+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Дата публикации: 06.01.2016

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.  Мф. 1:18-25

Икона Рождество Христово _Кыштым
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. читать дальше..

Тропарь Рождества Христова, глас 4-й:

Обьединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля)

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия миру свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланитися, Солнцу Правды, и Тебе ведити с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Рождение Твое, Христос Бог наш, возсияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова, глас 3-й:

Обьединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля)

Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог Дева сегодня рождает Высшаго сущности и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог

В дополнение к тропарю, изьясняющему внутреннюю сторону события, кондак дает полную картину с внешней стороны, но между различными частностями его открывает незримые связующие их нити, благодаря чему всё событие освещает одной идеей: оно является как обьединение самых далеких противоположностей: Дева и Пресущественный, вертеп и Неприступный, ангелы и пастухи, волхвы и звезда, дитя и Превечный. Кондак Рождества Христова написан преподобным Романом Сладкопевцем.

Икона Рождество Христово

Содержание:

Рождество Христово

Праздник Рождества Христова — второй по значению в православном церковном календаре после Пасхи, праздник встречи человека с Богом воплотившимся. Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается Оно в молчаливых глубинах человеческой души — там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с Ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.

Двадцать веков назад Бог решил особым образом вмешаться в историю человечества и Своим рождением от Девы повернул весь ход истории. С тех пор Он вновь и вновь рождается в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.

Митрополит Илларион Алфеев . Православие. Том 2.Азбука.ru

Светилен Рождества Христова

Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину: ибо от Девы родися Господь.

Как Церковь празднует Рождество Спасителя

Рождество Христово — двунадесятый (т.е. один из 12-ти важнейших) праздник, установленный в воспоминание событий, связанных с рождением по плоти Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме: чудесного избавления Иосифа от смущения, прибытия в Вифлеем на перепись, рождения Христа в пещере («вертепе»), явления Ангелов пастухам в ночь Рождества и поклонения пастухов Христу родившемуся (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-20). К этому добавляются события, произошедшие в течение первых лет земной жизни Богомладенца: прибытие персидских волхвов в Иерусалим, выведывание ими места рождения Царя, поклонение волхвов Христу в Вифлееме, бегство святого Семейства в Египет, гнев узурпатора Ирода и убиение им невинных младенцев в Вифлееме и его округе, возвращение святого Семейства из Египта и вынужденное переселение его в Назарет (Мф. 2:1-23).

Икона Рождество Христово_СинайДо IV века Рождество Христово праздновалось в один день с Крещением Господним -6(19) января, будучи объединено с ним понятием Богоявления, т.е. явления Бога миру. Позже Рождество Христово в миссионерских целях было выделено в отдельный праздник и стало праздноваться 25 декабря (7 января), в один из первых дней после зимнего солнцестояния, чтобы вытеснить остатки языческого культа солнца. Об этом свидетельствует и тропарь праздника, в котором использованы пророческие образы «Солнца праведности» (Мал. 4:2) и «Востока с высоты» (прав. Захария, отец Предтечи: Лк. 1:75) применительно к Мессии-Христу.

Величию события пришествия в мир Спасителя соответствует продолжительность его празднования: включая 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства, Рождество длится 12 дней.

Особым днем попразднства является первый день после праздника, 26 декабря (8 января по новому стилю), посвященный Пресвятой Богородице как особенно послужившей событию Рождества Христова. На великой вечерне поется прокимен великий «Кто бог велий, яко Бог наш». Первое воскресенье после Рождества посвящено памяти важнейших святых сродников Господних: праведных Иосифа Обручника, считавшегося отцом Спасителя, царя Давида, родоначальника царской династии, и Иакова, сына Иосифова и сводного брата Господня, возглавившего Иерусалимскую общину христиан после Вознесения Господня. 29 декабря (11 января по новому стилю) вспоминаются Вифлеемские младенцы, невинно убиенные узурпатором Иродом.

