, Спаситель любил отдохнуть и побеседовать с учениками (Лк 21, 37). Здесь говорил о последних судьбах мира и Втором пришествии, раскрывая смысл библейских пророчеств (Мф 24, 3-25; 46). Спустившись с этой горы, Господь совершил торжественный Вход в Иерусалим (Мф 21. 1), а в ночь ареста молился на ее склоне о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, завершая земное служение, Спаситель вознесся в сороковой день по Воскресении с вершины горы Елеон (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12).

Гефсиманские оливы

Древние гефсиманские оливы у подножия горы Елеон

Содержание:

Пророчества горы Елеон

Елеон – это горная цепь, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая его от разрушительного соседства пустыни [1]. На западных склонах сохранились остатки оливковых рощ, от которых и произошло название. У Елеона три вершины. Средняя, самая высокая, называется горой Вознесения – с нее вознесся Господь. Северную именуют Малой Галилеей. Здесь, по преданию, было подворье, где останавливались паломники из Галилеи, приходившие в Иерусалим на праздники, и в их числе апостолы.

Средняя вершина Елеона

Центральная вершина Елеонской горы

Уже в начале эпохи царей (2-я пол. XI в. до Р.Х.) Елеон был, по-видимому, священной горой. В Писании он впервые упоминается в связи с восстанием Авессалома, когда царь Давид бежал из Иерусалима от своего сына: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой…» и на вершине горы поклонялся Богу (2 Цар 15, 30-32). Со времен Второго храма (ок. 516 г. до Р.Х.) с Масличной горой связан праздник Кущей (Неем 8, 15), здесь же сжигалось жертвенное животное для ритуальных очищений (Числ 19) [2].

В ветхозаветных пророчествах есть несколько указаний на Елеонскую гору. В видении пророка Иезекииля говорится о славе Господней: «Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними. И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11, 22-23).

Захария пророчествует о явлении Мессии и дне Господнем: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская… и придет Господь Бог мой и все святые с Ним (Зах 14, 4-6).

Гробницы пророков

Гробницы пророка Захарии и сыновей Хезира. Иосафатова долина

О Судном дне говорит пророк Иоиль: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду…» (Иоил 3, 12-15). В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река: «Престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрыли книги» (Дан 7, 9-10).

Пророчество о Елеонской горе есть и в Новом завете. В книге Деяний св. апостолов ангел после Вознесения Господня говорит ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо (Деян 1, 9-11). Он ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Елеонской горе, над долиной Иосафата. Долина эта – русло потока Кедрон, отделяющее храмовую гору и Иерусалим от Елеона. Сам Кедрон давно иссох, а в долине находятся гробницы пророков и царя Иосафата, поэтому ее и называют Иосафатовой. Долина и склоны Елеонской горы с древнейших времен использовались для погребений. Место на западе у подножия Елеона, где растут древние оливы, называют Гефсиманией. Здесь, в пещере рядом с гробницами праведных Иоакима и Анны и пр. Иосифа-Обручника, апостолы положили тело Пресвятой Богородицы. Во времена равноапостольного Константина над гробницей Богоматери была построена церковь Успения.

ц. Марии Магдалины

Храм Марии Магдалины в Гефсимании

Рядом, на склоне горы, расположился русский Гефсиманский монастырь во имя св. Марии Магдалины. Издалека виден главный его храм с семью золотыми главами. Здесь покоятся мощи преподобномучениц великой кн. Елизаветы и инокини Варвары. Елизавета Феодоровна сама пожелала быть погребенной на Святой земле, когда в 1888 году вместе с мужем, великим князем Сергеем Александровичем, присутствовала на освящении храма. Мощи ее и келейницы Варвары везли из Алапаевска кружным путем через Китай в 1919-1921 – полтора года. По воспоминаниям сопровождавшего игумена Серафима (Кузнецова), мощи св. Елизаветы Феодоровны благоухали[3].

Имвомон – храм Вознесения

От монастыря Марии Магдалины можно подняться к самой вершине Елеонской горы. Около 333 г. император Константин Великий воздвиг на Елеоне «базилику необычайной красоты», но не на месте Вознесения, а над пещерой, где Христос беседовал с учениками [4]. При персидском нашествии в 614 г. храм был разрушен, точное его нахождение не установлено. Предположительно, сейчас там находится кармелитский монастырь «Отче наш» (Pater Noster). По другой версии – Елеонский Вознесенский русский монастырь, построенный в конце XIX- начале XX в. Монастырская 64-метровая колокольня, т.н. «Русская свеча», – самое высокое церковное здание в Иерусалиме [5].

