+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Преподобные Кирилл и Мария, Радонежские чудотворцы

Дата публикации: 30.01.2016

Избраннии чудотворцы и предивнии угодницы Господни, Сергия великого Церкви Российстей даровавшии, преподобнии Кирилле и Марие, обители Хотьковския заступницы! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно: Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом молитвенницы. (Кондак 1 Акафиста преподобным Кириллу и Марии)

Преподобные Кирилл и Мария. Икона с житием

Житие преподобных Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев

В трех километрах от Ростова Великого, на левом берегу реки Ишни, расположилась древняя обитель во имя Святой Живоначальной Троицы — Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, желая увековечить в памяти грядущих поколений место, где родился великий подвижник земли Русской — преподобный Сергий Радонежский.
В начале XIV века здесь было имение его родителей — благородных и знатных бояр Кирилла и Марии. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских удельных князей и не раз, как доверенный и близкий человек, сопровождал их в опасных путешествиях в Орду. Суете городской жизни и княжеского двора супруги предпочитали тихое сельское уединение в своем поместье. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными крестьянскими трудами.

Преподобный Епифаний Премудрый, составитель первого Жития святого Сергия Радонежского, говорит, что Кирилл и Мария были люди благородные и благоверные, «Божии угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добродетелями полны и украшены». Строгие блюстители всех церковных уставов, они любили храм Божий, молитву и особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню. Этому учили они и детей своих.

Подробных сведений о жизни этой блаженной четы до нас не дошло, но мы можем вслед за митрополитом Платоном (Левшиным) сказать, что «самый происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Супруги имели уже сына Стефана, когда Господь даровал им другого сына — Варфоломея, будущего основателя Троицкой Лавры, красу Православной Церкви и несокрушимую опору родной земли. Задолго до его рождения дивный промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Господнем и святой отрасли благословенного корня.

Миниатюра Лицевого жития прп Сергия

Миниатюра Лицевого жития прп Сергия

В один из воскресных дней, когда Мария молилась в храме на Божественной литургии, младенец трижды громко прокричал у нее во чреве. Все изумлялись такому чуду, а святая мать с тех пор стала особенно внимательна к своему духовному состоянию. Часто удаляясь от людских взоров, она со слезами горячо молилась о будущей судьбе своего ребенка. До его рождения Мария пребывала в строгом посте и сердечной молитве, и так дитя как бы предочищалось и освящалось еще до появления на свет. Праведные супруги, видя на себе великую милость Божию и желая быть достойными ее, дали обещание: если родится мальчик, посвятить его на служение Господу.

3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость: Бог даровал Марии сына. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь для крещения. Благоговейный иерей Михаил нарек ему имя Варфоломей, что значит «сын радости», в честь святого апостола Варфоломея. Священник, осененный Божественным Духом, произнес знаменательные слова о том, что ребенок будет «сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы».

Родители стали замечать в новорожденном нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам. Сначала думали, что ребенок нездоров, но не нашли в нем никаких признаков болезни — напротив, он был всегда весел и радостен. Мария вскоре поняла, что дитя, наученное воздержанию еще во чреве, и по рождении как будто требует от матери поста. Тогда она стала еще строже поститься и совсем оставила мясную пищу.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали сына учиться грамоте. Вместе с ним обучались и два его брата: старший — Стефан и младший — Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, родители увещевали, сам он много молился со слезами, испрашивая у Господа вразумления, но грамота никак не давалась мальчику. «Было же это, — замечает блаженный Епифаний, — по промыслу Божию, чтобы он научился книгам от Бога, а не от людей».

Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят. В поле, под сенью высокого дуба, увидел он ангелоподобного старца-черноризца, саном пресвитера, и поведал ему свое сердечное горе. Старец сотворил прилежную молитву, а затем дал отроку часть святой просфоры «в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания». Зная, с какой радостью и любовью принимают родители странников, мальчик упросил таинственного инока посетить их дом.
С честью встретили гостя праведные Кирилл и Мария и предложили ему радушное угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею прочесть псалмы. Тот стал отказываться, зная свое неумение, но инок дал ему в руки книгу и наказал читать слово Божие без сомнения. И случилось удивительное: отрок, получив благословение, начал стройно и внятно стихословить Псалтирь!.. После этого святой гость вкусил предложенной ему трапезы, благословил гостеприимных хозяев и пророчески возвестил, что сын их «будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к уразумению Божественных заповедей». Благочестивые супруги проводили старца до ворот, но вдруг он стал невидим. Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что посетил их Ангел Божий… Глубоко хранили они в благоговейных сердцах слова небесного посланника.

