731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Ирина Высоковская
Дата публикации: 14.02.2016

Последним праздником рождественского цикла является Сре́тение Господне, совершаемое 2/15 февраля. Если бы порядок церковных праздников строго соответствовал хронологии евангельских событий, Сре́тение должно было бы приходиться на период между Обрезанием и Богоявлением. Однако дата Сретения — 40-й день после Рождества — была установлена исходя из того, что событие, вспоминаемое в этот день, произошло через 40 дней после рождения Спасителя. В результате Сре́тение празднуется спустя почти месяц после Богоявления, возвращая мысль молящихся к продолжению рождественской истории.На Сре́тение Церковь вспоминает событие, о котором рассказывается в Евангелии от Луки.

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —
и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
Лк 2: 22-38

Сретение. Прп. Андрей Рублев

Сретение. Прп. Андрей Рублев

Исполнение Закона

За древнее искупление Израильтян от рабства Египетского смертью первенцев Египетских, погубленных рукой Ангела, закон Господень требовал от Евреев (Исх.12:29-50), чтобы каждый перворожденный младенец мужеского пола, как собственность Божия, приобретенная кровью чуждых первенцев, в сороковой день по рождении своем был принесен в храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление, или посвящение, младенца Богу. Божественный Законодатель, как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15), как первородный избранных Божиих (см. Рим. 8: 29) и как Первенец Девы Марии (см. Мф. 1: 25), исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Кому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен! Он на восьмой день принял обрезание, а теперь приносится в храм Господень к Самому Себе, в дом Отца и Свой собственный дом:

Днесь дре́вле Моисе́ю в Сина́и зако́н пода́вый зако́нным повину́ется веле́нием, нас ра́ди, я́ко Милосе́рд, по нам быв. Ны́не Чи́стый Бог я́ко Отроча́ Свя́то, ложесна́ разве́рз чи́стыя, Себе́ Самому́ я́ко Бог прино́сится, зако́нныя кля́твы свобожда́я и просвеща́я ду́ши на́ша.

Сегодня Тот, Кто некогда Моисею на Синае даровал закон, повинуясь повелениям закона, ради нас, Милосердный, стал таким, как мы. Ныне Чистый Бог, как Святой Младенец, разверзши девственную утробу, приносится Себе Самому как Бог, освобождая нас от законного проклятия и просвещая наши души. (Стихира на литии)

Младенец Господь был принесен в храм Иерусалимский Богоматерью и Иосифом в сороковой день по рождении. По закону Моисееву (см. Лев. 12: 1-8), жене, родившей младенца мужского пола, было запрещено входить в храм в продолжение сорока дней, которые были днями очищения. По окончании же этого срока мать новорожденного приходила в храм для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Родители Иисуса смогли принести только двух горлиц.
Дева Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась Рождением Его и, не переставая быть Девой, «нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая…» Дева, не имела нужды в очищении, но, по Своему глубокому смирению, Она подчинилась предписанию закона.

Сре́тение — встреча Бога с человеком

Симеон Богоприимец. Икона.
Конечно, без озарения Св. Духом, никто из евреев не мог в это время естественно провидеть в Назаретской Деве — Богоматерь и в Младенце Иисусе — Сына Божия, давшего Моисею Закон на Синае. Но эта страшная действительность была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели, по внушению Св. Духа, в Богомладенце — Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти падшего Адама. В лице Девы Марии их богоозаренным духовным очам предстала Владычица Богородица, Чистое Жилище Богу, Небесная Дверь, Херувимский Престол, Живая Скиния Господа, Его Многосветлый Чертог.

Принесение Богомладенца Иисуса в храм Пречистой Девой эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы. Христос, как Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший Пречистою Свою Матерь — Деву, не нуждался в жертве очищения.

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Св. Духом, встретили Св. Семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма.
Из церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститый старец, предочистивший душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в одной Сретенской стихире «Святителем» (Вел. вечерня, 2 стиховная стихира ).
Анна Пророчица, дочь некоего Фануила из колена Асирова, подобно прав. Симеону, была преподобная и целомудренная подвижница, угождавшая Богу постом и молитвою день и ночь. Ей тогда было от роду 84 года.

Когда праведный Симеон подошел во храме к Пречистой Деве и с величайшим благоговением смотрел на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: «Симеон, носитель несказанных тайн! Прими на руки, как Младенца, Господа славы и спасение мира… на Которого ты надеялся. Он — Божественное утешение Израиля, Владыка закона и Исполнитель законного порядка»
Старец поклонился до земли Богоматери и сказал:
«Радуйся, Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь … Боюсь объять Бога — Младенца … Правда, Исаия некогда очистился принятым от Серафима углем. Ты же подаешь мне носимого Тобою Невечернего Света… Страшусь обнять моими руками Превечное Слово, рожденное от Отца».