Часовня Вознесения

Часовня на месте Вознесения Господня

На месте Вознесения римлянка Пимения построила в IV в. большую круглую или восьмиугольную церковь – Имвомон. Храм не имел ни крыши, ни свода [6], чтобы можно было созерцать то небо, куда вознесся Господь. Камень, на котором отпечатались стопы Его ног, был обнесен золотой решеткой [7]. Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (634). В 1106 г. этот храм посетил игумен Даниил, первый из русских авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. В его «Хождении в Святую землю» говорится, что над камнем, «на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего… сделана трапеза (престол) из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» [8].

Часовня Возн. Интерьер

Камень Вознесения в мраморной рамке

Вознесенский храм, который описывал игум. Даниил, не сохранился. В настоящее время на месте Вознесения стоит небольшая часовня, построенная в эпоху крестоносцев. В полу напротив западного входа находится камень в прямоугольной мраморной рамке, врезанной в естественную скалу, на котором ясно отпечатался след левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима» – подчеркивал в своих записках архим. Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1865-1894 гг. [9]. Почему только левая стопа? По замечанию архим. Леонида (Кавелина, +1891) «Даниил видел здесь еще две стопы, но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса (в Иерусалиме), где этот след и сохраняется поныне» [10].

Почему разделили Вознесение и Пятидесятницу

Вознесение Господне совершилось на сороковой день по Пасхе и отмечается всегда в четверг, за десять дней до Пятидесятницы. До конца IV в. Пятидесятница понималась не как праздничный день, а как особый период церковного года после Пасхи. Празднование Вознесения и Пятидесятницы первоначально не разделялось. Об этом свидетельствует, например, описание паломницы IV века Этерии: в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон – в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем [11].

Часовня Возн. Интерьер

Отпечаток стопы Спасителя на камне Вознесения

В IV веке Пятидесятница оформляется как самостоятельный праздник. По мнению исследователей, разделение двух праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381), чтобы подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения. Епископ Константинопольский Македоний (ок. 342 г.) ложно учил о Святом Духе как о служебном творении. По поводу этой ереси и был созван второй Вселенский собор.

Об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи упоминают в своих проповедях святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Прямо говорят об этом и апостольские постановления (370). Первые сведения о празднике на христианском Западе встречаются в проповедях епископов Хроматия Аквилейского и Филастрия Брешианского (381–383). К V веку традиция празднования Вознесения утвердилась и на Востоке, и на Западе. Блаженный Августин (430) называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным» [12].

Богословие праздника

Андрей Рублев. 1408 г.

Андрей Рублев. Вознесение. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408 г. Гос. Третьяковская галерея.

О событиях Вознесения Господня мы узнаем из Новозаветных текстов. Оно описано в Евангелии от Луки (Лк 24, 49-53) и кратко упоминается в окончании Евангелия от Марка (Мк 16, 19). Подробный рассказ приведен в I главе Деяний св. апостолов (Деян 1, 9-11). Там говорится, что Господь собрал учеников и повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца – сошествия Святого Духа, от Которого они примут силу. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1, 4-11).

Вознесение как одна из тайн домостроительства Божия не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете есть указания на прославление воскресшего Иисуса Христа и Его превознесенное положение на небесах, «одесную Бога». О «вхождении во славу» говорится в Евангелии от Луки (24, 26), Деяниях св. Апостолов (5,31), послании ап. Павла к Ефесянам (4, 8-10). О «седении одесную Бога» ап. Павел говорит в посланиях к Римлянам (8, 34), Ефесянам (1, 20; 2, 5-6) и Колоссянам (3, 1) [13].

Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя слова Давидова псалма (109), говорит о Своем «седении одесную Бога». «Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Мк 12, 35-37).
В Откровении Иоанна Богослова со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (3, 21).

Вознесение. Ст. Ладога

Роспись купола в церкви св. Георгия, Старая Ладога. XII в.

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании ап. Павла к Евреям (Евр 1, 3; 9, 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7, 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (Деян 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24, 30; Лк 21, 27). [14].