А отрок между тем, возрастая летами, возрастал и в благочестии. Постепенно росло в нем желание иноческого подвига. Но не в Ростовской земле суждено было воссиять этому дивному светильнику. По промыслу Божию боярин Кирилл со всем своим семейством переселился в пределы Московского княжества, в село Радонеж, получив здесь поместье. Но сам он, по старости, уже не мог служить, и потому обязанность эту принял на себя его старший сын Стефан, который еще в Ростове женился. Младший сын Петр также избрал для себя супружескую жизнь.
Варфоломей же всей душой стремился к жизни подвижнической. Помышляя о суете всего земного, он стал просить у отца и матери благословения на иноческий путь. «Помедли, чадо, — отвечали ему родители, — ведь мы стары и немощны, и позаботиться о нас некому. Хорошо, что ты печешься, как угодить Богу: это намерение благое. Только послужи нам немного, проводи нас в могилу, тогда и свое желание исполнишь». И благодатный сын повиновался. Он прилагал все свое старание, чтобы упокоить святых родителей в старости и заслужить их благословение и молитвы.

Какой поучительный пример и родительского благоразумия, и сыновнего послушания! Кирилл и Мария не старались угасить в сыне его божественное желание, но только указывали ему на свои нужды, а втайне, вероятно, хотели дать ему время испытать себя и утвердиться в святом намерении. А благоразумный юноша, зная высоту и достоинство монашеского призвания, с кротостью взирал на заповедь Божию: «Чти отца и матерь» (Мф. 15, 4) и соглашался ждать, до времени смирив свое сердечное стремление, чтобы сохранить повиновение родителям и наследовать их благословение.

С течением времени дух иночества сообщился от сына родителям: под конец своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. В трех верстах от Радонежа находился Покровский Хотьков монастырь, который в то время состоял из двух отделений — для старцев и стариц. В эту обитель и направили свои стопы праведные Кирилл и Мария, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовлении к вечной жизни.
Почти в то же время скончалась супруга их старшего сына Стефана — Анна, оставив двух малолетних сыновей — Климента и Иоанна, который впоследствии стал Феодором, святителем Ростовским. Похоронив жену в Покровском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих брату Петру, он остался в Хотькове, чтобы принять монашество и послужить своим немощным родителям.

Миниатюра из Лицевого жития прп Сергия
Будучи в преклонных летах, схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: в 1337 году они мирно отошли ко Господу. Перед своей кончиной святые родители благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. Дети почтили их слезами сыновней любви и погребли под сенью той же Хотьковской обители, которая с этого времени сделалась усыпальницей Сергиева рода. Здесь же со временем был похоронен и младший сын преподобных Кирилла и Марии — Петр, с супругой Екатериной.
Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей неотлучно провел в Покровском монастыре сорок дней, пока совершалось установленное Церковью поминовение новопреставленных. Свою молитву он соединял с делами милосердия: каждый день кормил странников и раздавал милостыню нищим. Передав оставшееся после родителей наследство младшему брату Петру, преподобный юноша устремился к духовным подвигам.

Оставаться в Хотькове у него не было намерения — его душа жаждала безмолвия пустыни. Вместе со старшим братом Стефаном они покидают гостеприимную обитель Хотьковскую и в десяти верстах от нее, в густом первобытном лесу, на возвышенности Маковец, ставят себе убогую келию, а рядом с ней малую церковь во имя Живоначальной Троицы. Здесь Варфоломей был пострижен в монашество с именем Сергий, а на месте скромной пустыньки впоследствии суждено было Богом процвести великой и славной Лавре.

Свято-Троицкая Лавра во все времена являлась излюбленным местом паломничества многочисленных богомольцев, которые прибегали к молитвенному предстательству великого Заступника Русской земли — авве Сергию. Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться о упокоении его родителей. В «Троицких листках» XIX века так описывается этот трогательный старинный обычай: «Чтобы угодник Божий услышал молитву, чтобы милостиво принял пришельца под своим благодатным покровом, сей пришелец сначала идет поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться к благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии началось сразу после преставления их великого сына. «Свидетельства церковного предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XVI веку. Уже в Лицевом житии святого Сергия родители его изображены с нимбами». У мощей их, неизменно покоящихся в Покровском соборе Хотькова монастыря, непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды. Летопись Покровской обители приводит множество свидетельств исцелений от тяжких недугов по заступничеству родителей преподобного Сергия. Трижды их святыми молитвами Хотьков монастырь был избавлен от моровой язвы и холеры во время эпидемий 1771, 1848 и 1871 годов. В 1771 году, во время смертоносной язвы, была составлена молитва схимонаху Кириллу и схимонахине Марии для чтения на «Славах» неусыпаемой Псалтири у их гробницы; ее читали несколько месяцев, и обитель не пострадала.

