+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Страстная Седмица. Великий Вторник.
Первые три дня Страстной седмицы посвящены усиленному приготовлению к Страстям Христовым. Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ. Святая Церковь благоговейно вспоминает события Страстной Седмицы в те самые дни, когда они совершались, и ведет нас за Божественным Учителем с Его учениками то в храм, то к народу, то к фарисеям и всюду просвящает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.
В Великий Вторник вспоминается притча Христа о десяти девах и другие притчи и наставления, которые Господь произнес в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о Втором Пришествии, Страшном Суде и воскресении мертвых, о талантах (см.: Мф 22-25). Эти притчи и наставления комментируются в богослужебных текстах.
Содержание:
Притча о десяти девах
Ночь на вторник Иисус Христос провел также в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма ( Мф. 24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21:46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11:18), послушаше Его в сладость (Мк. 12:37).
Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться.
Притчей о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к сретению небесного Жениха целомудрием, милостыней и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. «Целомудрие высоко, — говорит Церковь, — но сохраняющий оное да не небрежет и о других добродетелях, паче же о милостыне, которою свеща целомудрия просвещается».
Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, юродивые же имели одно целомудрие, не имея других добродетелей, а особенно милосердия. В ночь настоящей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался клик: «се жених грядет». Мудрые приготовили светильники свои и вошли с Женихом на брак и двери затворились. После приходят и юродивые, которые, не имея у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Жениха. «Господи, Господи, вопиют они, отверзи нам», но Он отвечает: «не вем вас».
Сообразно с притчей о десяти девах, преимущественно избранной для назидания верующих в Великий Вторник, Церковь и в своих священных песнопениях в этот день побуждает нас к исправлению нашего поведения и целомудрию, особенно представлением внезапного пришествия Христова судить живых и мертвых.
Евангельскую притчу о десяти девах Церковь приводит на память в назидание нам, преимущественно в Великий Вторник, с древних времен. О ней упоминает в этот день св. Исидор Пелусиот, живший в начале 5 века. В 8 веке Косьма маиумский написал для Великого Вторника двупеснец, сейчас исполняемый Церковью на утрени в этот день.
Тропарь дня
Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща, недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сном отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши, и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Вот, Жених идет в полуночи, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же тот, которого Он найдет дремлющим. Итак, будь внимательна, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне дверей Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, Богородицей помилуй нас.
Хор Сретенского монастыря
Стихиры на «Господи, воззвах»
Душе́вною ле́ностию воздрема́вся, не стяжа́х, Женише́ Христе́, горя́ща свети́льника и́же от доброде́телей, и де́вам уподо́бихся бу́им, во вре́мя де́лания глумля́ся: утро́бы щедро́т Твои́х не затвори́ мне, Влады́ко, но оттря́с мой омраче́нный сон, возста́ви, Ми́лостиве, и с му́дрыми введи́ де́вами в черто́г Твой, иде́же глас чи́стый пра́зднующих, и вопию́щих непреста́нно: Го́споди, сла́ва Тебе́.
Здесь нам указывает Церковь на главную причину такого состояния духовного, которое бывает во тьме. Светильник не горит, нет елея (по объяснению Макария Великого, которое повторил преп.Серафим в беседе с Мотовиловым, отсутствие елея в светильнике — это человеческое прозябание без животворного огня Божественного Духа). Чем вызвано такое состояние? — душевной леностью (по-славянски милостью к себе). Из-за неё нет и ко Христу трепетного чувства, которое бывает в отношении к Жениху, если душа способна любить. Не случайно в Церкви обращение к Господу — «Жених церковный». Это в дни Страстной седмицы еще подчеркивается и пением тропаря: «Се Жених грядет…», где обращение к собственной душе: «блюди убо, душе моя, не сном отяготися». Сон здесь в том же значении ленивой беспечности, о которой эта стихира. Можно было бы больше не возвращаться к этому, если бы стихира не отвечала самому насущному желанию: признав свою немощь, свою виновность в расслаблении души, мы словами стихиры просим Господа «не затворить» любвеобильного Своего сердца, но отогнать «омраченный» сон, то есть встряхнуть, только по-доброму, с любовью, и ввести с мудрыми девами в Свой чертог, где радостно и благодарно (то есть чисто, без примеси тщеславия, сознания своего превосходства и других омрачающих дар Божий чувств) взывают непрестанно: «Господи, слава Тебе!»
Притча о талантах
Нарастают и ширятся намеченные в Великий Понедельник темы: тема бесплодной смоковницы продолжается в притче о таланте, скрытом в земле. Весть о кончине мира претворяется в грозную картину Страшного Суда. Образ десяти дев и песнь о Чертоге заставляют душу скорбеть о нечистоте своей и трепетно внимать словам: «Се тебе талант Владыка вверяет, душе моя, со страхом приими дар…». Перекликаясь, два состояния душевных звучат в стихах прокимнов: тревога, жаждущая утешения: «Да уповает Израиль на Господа» и надежда на милость Божию: «Яко у Господа милость».
Стихира на хвалитех
Скры́вшаго тала́нт осужде́ние слы́шавши, о душе́, не скрыва́й словесе́ Бо́жия, возвеща́й чудеса́ Его́, да умножа́ющи дарова́ние, вни́деши в ра́дость Го́спода твоего́.
Услышав об осуждении того, кто скрыл талант, душа, не скрывая слово Божие, возвешай чудеса Его, чтобы, умножая таланты, ты вошла в радость Господина своего.