Человеческая природа после Вознесения Господня получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Вознесение имеет особое значение как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены – «восхищены на облаках» – будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию». [15].

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Об этом поется в кондаке Вознесения: Еже о нас исполнив смотрение, / и яже на земли соединив небесным, / вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / никакоже отлучаяся, / но пребывая неотступный, / и вопия любящим Тя: // Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Расшифровать древние образы

Бамбергский аворий 4 в.

Бамбергский аворий. Резная пластина слоновой кости. IV-Vв. Баварский национальный музей. Мюнхен.

В ранней иконографии Вознесения встречаются сложные, богословски насыщенные образы. В IV-VI вв. известны два иконографических типа. В первом случае Христос изображен в профиль и либо шествует по облакам на небеса, ведомый десницей Бога, как на Бамбергском авории IV в. из Мюнхенского музея, либо Его поднимают два ангела, как на резной пластине дверей базилики Санта Сабина V в. в Риме.

Санта Сабина Вознесение

Вознесение. Деревянная пластина резных дверей из ц. Санта Сабина. Рим, V в.

В другом, более для нас привычном варианте, Он изображен фронтально и возносится на небеса во славе. Этот тип представлен на еще одной пластине дверей базилики Санта Сабина, где сюжет решен в духе «раннехристианской символики особого вероучительного характера» [16]. Юный Спаситель со свитком в левой руке стоит в медальоне (славе), сплетенном из лавровых ветвей. По сторонам от Него буквы α и ω, отсылающие к тексту Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Вокруг ореола Христа расположены символы четырех евангелистов: орел, лев, человек и телец. Ниже – свод с солнцем, луной и звездами и двое апостолов, которые держат над головой стоящей между ними женщины крест в круге. Возможно, таким образом изображается Богоматерь. Как следует понимать эту композицию?

По толкованию Н.В. Покровского, общая схема напоминает Вознесение, как оно сложилось в памятниках VI в. Однако это не точное воспроизведение евангельского рассказа. «Момент взят другой. Христос уже вознесся на небеса; Он превыше солнца, луны и звезд; под Ним небесный свод. Он есть начало и конец всего; Христос Сын Божий Спаситель. Он есть глава церкви; а эта церковь представлена внизу в образе Богоматери рядом с двумя представителями церкви иудеев и язычников – апостолами Петром и Павлом. Над головой Богоматери-церкви крест, важнейший символ христианства, поддерживаемый первоверховными апостолами» [17].

 Ев. Раббулы. 586 г.

Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Б-ка Лауренциана, Флоренция.

В миниатюре сирийского Евангелия Рабулы 586 г. сделан «поворот в сторону исторического направления». В верхней части композиции мы видим триумф Богочеловека Христа. Он поднимается над вершинами Елеона в голубой славе, поддерживаемой двумя ангелами. Два других ангела подносят Ему венки – символы величия и славы. Правой рукой Он благословляет, в левой держит развернутый свиток. Внизу две группы апостолов «с удивлением смотрят на возносящегося Спасителя и с жаром беседуют между собой» [18]. Среди них выделяются Петр с жезлом и связкой ключей и Павел с книгой. В центре, посреди апостолов, стоит Богоматерь в позе оранты (с воздетыми руками) в окружении двух ангелов в белых одеждах. Один обращается к апостолам, другой указывает на возносящегося Христа. Это прямая иллюстрация Деяний: «И когда они смотрели в небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде…». (Деян. 1, 10–11). Так обозначена связь Вознесения со Вторым пришествием. Эсхатологический смысл подчеркивается и изображением под славой Христа тетраморфа с огненными колесами, описанного в текстах ветхозаветных пророчеств (Иез. 1, 4–25) и Апокалипсисе (Откр. 4, 7–8) [19].

О присутствии при Вознесении Богоматери в Новом Завете не сообщается. Однако Ее фигура будет центральной в иконографии, как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы. Образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви. Кроме того, среди апостолов наряду с Петром обычно присутствует и Павел, как в рассмотренной выше миниатюре сирийского Евангелия. Это историческое несоответствие не смущало художников. Они создавали «прежде всего символический образ Новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам» [20].

Небесные композиции Вознесения

Сан Марко. Вознесение

Вознесение. Мозаика центрального купола в соборе Сан Марко. Венеция. XIII в.

