+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Волхвы со звездою путешествуют

Дата публикации: 11.01.2016

Содержание:

Заметки о ранней иконографии Рождества Христова

Коптская икона VII в. Монастырь св. Екатерины. Синай

Коптская икона VII в. Монастырь св. Екатерины. Синай

Рождество Христово, как все двунадесятые праздники, имеет свою икону. В пространстве храма это изображение встречается несколько раз. Во-первых, в праздничном ряду иконостаса, расположенном обычно над местным рядом. Во-вторых, на аналойной иконе, которая во время праздника находится посреди храма, украшенная хвойными ветками и цветами. Если храм посвящен Рождеству Христову, местная икона (вторая от Царских врат, рядом с образом Спасителя) тоже будет рождественской. Именно ее мы увидим в местном ряду иконостаса нового кафедрального собора Челябинской епархии.

Кроме того, события Рождества Христова входят в программу храмовой росписи, располагаются они обычно в восточной части. В европейском искусстве Рождество Иисуса Христа и поклонение Богомладенцу — чрезвычайно разработанные сюжеты, особенно в эпоху готики, Проторенессанса и раннего Ренессанса. Любимые всеми вертепы, современные рождественские инсталляции рядом с храмами — тоже своего рода иконы, только пространственные.

Что объединяет все эти изображения?

Икона школы Андрея Рублева. 1405 г.

Икона школы Андрея Рублева. 1405 г.

Повсюду мы увидим спеленатого Младенца Христа в пещере и над Ним Вифлеемскую звезду. Рядом лежит или сидит Богородица, чуть ниже Иосиф-Обручник. Волхвы с дарами и пастухи поклоняются Новорожденному, ангелы славят Бога. Всегда изображаются животные — вол и осел над Богомладенцем, пасущиеся овечки, кони, на которых путешествуют волхвы. Часто на первом плане — сцена омовения Младенца. Именно такую композицию мы видим на коптской иконе VII в. из монастыря св. Екатерины на Синае, на иконе школы Андрея Рублева 1405 г., на афонской иконе XVI в. Эта развитая иконография характерна для средневизантийской и палеологовской эпох, она встречается на многих иконах, резных изображениях, в монументальной живописи XI–XV вв. Довольно точно соответствует ей кондак Рождества — словесная икона праздника: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.

Но праздник Рождества Христова отмечался уже первыми христианами и первоначальные его изображения были совсем другими. Мы найдем его в самом раннем христианском искусстве — стенописи римских катакомб. Известно, что до IV в. Рождество и Крещение составляли один праздник, назывался он Богоявление. Самое раннее из известных изображений Божией Матери с новорожденным Младенцем Христом — фреска начала III в. в катакомбах Присциллы, где пророк Валаам (Числ. 24,17) указывает на звезду. Некоторые исследователи считают, что это пророк Исайя, который предсказал о просвещении светом людей, ходящих во тьме (Ис. 9, 2). На аркосолии в катакомбах Петра и Марцеллина (1-я пол. III в.) также изображена сидящая Богородица с Младенцем. Но теперь с двух сторон волхвы приносят Ему свои дары.

Богородица с Младенцем и пророк, указывающий на звезду. Катакомбы Присциллы, Рим. II – нач. III в.

Богородица с Младенцем и пророк, указывающий на звезду.
Катакомбы Присциллы, Рим. II – нач. III в.

На римских саркофагах IV-V вв. композиция поклонения волхвов встречается часто и уже в более детальной разработке. Здесь не видно пастухов, которые, как говорится в Евангелии от Луки, первыми поклонились Христу. Возможно, в Риме в это время еще не знали Евангелия от Луки, где говорится о благовестии ангелов пастухам, но ничего не сказано о волхвах. Зато знали Евангелие от Матфея, где говорится о волхвах, путеводящей звезде, но не сказано о пастухах, путешествии в Вифлеем и рождении Младенца в пещере.

Поэтому сцены Рождества и поклонения волхвов изображены не в пещере, а под своеобразным навесом. Богоматерь не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем или держит Его на коленях. У яслей Спасителя — вол и осел, как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1, 3). По толкованию св. отцов, вол — это символ рожденных в Законе, Израиля, а осел — символ язычников. Между ними изображается божественный Младенец, освобождающий одних из-под ярма закона, других — от поклонения идолам. Одни суть тот избранный «остаток» ветхозаветной Церкви, который войдет в Церковь Нового Завета, другие — те, кому только открывается возможность истинного богопознания.

Рождество и поклонение волхвов. Фрагмент саркофага. Рим. IV в. Музеи Ватикана.

Рождество и поклонение волхвов. Фрагмент саркофага. Рим. IV в.
Музеи Ватикана.

Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия V века. По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждение того, что безболезненно родила Христа и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях святые Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже — в Четьих минеях свт. Димитрий Ростовский.

После Миланского эдикта 313 г. по всей Римской империи возводятся христианские храмы, их украшают монументальные композиции. Уникальным памятником середины V века являются мозаики в римской базилике Санта Мария Маджоре. Композиции триумфальной арки посвящены теме прославления Богоматери, что связано с победой над ересями Ария и Нестория на Никейском и Эфесском Вселенских соборах. Состав изображений полностью охватывает Рождественский цикл сюжетов, особенно подчеркивая тему Боговоплощения и роль Богоматери в истории Спасения: Благовещение, Рождество (поклонение волхвов, бегство в Египет, избиение младенцев, Ирод и волхвы), Сретение. Здесь уже использованы сюжеты не только из Евангелия от Матфея (поклонение волхвов), но также от Луки (Благовещение) и из апокрифического «Евангелия Детства».

Поклонение волхвов. Фрагмент мозаики триумфальной арки. Базилика Санта Мария Маджоре. Рим. Сер. V в.

Поклонение волхвов. Фрагмент мозаики триумфальной арки.
Базилика Санта Мария Маджоре. Рим. Сер. V в.

В сценах Благовещения и Поклонения волхвов Богоматерь изображена не в обычном мафории, а в царских одеждах с украшениями, с диадемой на голове. «Поклонение волхвов» служит выражением славы и торжества Христа, прославлением Его как Бога и как Царя. Новорожденный Христос восседает на троне. Справа от Него Богородица (символическое изображение Церкви), слева — женщина в синем мафории (символическое изображение Синагоги). За спиной Младенца Христа — славословящие ангелы (на это указывают их жесты) в одеждах знатных римлян. Над Его головой сияет звезда.

Волхвов на этом изображении сразу можно отличить от других персонажей. Одеты они в короткие рубахи с длинными рукавами и анаксириды (длинные и узкие персидские штаны), на плечах широкий безрукавный плащ с застежкой на плече, на ногах — сапожки. Красный фригийский колпак на голове указывает на то, что эти люди в Палестине — пришельцы, язычники. И именно пришельцы (вслед за пастухами) первыми воздают почести новорожденному Богомладенцу и Его Матери. Подобно им, первые христиане Рима — представители разных народов, правда, собранные в столице мира чаще всего не по своей воле. Однако случилось так, что именно здесь, познав истинного Бога и поклонившись Ему, они обрели свободу.

В базилике Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (VI век) три волхва возглавляют процессию мучениц. Это вставка в уже готовую композицию. Теперь вместе с дарами волхвов драгоценные венцы мученичества приносятся в дар Господу и Его Пречистой Матери.

В рождественской стихире поется: «Что Тебе принесем, Христе, яко явися еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангелы — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо (радость), земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву. Иже прежде всех век, Боже, помилуй нас». Христос «нас ради человек и нашего ради спасения» принес в жертву Себя, Матерь Его — отдала нам Своего единственного Сына. А какую жертву любви принесет Им каждый из нас?

Волхвы Балтазар, Мельхиор и Каспар. Фрагмент мозаики в ц. Сан Аполлинаре Нуово. Равенна. VI в.

Волхвы Балтазар, Мельхиор и Каспар. Фрагмент мозаики в ц. Сан Аполлинаре Нуово. Равенна. VI в.

Предание указывает, что волхвами были три персидских царевича, учившиеся у пророка Валаама астрономии (звездочетству), которым он оставил свои пророческие книги и просил следить за появлением на небе звезды от Иакова (Числ. 24, 17). И действительно, они искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благовестие о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилось им в виде звезды. Пришедшие поклониться Спасителю мира восточные цари составляют «начаток Церкви из язычников».

Святитель Григорий Палама ссылается на пророчество Исайи (Ис. 19, 1; 23, 24) о том, что в те дни первыми народами, служащими Богу, будут египтяне и ассирийцы, а с ними — Израиль. Он пишет, что пророчество «сбывается потому, что поклонение от волхвов сразу же сменилось на Его бегство в Египет, благодаря чему Он освободил египтян от идолов, а после возвращения оттуда Он избрал достойный для Своего удела народ Божий из среды Израиля».