Празднование Рождества Христова логически завершается воспоминанием Обрезания Господня на 8-й день после Его Рождества, 1(14) января: в этот день согласно ветхозаветному закону Спаситель был обрезан и наречен по указанию Ангела именем Иисус, т.е. «Спасение» (Лк. 2:21). Наконец, на 40-й день после Рождества Христова, 2 (15) февраля воспоминается принесение Богомладенца в Храм по ветхозаветному закону об очищении, где произошло знаменательное сретение («встреча») с Симеоном-богоприимцем и Анной-пророчицей.

Название праздника

«Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»

«по плоти» — необходимая добавка в виду предвечного рождения от Отца
«Бога» — усиление понятии «Господа» и точнейшее определение его
«Иисуса Христа» — имя после предыдущих титулов.

Фреска Рождество ХристовоНазвание это выработалось постепенно. Древнейшим названием Рождества Христова, когда оно соединено было с Богоявлением, было «Епифания» — Явление, или «Феофания» — Богоявление, также «Праздник Светов» или просто «Светы». По отделению от Богоявления праздник постепенно получил название «Рождества». Постепенно вводились и другие слова в название праздника: то он просто назывался «Христа Рождество»(Синайский канонарь IX-X в); то «святое Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Евергетидский устав XIв); то «Господа нашего Иисуса Христа рождество от всенепорочной Владычицы нашей Богородицы Марии» (Устав св.Софии Константинопольской IX в); то « по плоти спасительное рождество великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Студийский славянский устав). У других восточных христиан Рождество Христово называется: у армян – «Епифания» и празднуется с Крещением 19 января; у несториан и сирийских монофизитов: «Рождество Господа нашего во плоти»; у коптов: «Рождество Господа нашего Иисуса Христа». У латинян : Nativitae Domini («Рождество Господа»). По— французски Рождество Xристово — Nоёl (испорч. Natalis — день рождения), по—английски—Christmas («Христова обедня»), по—немецки — Weihnachten («Священные ночи»).
Профессор М.Скабалланович. Христианские праздники.Рождество Христово.Азбука.ru

История праздника

Рождество Господа Церковь празднует почти две тысячи лет. Уже в Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (название месяца «декабрь» как раз и означает, что он десятый).

Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, воньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает святой Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никомидийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

В четвертом веке о празднике Рождества пишут преподобный Ефрем Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский.

В шестом веке император Юстиниан установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

Тропарь Рождества Христова «Единородный Сыне..», глас 4-й:


Торжественный гимн «Единородный Сыне», написанный в VI веке св. Юстинианом Великим, исполняется за каждой Божественной Литургией. Первоначально он являлся тропарем Рождества Христова в храме Святой Софии в Константинополе.Предание.ru

Праздник Рождества Христова занимает особое место в годичном богослужебном круге. В старых изданиях Типикона этот праздник, подобно светлому Христову Воскресению, именовался «Пасхой тридневною», чем подчеркивалась тесная связь Рождества Спасителя с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти.

Икона_Благовещение_Рождество_Крещение_Воскресение

Икона Благовещение, Рождество, Крещение, Воскресение.

Праздник Рождества Христова издревле почитается важнейшим праздником, как бы началом и основанием всех других праздников: «Если бы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Христос не родился по плоти, то и не крестился бы — а потому не было бы праздника Богоявления; и не пострадал бы — а потому не было бы праздника Пасхи; не послал бы Святого Духа — а посему не было бы праздника Пятидесятницы. Итак, от праздника Рождества Христова, как из источника различные потоки, произошли наши праздники»

В этот день, по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют ангели вси на небеси, и радуются человецы; играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа».

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь выражает и утешительным пением на великом повечерии: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог».

В древние времена праздничное бдение продолжалось всю ночь. Первую Божественную литургию в праздник Рождества постановлено совершать «порану труда ради бденнаго», то есть ночью.

Торжественное прославление Рождества Христова после богослужения в храмах переносится и в жилища верующих.

Христос раждается, славите:
Христос с небес, срящите:
Христос на земли, возноситеся:
пойте Господеви вся земля,
и веселием воспойте людие,
яко прославися.

Ирмос канона Рождества Христова. Обьединеный хор СТСЛ, МДА и МС

:

Святки

Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления.