Вознесение – один из немногих праздников, сюжет которого встречается в декорации купола. В раннехристианской монументальной живописи это могло быть Крещение Господне (баптистерии в Равенне V-VI вв.) и наряду с ним Вознесение. В IX–XI вв. изображают Вознесение и Сошествие Святого Духа. Обе композиции соответствовали сакральной пространственной зоне («Небо»). Вознесение имело естественный центр – возносящегося в круглой славе Христа. Вокруг Него, по замечанию О. Демуса, «подобно спицам колеса, располагались ангелы» [21]. Их сложные позы создавали впечатление ритмичного движения, почти танца (мозаика ц. Св. Софии в Фессалонике, 880-885 гг.; фрески храмов Каппадокии X-XII вв.). Заключенные в круг, эти ангелы являли образ вечной, непрекращающейся молитвы и славословия Божия. На Балканах, в Италии и на Руси купольные композиции Вознесения встречаются и в более позднее время (церковь св. Апостолов в Пече, Сербия, 30-е гг. XIII в.; мозаика собора св. Марка в Венеции XIII в.).

Вознесение. Курбиново

Вознесение. Роспись церкви св. Георгия в Курбиново, Македония. 1191 г.

В росписи храма Вознесение всегда располагается в верхних регистрах. Оно может быть на сводах, как в охридских церквах Св. Софии (40-е гг. XI в.) и Богородицы Перивлепты (1295-1296) в Македонии, или в верхнем ярусе стенной декорации, как в церкви свт. Николая в Кастории (Греция, кон. XII в.). В церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония, 1191) Вознесение написано в зените восточной стены, над алтарной аркой. В книге Деяний говорится, что, когда Господь возносился, облако покрыло Его – «взяло Его из вида их». Очевидно, поэтому в мандорле Христа изображены облачные фантастические фигуры зверей и рыб – как небесные отображения земных форм в воспоминание о далеких днях Сотворения мира. Возможно, автор хотел сказать, что Господь при Вознесении благословил не только все человечество в лице апостолов, но и все творение. Вспоминаются и апокалиптические животные, которые «воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле» (Откр. 4,6). Вознесением на Небеса и «седением одесную Отца» завершается земное служение Иисуса Христа.

Вознесение. Мирожский мон

Роспись купола Преображенского собора Мирожского мон. Псков. XII в.

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях XI–XII веков. Это удивительные, небесные образы Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (сер. XII в.) и церкви св. Георгия в Старой Ладоге (60-е гг. XII в.)., выполненные, судя по всему, греческими мастерами. Число ангелов, которые поддерживают ореол с возносящимся Христом, увеличилось до восьми, напоминая об эсхатологическом «восьмом дне» – Царстве будущего века. В росписи церкви Спаса на Нередице (1199), уничтоженной во время Великой Отечественной войны, барабан купола опоясывали 2-й и 6-й стихи 46-го псалма, прославляя уже вознесенного Господа: «Вси языци восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

Иконы праздничного чина

Вознесение. Синай. 9 в.

Икона VIII-IX в. из мон. св. Екатерины. Синай.

Самые ранние иконы Вознесения, VI и VIII-IX вв., находятся в монастыре св. Екатерины на Синае. «Грубоватые, но экспрессивные и выразительные» [22], они были созданы в землях христианского Востока, (Палестины, Сирии, Египта) и полны религиозного воодушевления, горячей искренней веры [23]. В конце XI-XII вв. Вознесение в составе двенадцати праздников появляется на византийской алтарной преграде – темплоне. На длинных иконах-эпистилиях мы видим хорошо разработанную симметричную композицию, ту же, что в ранней иконографии, но без замысловатой символики. Когда в конце XIV — начале XV в. формируется высокой русский иконостас, Вознесение входит в состав праздничного чина. Множество сохранившихся икон имеют аналогичную композицию на фоне Елеонской горы. Различаются поза и жесты Богоматери. Часто Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками, ладонями к зрителю. Апостолы изображаются иногда двумя упорядоченными группами справа и слева от Богоматери, иногда довольно экспрессивно, как на тверской иконе середины XV в. из Третьяковской галереи [24]. Различными могут быть число ангелов (2, 4, 6), их позы и положение крыльев.

Фрагмент эпистилия. 12 в

Фрагмент эпистилия с тремя праздниками. Мон. св. Екатерины. Синай. XII в.

