+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Солнце Правды
Одно из имен Мессии в библейских пророческих писаниях — Солнце Правды. Мы находим его в книге пророка Малахии:
«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1-3).
В Библии и Сам Бог именуется Солнцем (см.: Пс. 83:12: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ»). Источник света и сам Свет, Бог дает то же имя Своему Единородному Сыну, приходящему на землю как заря нового дня, дня Господня, просвещающего живущих во тьме и в стране тени смертной (см.: Ис. 9:2: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет»; 42:6-7: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы»).
В Евангелии от Луки, в песни Захарии, отца Иоанна Крестителя, мы находим выразительное подтверждение этого учения.
«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить нога наши на путь мира» (Лк. 1:76-79).
Слова «Восток свыше» относятся к Иисусу Христу и включены в главное песнопение праздиика Рождества, для чего были и конкретные исторические причины.
Первоначально в Церкви был только один праздник появления Христа на земле, и он был связан как с ветхозаветным «Праздником Светов», так и с языческим празднованием непобедимого Солнца в дни зимнего солнцестояния, когда после наибольшего отдаления Земли от Солнца снова начинается ее приближение к нему и соответственно — возрастание тепла и света, приближение к весеннему воскресению природы. Этот единый христианский праздник — Богоявление — отмечался 19 января. ( Армянская Церковь до сих пор отмечает только один праздник Пришествия Господня, 19 января.). Как следует из самого названия, в этот день праздновалось явление Бога на земле в лице Его Сына, явление Его славы в Том, Кто называл Себя «Светом мира».
«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
«Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).
«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46).
Эти слова из Евангелия от Иоанна возвращают нас к прологу этого Евангелия, где Иисус — Слово Божие, что находит свое отражение во многих богослужениях Зимней Пасхи.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет чело-веков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. Л тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:1-14).
Отдельное празднование Рождества Христова вместо единого праздника Богоявления (включавшего в себя все события Его пришествия, от рождения до появления для крещения в Иордане) было сознательно введено христианской Церковью — сна- чала на Западе, а потом и на Востоке, чтобы заменить языческий праздник « Рождения Непобедимого Солнца», отмечавшийся 25 декабря (7 января). Язычники, отмечавшие этот праздник, поклонялись небесным светилам, особенно же солнцу, как божествам. Когда же язычники освободились от этого поклонения и узнали истинного Бога, став христианами, в Церкви произошла естественная замена праздника ложного истинным, что придало действительный смысл дню, который почитался многими новыми членами Церкви. Возможно, что главное песнопение праздника Рождества Христова в Восточной Церкви явилось сознательной полемикой с язычеством, с особым ударением на то, что те, кто раньше поклонялся звездам, в том числе и Солнцу, были научены звездою же поклоняться Истинному Солнцу, Сыну Божиему Иисусу Христу, Который дает истинный свет и Сам им является.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу Правды,
и Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе!
(Тропарь празднику Рождества Христова. Мессия называется «Востоком» и в песни, поющейся на многих службах, но лучше всего знакомой по чиноиоследованиям венчания и рукоположения: «Исайе, ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему: Егоже величающе, Деву ублажаем».)
Некоторые считают, что Церковь совершила ошибку, установив празднование Рождества Христова в день «рождения Солнца». Некоторые христианские секты прямо выступают против этого праздника. Православные же верят, что установление празднования Рождества Христова было вдохновлено Духом Святым. Бог послал Своего Сына в мир для его освящения и спасения. Мессия пришел не для того, «чтобы судить мир» с его слабыми и неразумными попытками обрести смысл жизни, «но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Ибо, как писал апостол Павел, «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице [буквально — личности] Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).
Дивящеся преславному Рождеству, стояху волсви, путеводимы Божественною звездою, и видеша Солнце, восходящее из девственнаго облака, дары Тому принесоша. Людие, иногда во тьме седящии, да видят Свет возсиявший Невечерний: Егоже звезда древле возвести огнь почитающим от Персиды царем.( Утреня последнего дня предпразднества Рождества Христова. См.: Откр. 21:23-25: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец [то есть Христос]. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут за пираться днем; а ночи там не будет».)
Возсиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды, и звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.( Вечерня праздника Рождества Христова.)
Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину: ибо от Девы родися Господь.(Светилен на утрени праздника Рождества Христова.)
Протопресвитер Фома Хопко «Зимняя Пасха»