С этими словами Симеон, трепеща, простер престарелые руки, взял в объятия первовечное воплощенное Отчее Слово, почему и именуется «Богоприимцем», и воспел пророчественную песнь, которую до сих пор мы поем в конце каждой Вечерни:
Ны́́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, с ми́ром: я́ко видеста́ о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля.

Симеон Богоприимец сравнивается с пророком Моисеем. Вождь народа израильского мог видеть лишь «задняя Божия» (см.: Исх 33. 22—23), а старец Симеон на своих руках держит Бога воплотившегося и взирает на Него открытым лицом:
На горе́ Сина́йстей дре́вле ви́де Моисе́й за́дняя Бо́жия, и то́нкий Боже́ственный глас сподо́бися во мра́це же и ви́хре слы́шати. Ны́не же Симео́н воплоще́ннаго Бо́га непрело́жне нас ра́ди на ру́ки прия́т и ра́достно тща́шеся ити́ от су́щих зде к животу́ ве́чному. Те́мже вопия́ше: ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко.

Некогда Моисей на горе Синай видел Бога сзади и удостоился во мраке и буре слышать тонкий Божественный голос. Ныне же Симеон взял на руки Бога, воплотившегося ради нас без изменения (собственного естества), и с радостью спешит перейти от здешнего к жизни вечной…(Седален по 3 песне Канона на Утрене)

Симеон с благоговейным изумление перед Божественным величием Младенца Иисуса говорит о своей близкой кончине и о том, что, сойдя во ад, он возвестит Адаму рождение Мессии:
Глаго́ли, Симео́не, Кого́ нося́ на руку́ в це́ркви ра́дуешися? Кому́ зове́ши и вопие́ши: ны́не свободи́хся, ви́дех бо Спа́са моего́? Сей есть от Де́вы рожде́йся, Сей есть от Бо́га Бог Сло́во, воплоти́выйся нас ра́ди и спасы́й челове́ка, Тому́ поклони́мся.
Говори, Симеон, Кого нося на руках в храме, ты радуешься? К Кому взываешь и вопиешь: «Ныне освободился, ибо увидел Спасителя моего»? Сей — родившийся от Девы, Сей — Бог Слово от Бога, воплотившийся ради нас и спасший человека. Поклонимся Ему. (Стихира на Господи воззва́х)

Свяще́ннаго свяще́нная Де́ва принесе́ во святи́лище святи́телю, просте́р же ру́це, Симео́н прия́т Сего́, ра́дуяся, и возопи́: ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́ с ми́ром, Го́споди.
Священная Дева принесла Священного в святилище к святителю. Протянув же руки, Симеон принял Его с радостью и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка Господи, по слову Твоему с миром».(Стихира на литии)

Ада́му извести́ти хотя́й иду́, во а́де живу́щу, и Е́ве принести́ благове́стие, Симео́н вопия́ше, со проро́ки лику́я: благослове́н Бог оте́ц на́ших.
«Я добровольно иду, чтобы оповестить Адама, живущего в аду, и принести радостную весть Еве», — восклицал Симеон, ликуя с пророками… (Песнь 7 Канона на Утрене)

Почему «Сре́тение, а не встреча?» митрополит Вениамин (Федченков)

Симеоново проречение

Чудны были слова старца, указывавшие неземное величие Богомладенца и обращенные к Нему, как Владыке живота и смерти: Иосиф и Мария с удивлением заметили, что тайна Божия уже открыта праведному Симеону. Но, возвращая Иисуса в руки Матери, прозорливый старец еще яснее и подробнее предсказал Ей, чем будет Божественный Сын Ее для чад Израиля; не скрыл и того, какие постигнут Ее скорби и страдания: «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Исраили и в знамение пререкаемо».

Сретение. Икона

Сретение
Ярославль. Толгский монастырь. Первая половина XVII века.

По изображению Священного Писания, Иисус Христос есть краеугольный камень, на котором зиждется Святая Церковь: для одних, верующих в Него и утверждающихся на Нем, это — камень многоценный, избранный и честный (Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6, 7), а для других, пренебрегающих Им (см.: Мф. 21:42; Деян. 4:11) и претыкающихся (см.:Мф. 21:44), камень претыкания, падения и соблазна (Ис. 8:14; 1 Пет. 2:7; Рим. 9:33), о который они и разбиваются (см.: Мф. 21:44).