Псков. 16 в.

Вознесение. Псковская икона XVIв.

С XII века русские паломники описывали камень с отпечатками стоп Спасителя (см. «Хождение игумена Даниила»), что отразилось в иконографии [25]. Священный камень «со стопочками» – на горе, под славой Христа – появляется на псковских иконах в XVI в. Это напоминало и о месте Вознесения на Елеоне, и о ветхозаветных пророчествах: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43, 7) и «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум 1, 15).

1542. Псков. НГОМЗ

Икона из Нововознесенской церкви Пскова. 1542 г. Новгородский музей-заповедник.

На иконе 1542 г. из Нововознесенской церкви Пскова и иконе середины XVI в. из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (Гос. Русский музей, СПб) в верхнем регистре изображены трубящие ангелы, которые могут быть истолкованы по-разному. Во-первых, как славящие Господа, во-вторых, в свете предречения о том, что Иисус придет «таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10-11) – как ангелы Апокалипсиса (Откр.8, 6-7), в эсхатологическом смысле.

Икона Вознесения передает радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небесах [26]. В то же время она – один из образов Второго Пришествия (Деян. 1,11). Об этом в «Слове на Вознесение» говорит свт. Иоанн Златоуст: «Взираем горе на небо, на самый престол Церкви, там восседает Начаток от Начал. Так и придет Сын Божий с неба судить нас, и не замедлит. Общий наш Владыка придет, ведя с Собою воинства, полки Ангелов, собор Архангелов, строй мучеников, лики праведников, сонмы пророков и апостолов, и среди них невещественно витая, – Сам как Царь в невыразимой и неизреченной славе» [27]. ______________________

1.Лисовой, Н.Н. Елеонская гора // Православная энциклопедия. Т.18. – М., 2010. – С. 310-317.
2.Там же.
3.Инокиня Серафима. Об останках Великой Княгини Елизаветы Феодоровны // Возрождение. Ежемесячный литературно-политический журнал. – Париж, 1964. – № 151. – С. 14-15.
4.Лисовой, Н.Н. Указ. соч.
5.Там же.
6.Лисовой, Н.Н. Елеонский монастырь в 1869-1914 гг. / Елеонский Вознесенский русский монастырь // Православная энциклопедия. Т.18. – М., 2010. – С. 321. Автор приводит научно обоснованное мнение Е. С. Лукьяновой, изучавшей елеонскую археологию в 1929-1937 гг.
7.Серафим (Мелконян), игум. С Евангелием по святым местам. – Иерусалим, 1998. – С. 123.
8.«Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. / Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. – С. 44-45
9.Антонин (Капустин), архим. Пять дней на Св. Земле и в Иерусалиме в 1857 г. М.: 2007. – С. 108.
10.Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. – М.: Индрик, 2008. – С. 202.
11.Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – С. 199.
12.Битбунов, Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – Изд. 3-е. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – С. 139-140.
13.Лукашевич, А.А., Ткаченко, А.А. Вознесение Господне. // Православная энциклопедия. Т. 9. – М., 2010. – С. 187-203.
14.Там же.
15.Григорий Палама, свт. Омилия 22 / Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. – М.: Паломник, 1993.
16.Липатова, С.Н. Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси [Электронный ресурс]. Адрес: //www.pravoslavie.ru/jurnal/1361.htm
17. Покровский, Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 521.
18.Там же.
19.Липатова, С.Н. Указ. Соч.
20.Там же.
21.Демус, О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Отто Демус. Пер. с англ. Э.С. Смирновой; ред. и сост.: А.С. Преображенский. – М.: Индрик, 2001.
22.Лазарев, В.Н. История Византийской живописи. В 2-х т. – М.: Искусство, 1986. – Т. 1. – С. 29.
23.Попова, О.С. Византийские иконы VI-XV веков. // История иконописи. – М., 2014. – С. 47.
24.Липатова, С.Н. Указ. соч.
25.Квливидзе, Н.В. Иконография / Вознесение Господне // Православная энциклопедия. Т. 9. – М., 2010. – С. 203.
26.Липатова, С.Н. Указ. соч.
27.Иоанн Златоуст, свт. Беседы на святую Пятидесятницу. [Электронный ресурс]. Адрес: //azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_50nicu/


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
6 539
все новости
В начало страницыВ начало страницы