Изображения волхвов соответствуют обычно трем возрастным категориям: старец, зрелых лет муж, молодой человек. Этим, по замечанию Л.Успенского, подчеркивается, что «откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта». И в самом деле, волхвы приносят Богу дары: золото, ладан и смирну (мирру) — свою науку, любовь и послушание, по толкованию свт. Иоанна Златоуста. Бл. Августин и свт. Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем в приношении золота, Богом в приношении ладана и Человеком, готовым умереть, — в приношении смирны. Свт. Григорий Палама пишет об этом: «сами же волхвы пали ниц, принося золото и ливан и смирну» Тому, Кто Своею смертью, — символом которой была смирна, — даровал нам божественную жизнь, — образом чего был ливан, — и даровал нам божественное озарение и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы». Чудесным образом дары волхвов сохранились до наших дней в монастыре св. Павла на Афоне.

Ковчег с дарами волхвов. Монастырь св. Павла. Афон.

Ковчег с дарами волхвов. Монастырь св. Павла. Афон.

В западной иконографии могут появиться четыре волхва — как символы четырех сторон света. Кроме того, за каждым из волхвов «закрепилась» определенная часть света. За Мельхиором, старшим, — Европа (он изображается светлокожим, в европейских одеждах), за Бальтазаром, средним по возрасту, — Азия (он изображается более темным, в восточных одеждах), за Каспаром, младшим, — Африка (изображается темнокожим).

На иконах группа всадников-волхвов в уменьшенном, по сравнению с другими сценами, масштабе, располагается обычно в верхней части, иногда дважды. Сначала они идут за звездой, а затем, вслед за ангелом, удаляются из пределов царства Ирода.

Мощи волхвов в Кельне

В западной церкви волхвы прославлены и именуются «три святых короля». Мощи волхвов впервые были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке — в Медиолан (современный Милан). Имеются свидетельства, что мощи волхвов были подарены Кельнскому архиепископу императором Фридрихом I Барбароссой. В 1164 году из Милана останки прославленных волхвов были сначала перенесены по суше на специальных подводах, а потом — на речном судне по Рейну в Кельн. Для хранения мощей в Кельне решено было изготовить золотой реликварий и воздвигнуть величественный собор в стиле «высокой готики». Строительство собора было начато в 1248 году, а завершено лишь спустя несколько столетий.

Реликварий с мощами волхвов. Кельнский собор.

Реликварий с мощами волхвов. Кельнский собор.

«День трех святых королей» — 6 января — очень популярен в народе. Кельнский собор становится в этот день местом массового паломничества верующих со всей Германии и из граничащих с ней стран. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны, из которых трое имеют «золотые короны» на голове и носят «королевские одежды». Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех святых королей». Около храмов устраиваются театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение Богомладенцу. В каждом храме оформлены рождественские вертепы, среди персонажей — знаменитые волхвы. По сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов — К + М + В — и указывает год. Кроме того, в этот день они в последний раз зажигают в доме новогоднюю елку и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг»

Алтарь в пещере Рождества и Мелисмос

Плакетка из слоновой кости. Деталь трона Максимиана. Сер. VI в. Равенна.

Плакетка из слоновой кости. Деталь трона Максимиана.
Сер. VI в. Равенна.

На знаменитом троне Максимиана, бывшего архиепископом Равенны в середине VI века, Богоматерь в сцене Рождества изображена уже не сидящей. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с Ним — вол, осел и Иосиф-Обручник, вверху — Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к 20-й главе Протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.

Алтарь с нишей в центре над местом, где родился Младенец Иисус.<br />Крипта базилики Рождества, Вифлеем.

Алтарь с нишей в центре над местом, где родился Младенец Иисус.
Крипта базилики Рождества, Вифлеем.

Прямоугольный каменный одр с круглой нишей внизу, на котором лежит Младенец, встречается и на других ранних изображениях. Например, на крышке реликвария из капеллы Санкта Санкторум (VI-VIIв., Ватикан), на миниатюре из Евангелия Раббулы (586 г.). По мнению исследователей, он представляет собою алтарь с нишей в центре, подобный тому, какой был (и есть сейчас) над местом рождения Богомладенца в вифлеемской базилике Рождества Христова. Изображение Младенца на престоле связано с темой Евхаристии и может трактоваться как прообраз иконографической схемы «мелисмос», в которой изображается евхаристическая жертва.

Мелисмос. Фреска апсиды в храме ап. Андрея. Матка, Македония. XIV в.

Мелисмос. Фреска апсиды в храме ап. Андрея.
Матка, Македония. XIV в.

Иконография «мелисмос» получила распространение в византийском искусстве в палеологовскую эпоху (с XIV в.). Это сюжет алтарной живописи, литургических сосудов, воздухов и покровцов.

Сударь (покровец) «Се Агнец». Мастерские вел. кн. Софии Палеолог. XV в.

Сударь (покровец) «Се Агнец». Мастерские вел. кн. Софии Палеолог. XV в.