В XIX столетии почитание праведных Кирилла и Марии распространилось по всей России. Их имена были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия Северо-Восточной Руси, на что указывают месяцесловы того времени. О почитании преподобных свидетельствует и повествование из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря (глава XII), где говорится, что среди икон, которые преподобный Серафим Саровский в разное время прислал в благословение основанной им Дивеевской обители, был средней величины образ Радонежского чудотворца Сергия и образ его блаженных родителей — преподобных Кирилла и Марии.

Собор Родонежских святых

Собор Родонежских святых.

Для верующих людей всегда было ощутимым духовное общение преподобного Сергия с его святыми родителями — смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители; по народному преданию, к месту их упокоения он нередко хаживал при жизни из своей лесной пустыни. И в Лавре, и в Хотькове богомольцы покупали образки, на которых святой Сергий изображен молящимся у гроба своих родителей с кадилом в руке. Это память о его сыновней любви к отцу и матери, которым он смиренно и преданно послужил до их блаженной кончины.

В 1922 году Хотьков монастырь был закрыт, и много лет в нем царило запустение. Но и в разоренную обитель люди Божий приходили просить помощи и заступления у преподобных. Почитание праведных Кирилла и Марии, вера в святость и силу их молитв были глубоко засвидетельствованы в сознании нашего народа. В сердцах верующих людей никогда не угасала надежда на возрождение святыни.

В 1981 году было установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме которых прославлены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, и молитва им помещена в июльской Минее.
1992 год стал знаменательным для Покровского Хотькова монастыря. 3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Сень над мощами прп Кирилла и Марии

Сень над мощами прп Кирилла и Марии. Покровский Хотьков монастырь.

В том же 1992 году было принято решение Священного Синода о восстановлении монашеской жизни в Покровской обители. В соборе Покрова Пресвятой Богородицы покоится главная святыня монастыря — мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей великого Сергия.
В наше время сила заступничества святых родителей преподобного Сергия вновь стала явной во многих чудотворениях, происходящих по молитве к ним, а также от их мощей. По словам профессора Московской Духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля),
«на гробнице преподобных Кирилла и Марии, находящейся в Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой».

Высок подвиг преподобных Кирилла и Марии. Эта святая чета явилась благочестивым корнем, давшим Русской земле и всему миру многие прекрасные и угодные Богу плоды, но особенно дивный — Сергия великого, печальника и молитвенника о душах наших. Прославленные Церковью за свою богоугодную жизнь и за подвиг доброго честного супружества, они по своем успении встали на небесное служение — быть покровителями семейной жизни, научая нас христианскому устроению жизненного пути. Множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за родительским благословением, изливая перед преподобными свои скорби и радости, испрашивая помощи, утешения, исцеления. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями — путь к возрождению нашего Отечества.
Почтим благодарной памятью праведных родителей Игумена земли Русской, прибегая к их предстательству с горячей верой, надеждой и теплым прошением: «Усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную».

Память преподобных Кирилла и Марии совершается 18 января, 28 сентября, и 6 июля (в составе Собора Радонежских святых) по старому стилю, а также в четверток седмицы мытаря и фарисея.

По изданию: «Акафист преподобным Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам, с житием. – Покровский Хотьков монастырь, 2014.- 56с.»

Тропа́рь, глас 3-й:

Блаже́нств Христо́вых прича́стницы, честна́го супру́жества и попе́чения о ча́дех до́брый о́бразе, пра́веднии Кири́лле и Мари́е, плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии, с ним же усе́рдно моли́те Го́спода низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия, да в ми́ре и единомы́слии просла́вим Тро́ицу Единосу́щную

Конда́к, глас 4-й

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную, ти́и бо мо́лятся вку́пе с возлю́бленным сы́ном свои́м, преподо́бным Се́ргием, ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу, Оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти, до́мы ми́ром огради́ти, ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити, ста́рость укрепи́ти и спасти́ ду́ши на́ша.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.

О раби́ Бо́жии, преподо́бнии Кири́лле и Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему. Вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, ей же вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующии на ме́сте сем и приходя́щий с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Житие преподобных Кирилла и Марии Покровский Хотьков монастырь
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские на сайте Правмир.ru


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
3 787
В начало страницыВ начало страницы