Святки возникли после того, как общий праздник Богоявления, который объединял и Рождество, и Крещение Спасителя, был разделен на два праздника. Промежуточные дни между Рождеством и Богоявлением как бы составили один день праздника.

Уже в церковном Уставе преподобного Саввы Освященного (шестой век), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака. В 567 году на Церковном соборе все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. На Святках нет поста в среду и пятницу.

В России на святки было принято «колядовать», что означает, по словарю Даля, «славить Христа, ходить о святках по домам, с песнями, собирая угощения».
Колядование — это продолжение славления Спасителя, которое было начато в храме. Колядуя, наши предки как бы доносили радостную весть о Рождении Господа до каждого дома, каждому человеку.

Это было в вечер Рождества. Брат отходил к окну. Стекло чуть тронул мороз. Белые блестящие ели разрослись на нижней части стекла. Это был белый рождественский веселый снег. В нем много было цветов и длинных узорных трав. На них сидели белые птицы. Но брат искал не их. Он грел оставшийся чистым кусочек стекла – искал в нем первую звезду. Но она еще не загоралась в небе – или хмурые снежные тучи еще закрывали ее…..
– Няня! Я нашел звезду! Вон она, вон!.. Голубая!.. Как снежинка!
Няня встал со стула и подошла к окну:
– Тише, милый. Надо тихо звезду встречать. Христос-младенец в ясельках лежит. Не разбудить бы его надо. А ты поклонись Христову Рождеству.
И няня подошла к образу Спасителя. Лик Его был светел и радостен. Лампадка пред ним светила нам лучезарней звезды.
Няня положила земной поклон – и мы с нею – и старческим тихим голосом произнесла нараспев:
– Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды.
Мы все еще рез поклонились до земли.
А в окно светил на глубоком, глубоком зимнем небе голубоокая звезда Рождества.
«Четвертый волхв» Святочный рассказ. Свящ. Сергий Дурылин.

Мульфильм Михаила Алдашина «Рождество»
//youtu.be/sJfbqZ1qrQU
Рождество Христово в 2016 году на сайте Правмир.ru
Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель Журнал «Фома»
Рождественские святыни Журнал «Фома»

С Рождеством Христовым!

Чиста ночь, в которую явился Чистый, пришедший очистить нас!

Пусть же и слух наш будет чист, и взор очей наших целомудрен, и сердечное чувство свято, и слово из уст искренно. Настоящая ночь есть ночь примирения, по­этому никто не гневайся на брата и не оскорбляй его. Эта ночь даровала мир целому миру. Итак, никто не угрожай… Это ночь Кротчайшего — никто не будь жесток; это ночь Смиренного — никто не гордись. Ныне день радости — не будем мстить за обиды; ныне день благоволения — не будем жестокими. В этот день тишины не станем обуреваться гневом. Сегодня Бог пришел к грешникам — не превозносись же, праведник, пред грешным! Сегодня Пребогатый обнищал ради нас — пригласи же, богатый, бедного за трапезу! Сегодня мы получили дар, которого не просили, — будем же подавать милостыню тем, которые взывают к нам и просят! Нынешний день отверз небесную дверь молитвам нашим — отворим и мы дверь свою просящим у нас прощения! Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатью Божества.

Благословен Младенец, возвеселивший ныне Вифлеем! Благословенно Отроча, даровавшее ныне человечеству юность! Благословен Богатый, внезапно обогативший нашу нищету! Благодарение Источнику, Который излиялся для нашего очищения! Благодарение Милосердому, Который понес на Себе наше жестокосердие! Хвала Тому, Кто не имеет никакой нужды в наших похвалах, но жаждет их потому, что нас любит, требует, чтобы мы Его славили, чтобы потом наградить нас! О Благий, не требующий от нас сверх наших сил! Ты — море славы, не имеющее нужды в нашем прославлении! Прими же по благости Твоей и эту каплю славословия…
Преподобный Ефрем Сирин «Песнопения на Рождество Христово»
Библиотека «Золотой корабль»

Поздравления с Рождеством Христовым


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
6 806
все новости
В начало страницыВ начало страницы