Говоря, что Христос лежит на падение многим во Исраили, Симеон не то разумеет, будто Он будет виновником падения их и увлечет их в бездну погибели — по своему неверию, крайнему ослеплению и ожесточению удаляясь от света и истины (см.: Ин. 3:18—20), они сами будут виною своей погибели. Но для тех, которым Христос лежит на востание, Он всегда истинный и единственный Виновник спасения (см.: Деян. 4:12), потому что Его заслугами и благодатию совершается наше оправдание (см.: Тит. 3:4—7). Желания, намерения и мысли людей так различны, что, по предречению Симеона, Христос постоянно будет в знамение пререкаемо. В самом деле, сколько противоречий Господь испытал — Своим действиям и чудесам, которые старались перетолковывать, — Своим словам, в которых искали предлога к обвинению Его, — противоречий и со стороны книжников и фарисеев, завидовавших Ему, и со стороны народа, предавшего Его злобе врагов, и со стороны самих учеников Его, мечтавших о земном царстве! Тогда как одни говорили о Нем: Благ, другие пререкали: Ни, но льстит народы (Ин. 7:12); одни утверждали: Еда от Галилеи Христос приходит?, другие спрашивали: Христос, егда приидет, еда больша знамения сотворит, яже Сей творит?, одни говорили: Сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле, князе бесовстем (Мф. 12:24), другие веровали и взывали: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28). Так было во время земной жизни Его; но и во все последующие века — доныне Он не перестает быть предметом пререканий: до сего времени противоречат Ему — неверие, не признающее Его, вольнодумство, отвергающее Его, ереси и расколы, извращающие учение Его, все злые и порочные люди, оскорбляющие Его своими грехами.

«И Тебе же Самой, — предрек старец Богоматери, — душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления» (Лк. 1 34-35).

И Твое́ се́рдце нетле́нная ору́жие про́йдет, Симео́н Богоро́дице провозгласи́, на Кресте́ зря́щи Твоего́ Сы́на, Ему́же вопие́м: благослове́н Бог оте́ц на́ших. (Песнь 7 Канона на Утрене)

Оружием или мечом, проходящим душу, по изъяснению святого Амфилохия Иконийского, названы здесь бесчисленные и безотрадные помышления, рассекающие и поражающие душу и сердце, и пременившиеся в радость и веселие только после воскресения.

Наш «русский Златоуст», преосвященный Иннокентий Хресонский, в своем слове на Сретение Господне выразил глубокие чувства, волнующие верующего человека в этот день. К Божией Матери обращает свой взор русский проповедник и, приведя скорбное пророчество Симеона, говорит: «Такое пророчество о Сыне и Его Матери не могло, братие, радовать сердце Марии. И его-то внушено произнести теперь святому старцу в день, когда прилично было только радоваться, благословлять и славословить! Так тщательно Промысл берег смирение Марии. Будучи предназначена к беспримерному величию – быть Матерью Сына Божия, Она , подобно Своему Сыну, не имела на земле где успокоить главу, увенчанную терниями, доколе не нашла успокоения в объятиях Сына – на Небе. В самом деле, подумайте: во время плодоношения быть предметом ужасного подозрения для самого хранителя Своего девства; во время рождения – не иметь места в обители и положить Младенца в яслях; в храме – принять вместе с благословением, оружие в сердце; потом бежать в Египет; возвратясь оттуда, жить в бедности и нищете в Назарете; потом быть Свидетельницею клевет и гонений на Сына; потом стоять на Голгофе! Не крестная ли эта лестница, достигающая Небес? И удивительно ли, если, идя по ней верно и непристанно, Мариам пошла далее Херувимов и Серафимов? У них – океан света и пламени Божественного, но нет своего креста!»

Совершив в храме все, что постановлено было законом Моисеевым для очищения матери, представления Господу и выкупа первенца, Иосиф и Мария решились возвратиться опять в Галилею, в малоизвестный и тихий Назарет. (Но исполнить им это помешало поклонение волхвов, а далее бегство в Египет)

Особенности богослужения праздника

Особенностью Сре́тения Господня является то, что этот праздник — одновременно Господский и Богородичный: кондак Сре́тения обращен ко Христу, а тропарь начинается обращением к Божией Матери:

Тропарь Сре́тения глас 1:
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды – Христо́с, Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме. Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние.

Радуйся, Благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принимая в объятия Того, Кто освобождает наши души и дарует нам воскресение.


Кондак Сре́тения глас 1:
Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м и ру́це Симео́не благослови́вый, я́коже подоба́ше, предвари́в, и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же, но умири́ во бране́х жи́тельство и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.

