+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Паремии на праздник Сретения
Книга Исхода (XII, 51; XIII, 1—3;10-12; 14-16; XXII, 29),
книга Левит (XII, 1—4, 6, 8),
книга Чисел (VIII, 15—17)В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их. И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они. И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного. Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год. И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, — отделяй Господу все [мужеского пола] разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта. Не медли [приносить Мне] начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста. После сего войдут левиты служить скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых: вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе; ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых.
Освятить первенца в каждой израильской семье повелел Бог для того, чтобы из рода в род хранилась и передавалась благодарная память о том, как чудесно освободил Господь Свой народ из египетского плена. Освятить или посвятить первенца Богу означало определить сына в служение Богу при святилище. Моисей должен был объявить об этом народу и убедить всех хранить, исполнять как закон Божий. Почему Бог настаивает на этом через Моисея? Чтобы воспитать в людях благодарность Богу, чтобы все умели ценить свободу как дар Божий, чтобы со временем не стушевалось личное участие Бога в судьбах Своего народа. Просто так египтяне не отпустили бы евреев, которые были для них дешевой рабочей силой. Закон этот вступал в силу со времени поселения в земле обетованной. Когда все еще были в пути, в пустыне, среди беспокойства многолетних скитаний, это было трудно исполнить, потому и определено точное время — когда все соберутся в Ханаане. Закон о посвящении первенцев Богу каждый отец должен был уметь объяснить сыну, рассказав о притеснениях, которые народ терпел в плену, о тех казнях, которые допустил Бог, чтобы сердце фараона смягчилось, но он только ожесточался больше. Наконец Бог послал Ангела, который поразил всех первенцев в Египте, и в семьях, и среди скота. Пощадил Ангел лишь евреев, которые должны были отметить свои жилища кровью пасхального агнца. Египтяне так поражены были этой казнью, что постарались поскорее отделаться от этого народа, отпуская их из своей страны (а их было уже 600 тысяч). В знак того, что первенцы евреев остались целы, посвящался Богу первенец каждой семьи и среди скота первенец приносился в жертву. За первенцев из нечистых животных, которых нельзя было приносить в жертву (коней, ослов, верблюдов), полагался выкуп. Выкуп положен был и за первенца, так как вскоре (когда устроена была скиния) служение первенцев заменилось служением левитов, на содержание которых шли средства и от первенцев.
Моисей подтверждает необходимость соблюдать закон обрезания для освящения способности к деторождению. Здесь же определяется и время, необходимое для матери новорожденного, чтобы окрепнуть и прийти в храм для очищения. После установленных дней она приносила жертву. Что свидетельствовала эта жертва? Во-первых, благодарность Богу за благополучное рождение младенца, за избавление от смертельной опасности при родах. Во-вторых, выражение преданности Господу. В-третьих, сознание виновности в грехах вольных (ропот на Бога в трудных условиях, нетерпение, возмущение) и невольных (о которых Давид говорил: «во гресех роди мя мати моя», имея в виду то, что мы называем грехом прародителей). Здесь же определяется и размер жертвы. Кто мог, приносил агнца и голубя, кто не мог по бедности, приносил два голубя или горлиц.
Эти отрывки из книги Исхода, Левит и Чисел положено читать на праздник Сретения потому, что сретение было исполнением Пресвятой Богородицей заповедей Божиих. Хотя Она могла считать Себя свободной от жертвы и выкупа (положено было вносить 5 сиклей за младенца), но Она никого не хотела смущать неисполнением закона, как не хотела и тайну рождения Сына делать достоянием толпы. Для Богомладенца исполнение закона было явлением послушания Богу Отцу, о котором Он позже говорил, что пришел не отменить закон, но исполнить.