Вифлеемская звезда

Еще один образ ранней иконографии Рождества — Вифлеемская звезда. Мы видели ее в живописи катакомб III-IV вв., в сценах Рождества и поклонения волхвов на саркофагах. Изображение звезды восходит к евангельскому тексту (Мф 2. 2, 7, 8-10) и пророчеству Валаама о Мессии в образе звезды, восходящей от потомства Иакова. Пророк Валаам, современник пророка Моисея, жил за 1500 до Р.Х. Князья Моава пригласили пророка, чтобы он проклял еврейский народ, который угрожал вторжением в их землю. Они надеялись, что это проклятие поможет одержать победу над израильтянами. Но пророк Валаам, смотря с горы на приближающийся еврейский народ, в пророческом озарении увидел также и далекого Потомка этого народа. В духовном восторге вместо проклятия Валаам воскликнул: «Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (Числа 24, 17).

Пророчество Валаама о Звезде из колена Иакова положило начало верованию, как израильтян, так и персов, от которых пришли евангельские волхвы, что пришествие Мессии будет предварено появлением на небе яркой звезды. Такая необыкновенно яркая звезда, как мы знаем, действительно засияла на небе незадолго до Рождества Христова.

Мозаика церкви Успения в мон. Дафни. Греция. Вторая половина XI в.

Мозаика церкви Успения в мон. Дафни. Греция. Вторая половина XI в.

В развитой иконографии в сегменте неба вверху изображается звезда, от которой иногда исходит луч. Часто внимание нескольких групп персонажей оказывается сосредоточенным на звезде: на нее указывают волхвы как на свою путеводительницу ко Христу, ей дивятся пастыри, вокруг нее славословят ангелы. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает главное чудо этого момента — Рождение «Сущего прежде век», положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто покрывает небо облаками.

Ориген понимал звезду как вполне материальное явление. В языческом мире появление новой звезды связывали с рождением великого царя, звезду изображали над головой императора как символ его божественной власти. Но, как пишет свт. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной «ангельской силой». Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества XVII – XVIII вв. звезда заменяется ангелом. По Евангелию от Матфея (Мф. 2, 1), звезда вела волхвов к рожденному Спасителю «и остановилась над местом, где был Младенец».

Рождество Христово. Болгарская икона. XVIII в.

Рождество Христово. Болгарская икона. XVIII в.

Иногда звезда испускает три луча, что может быть трактовано как Троичный символ. Они символизируют свет путеводной Вифлеемской звезды, вставшей над местом рождения Христа. Зачастую ангел, образ которого, вероятно, восходит к словам Иоанна Златоуста о том, что под видом звезды, руководившей волхвами, был Ангел Господень, указывает на звезду. Звезда вообще ассоциировалась с приходом на Землю Мессии Христа. Она указана и в пророчестве Валаама (Числ. 24, 17), и в Откровении Иоанна Богослова, где Христос назван звездою, озарившей землю светом евангельского дня: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16),.

При совершении проскомидии над положенным на дискос агнцем ставится «звездица». Она знаменует собою звезду, ставшую над Богомладенцем, лежащим в яслях. И светильник, вынесенный в Рождественский сочельник и поставленный посреди храма, также знаменует Рождественскую звезду.
По словам митрополита Филарета (Вахромеева), бывшего экзарха Белоруссии, «чудесная Вифлеемская звезда, показывая восточным мудрецам путь ко Христу, рассеивает мрак «тьмы и сени смертной», в который погрузилось все человечество после грехопадения. Но это звезда горела не только для волхвов.

Поклонение волхвов. Деталь саркофага. Рим. IV в.

Поклонение волхвов. Деталь саркофага. Рим. IV в.

У каждого из нас свой путь ко Христу, а это значит, что у каждого из нас есть какие-то свои ориентиры, своя «личная звезда», которая сияет во тьме лежащего во зле мира и зовет нас к Богу в обстоятельствах нашей жизни. И при свете этой звезды все прелести мира сего тускнеют, теряют свою значимость. Когда человек решает следовать за ее светом и очищает свою душу покаянием, происходит чудо: его душа перестает быть «вертепом разбойников», где гнездятся многочисленные страсти, и становится вместилищем невместимого Бога и Его благодати.

Мы должны научиться превращать свое сердце в Вифлеемские ясли, чтобы и в нем мог родиться Спаситель, которому предстояли бы Его Пречистая Матерь и ангельский сонм, воспевающий Ему хвалу. Поэтому, памятуя о словах Писания, которое называет нас храмами Духа Святого (см. 1 Кор. 6:19), давайте просить у Господа твердой решимости следовать Евангельскому призыву и прославлять Бога в душах наших и телах наших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20)».


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
4 447
все новости
В начало страницыВ начало страницы