В истории «Сре́тения Господня» образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и божественного величия. Пресвятая Дева прославляется в богослужебных текстах Сретения как «Небесная Дверь», «Престол Херувимский» и «Облак Света», ибо Она носит на руках Единородного Сына Божия. В соответствии с принятой традицией на Сретение облачаются в голубые ризы, что подчеркивает восприятие этого праздника как Богородичного.

Праздник учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами:
Богоро́дице Де́во, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя уповаю́щих.
Богоро́дице Де́во, ми́ру блага́я помо́щнице, покры́й и соблюди́ от вся́кия ну́жды и печа́ли. О Деви́це Мари́е! Просвети́ мою́ ду́шу, помраче́нную лю́те жите́йскими сластьми́.
( Припевы на 9 Песне Канона на Утрене)

На всенощном бдении читаются три паремии:
Первая паремия (Исх. 12:51, 13:1—3, 10—16; Лев. 12) — об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения.
Вторая паремия (Ис. 6 гл.) — о видении пророка Исайи, в котором прикосновение горящего угля к его устам прообразовало духовное очищение от грехов.
Третья паремия (Ис. 19:1—21) — о созерцании пророком Исайей Египта, куда «приидет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господня действительно исполнилось, когда Господь с Марией, Материю Своей, и Иосифом бежал от Ирода в Египет.

С душой, полной мира и пламенной любви ко Христу Жизнодавцу, Церковь в этот день слушает песнь праведного Симеона Богоприимца. «Приидем и мы, — призывает Церковь, — песньми божественными Христа усрящем и приимем Его, Егоже спасение Симеон виде. Сей есть, Егоже Давид провозвести, Сей есть во пророцех глаголавый, воплотивыйся нас ради и законом вещавый, Тому поклонимся» (стихира на «Господи, воззвах»).

История праздника

Уже со времен глубокой древности христиане празднуют этот праздник на сороковой день после Рождества. В III веке святой Мефодий, епископ Патарский, в особом «Слове» прославил это событие. В IV веке святители Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский посвящают особые проповеди этому священному дню. От V века дошло до нас проникновенное слово Феодота, епископа Анкирского.

Памятью о великом чуде запечатлен этот благодатный день. Оно произошло в середине VI века. Византийская империя переживала полосу бедствий: в Антиохии разразилось страшное землетрясение, которое продолжалось десять дней. Город был разрушен почти полностью; тысячи людей были погребены под развалинами своих домов, сотни тысяч беженцев наводнили Константинополь. И еще два столь же страшных землетрясения разразились в ближайшие десять лет. В 543 году неслышно вступила в пределы Константинополя «черная смерть» — моровая язва. Полгода свирепствовала она в столице, унеся многие тысячи жизней. Из Константинополя язва распространилась по всей империи. Медленно, но неотвратимо расползалась страшная болезнь по стране, и, казалось, нет от нее спасения. Жарко и неотступно молился народ. Плач и стоны заглушали богослужения, народный вопль возносился к Небесам… И в день Сре́тения Господня прекратилась в стране моровая язва, мир сошел в души страдавших людей. С тех пор, с 544 года, было установлено чтить Сретение Господне в числе двунадесятых праздников. Святая Церковь в кондаке праздника запечатлела память об этом чудесном событии.

Песнопения в день Сре́тения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, св.Косьмою, Еп. Маиумским, преп. Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

***
И к нам, на Святую Русь, пришел этот праздник любви и мира. светлой веры и скорбных предчувствий. «Зима с летом встретились», — говорят русские люди в этот день, хотя еще снег лежит сугробами, свирепствуют лютые морозы и реки спят под ледяным покровом. И, быть может, народное сердце здесь уловило самую глубокую, сокровенную сущность праздника: ведь и тогда в Иерусалиме царила зима духовная и лишь несколько верующих сердец предчувствовали лето, видели восходящее над миром Солнце Правды.

Пра́зднование Сре́тению Господню продолжается до 9 (22) февраля, если не сократит сего времени Великий пост.

Проповедь: архимандрит Иоанн Крестьянкин «Сретение Господне»
Сретение Господне — 15 февраля 2016г

Источники:
«Православные праздники. Книга для домашнего и семейного чтения в особо торжественные Церковные дни» — сост Игорь Смолькин. М: Синтагма, 2007г, 604с
Гермоген Шиманский «Литургика»
Митрополит Илларион Алфеев «Православие» Том 2.
Протоиерей Павел Матвиевский «Двунадесятые праздники и Святая Пасха»


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
440
все новости
В начало страницыВ начало страницы