Книга пророка Исайи (VI, 1-12)
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
Здесь повествуется о видении прор. Исайи, через которое он был призван к пророческому служению. Видел он Господа, видимо, в состоянии пророческого исступления. Видел храм, не очень четко различая, в Иерусалиме или на небесах, Бога в человеческом образе как Судию и Царя в великой славе. «Слава» представлялась в виде светящегося облака, наполняющего обычно Святое Святых. Здесь весь храм стал святилищем, как бы превратившись в Святое Святых. Явление Бога в виде человека знаменовало явление Сына Божия, Которому еще предстояло родиться на земле. Окружающие престол Царя Серафимы, поющие антифоны, то есть на два лика «Свят, Свят, Свят Господь…», свидетельствуют о том, что таинство Св. Троицы не было скрыто от избранных. Так и пророку Исайи сказано: «Во всякой скорби их Он (Господь) не оставлял их, и Ангел лица Его (Сын Божий) спасал их… Но они (израильтяне) возмутились и огорчили Святаго Духа Его». От пения Серафимов готов был разрушиться храм, то есть заколебались стены его, и дым (от кадил) умерил для смертного блеск сияния славы Божией. Исайя в трепете подумал о своем окаянстве и тут же пожалел, что не смеет нечистыми устами вместе с Серафимами славить Господа. Господь послал одного из них к Исайи, и Серафим коснулся горящим углем уст его. Это — прообраз благодати Божией, исцеляющей человека от всякой нечистоты. Исайя уже не думает о своем окаянстве, он готов что-то сделать для Господа, и когда слышит вопрос, кого послать к людям, тут же откликается: «Вот я, пошли меня!» Господь говорит ему о печальном состоянии народа. Он смотрит и не видит, слышит и не понимает, что Господь вразумляет его. Причина равнодушия, огрубения сердца — самолюбие и пристрастие к чувственным удовольствиям. Исайя послан обличать их. Вразумления пророка только озлобляют народ. Исайя восклицает: «До каких же пор будет продолжаться это ослепление и ожесточение?» И в ответ слышит: до тех пор пока не опустошатся от неприятелей города, не превратится земля в пустыню. Что же, этим все кончится? Нет. Многие погибнут, но те, что уцелеют в плену, со временем рассеются в разных местах, и «умножатся оставшиеся на земле». Это пророчество полностью исполнилось. Бедствия обрушились на иудеев, особенно после нашествия вавилонян и римлян. Города разрушили, жителей побили, оставшихся переселили в другие страны. Апостол Павел говорит, что щадит Бог и ослепленных неверием иудеев до тех пор, пока не войдут в Церковь Христову все язычники. Тогда присоединится к ним и Израиль, чтобы стало едино стадо и един Пастырь (Ин. X, 16). Эту паремию читают на Сретение потому, что в лице явившегося Исайи Бога Церковь видит Господа Иисуса Христа, Который, как на престоле, на руках Богоматери. Как горящий уголь видения Исайи, воспринял старец Симеон Богомладенца, и как тот же Исайя, старец прозрел в Младенце Господа. Эти сравнения отражены в каноне.
Книга пророка Исайи (XIX, 1, 3—5,12,16, 19—21)
Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф. И истощатся воды в море и река иссякнет и высохнет. Где они? где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе; пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте. В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят.
Здесь предсказание о тех бедствиях, которые грозят Египту, и о будущем обращении египтян к Господу. Как легкое облако, гонимое ветром, явится Господь в Египет, и выражением этого явления будут беды. Первая беда — междоусобная война. Все взбунтуются, разделится единое государство на 12 маленьких княжеств, каждое из которых будет стремиться подчинить себе соседнее. Все придут в замешательство, не зная, как спасти положение. Общее смущение вызовет особый интерес к чародеям, гадалкам (это в паремию не вошло, но можно понять, что выражает их «смятение духа»). Наконец, один из царей станет единодержавным и жестоким поработителем прочих. К бедствиям народа прибавится и обмеление Нила. Придется пить воду из рукавов Нила, где она уже смешивается с морской, горькой и неприятной на вкус. От всех этих бедствий избавиться не помогут никакие знания, которыми славился Египет. Признавшись в том, что нет своих человеческих сил избежать бедствия, египтяне волей-неволей согласятся с мыслью, что это все — наказание им от Бога. От такого признания страх и трепет пронзят их, и от страха постепенно они обратятся к истинному Богу, отказавшись от идолослужения. Придет время, и на месте капищ будут храмы Господу. Истинное богопочитание начнется с того момента, когда Бог пошлет как знамение спасение Человека, Который спасет их. Этим Человеком был Господь. Пророк Исайя кроме общих слов о спасении Египта, отмечал и такую особенность египетских христиан: среди них будут те, кто «обещают обеты Господеви и воздадят». Как известно, в Египте с четвертого века тысячами жили монахи. Эти строки читаются в праздник Сретения потому, что вскоре после посещения храма в Иерусалиме Св. Семейству пришлось бежать в Египет. Как облако, занесенное ветром, в спешке явился Богомладенец в Египет, спасаясь от зверства Ирода. Древнее предание говорит, что там, где останавливались Богомладенец с Матерью и Иосифом, падали идолы, разрушались капища. Господь стал для египтян провозвещенным Человеком как знамение близкого уже спасения. Проповедь апостолов приближала его, а подвиги монахов удостоверяли, что «ведом будет Господь египтяном».
Источник: «Толкования на паремии» епископ Виссарион (Нечаев) –М: Сретенский монастырь, 1997г, 255с.