Кондак дня
Час, душе́, конца́ помы́сливши, и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися, да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная, бо́дрствующи и зову́щи: да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.
Стихиры на стиховне
Прииди́те, ве́рнии, де́лаим усе́рдно Влады́це, подава́ет бо рабо́м бога́тство, и по ра́венству ки́йждо да многоусугу́бим благода́ти тала́нт, ов у́бо му́дрость да прино́сит де́лы благи́ми, ов же слу́жбу све́тлости да соверша́ет. Да приобща́ется же сло́вом ве́рный та́йны ненауче́нному, и да расточа́ет бога́тство убо́гим други́й, си́це бо заимова́нное многоусугу́бим, и я́ко строи́телие ве́рнии благода́ти, Влады́чния ра́дости сподо́бимся. Тоя́ нас сподо́би, Христе́ Бо́же, я́ко Человеколю́бец.
Здесь мы слышим призыв усердно служить Господу. То, что казалось само собой разумеющимся, ускользает от нашего внимания, и Церковь в ожидании пасхальной радости, снова нам напоминает о непременном условии получения ее здесь как залог будущей радости. Господь даст всем дары Свои, дает взаймы, даете непременным условием умножить данное. Умножить своим усердным трудом. Здесь есть слово «по равенству». Это не значит, что всем одинаково дается, а подчеркивается, что всем. Не так, как некоторые думают, что одних Бог оделил талантами, а других нет. Дальше даже перечисляются некоторые из них: кто оделен мудростью — пусть ее посвятит благим делами (а вовсе не стремлению подчеркивать всем и везде свою исключительность), кто способен служить просвещению — пусть служит, кто одарен даром слова — поможет необразованным, кто богат — пусть поделится с бедным (здесь не одна материальная обеспеченность имеется в виду). Так поступая, мы станем верными «строителями благодати», то есть участниками в деле построения общего для всех Царства Божия, за что можем удостоиться Владычней радости. Чему же может радоваться Владыка наш? Тому, что мы верны Его призыву, что хотим сотрудничать с Ним, что нам дорого Его дело (о чем говорит наше усердие, когда оно есть). И, как всегда, мы просим ее теперь, уповая на человеколюбие Божие больше, чем на свои заслуги.
Слава, и ныне: Се тебе́ тала́нт Влады́ка вверя́ет, душе́ моя́, стра́хом приими́ дар, заи́мствуй да́вшему, раздава́й ни́щим и стяжи́ дру́га Го́спода, да ста́неши одесну́ю Его́, егда́ прии́дет во сла́ве, и услы́шиши блаже́нный глас: вни́ди ра́бе в ра́дость Го́спода твоего́. Тоя́ досто́йна мя сотвори́, Спа́се, заблуди́вшаго, вели́кия ра́ди Твоея́ ми́лости.
Вот, Владыка вверяет тебе талант, о душа моя, со страхом прими дар, отдай взаймы Давшему, раздай нишим и приобрети в Господе друга, чтобы стать по правую руку от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный голос: войди, раб, в радость Господина своего…
О каком таланте здесь речь? Вообще о любом, данном вместе с жизнью? Или о каком-то особенном, который вдруг открылся и стало человеку ясно, что он получил еще что-то… Наверное, каждый сможет ответить для себя на этот вопрос, но каким бы ни был врученный талант, от души, им обогащенной, требуется:
во-первых — благоговение («страхом приими»),
во-вторых — усердие для его умножения,
в-третьих — постоянное стремление оделять других, раздавать неимущим.
Соблюдением этого можно приобрести в лице Господа не Хозяина, не Властелина, а Друга, с Которым можно быть вместе на все века (стать «одесную»), услышать обещанный верным в Евангелии радостный зов: «войди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 14-30). Сознавая себя удалившимся («заблудшим»), и, вместе, искренно желая не потерять такую драгоценную возможность из великой милости Божией, просим: «Тоя достойна мя сотвори», то есть удостой, Спаситель мой…
Чтения Священного Писания
Продолжается чтение пророчества Иезекииля, где странные и страшные образы силятся представить огненный Престол и Славу Господнюю. Если сопоставить эти строки древнего пророка с евангельскими о совете книжников и фарисеев, вместе с предательством Иуды, то становится ясно, как Господь исполнил, а не разорил Писание, как всё стройно и целесообразно подобрано св.отцами, чтобы все в совокупности действовало на душу: ум вникал в происходившее на земле (во времена Спасителя) и еще грядущее, сердце устрашалось и умилялось, воля устремлялась к покаянному стоянию перед вечным Судией.
На вечерне продолжается чтение Исхода и Иова, многострадального Иова, который узнает об одном бедствии за другим. И оставленный всеми, изнемогающий под бременем страданий, он «не даде безумия Богу», то есть не позволил себе ни на мгновение подумать, что Бог что-то не так сделал с ним, что в чем-то поступил неверно. Прославить Бога в лишениях и страданиях — это беспредельное мужество. Потому Иов стал прообразом Христа.
Душа — неплодная смоковница, душа — злой виноградарь, душа — дева неразумная, душа — лукавый и ленивый раб, сокрушаясь и трепеща, предстоит ныне пред своим Божественным Судьей, созерцая свои дела и лютые помышления. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой», — взывает стих прокимна, и сладостным утешением звучит ответный глас: «Яко у Господа милость, и многое у Него избавление».
Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю: Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас. . . И многократно повторяется в храме: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения. . .»
все новости