+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Пассия. Взгляд, который меняет
Проповедь протоиерея Александра Бянкина с третьей воскресной пассии Великого поста (26 марта):
Апостол Петр, который прилюдно трижды отрекся от Господа, не мог забыть Его взгляд. В глазах Христа не было укора — Он посмотрел на своего любимого ученика со смирением, понимая и даже сочувствуя его падению, и Петр понял это. Оставшаяся жизнь апостола была посвящена тому, чтобы исправить свой грех. По преданию, у него всегда были красные заплаканные глаза, на щеках слезы оставили борозды… Петр принял мучительную смерть — по его просьбе он был распят вниз головой, потому что считал себя недостойным того, чтобы умереть быть распятым так же, как его Учитель.
Впоследствии, после просвещения Духом Святым, почти все апостолы приняли мученическую смерть, кроме любимого ученика Господа Иоанна Богослова. Ученики встречали смерть с радостью: они знали, на что шли и знали то воздаяние, что уготовил им Господь. А последователи апостолов — епископы, пресвитеры и мы с вами, православные христиане. Мы являемся вестниками веры об истинном Боге и сонмом мучеников в наши дни.
Сейчас мы будем подходить ко Кресту, лобызать святые раны Господа. Давайте сравним наше внутреннее состояние: что Господь нам дал, что Он за нас перенес, и что мы делаем для того, чтобы Его отблагодарить? Выполняли ли мы заповеди? Соблюдали ли свои обязательства? Имеем ли мы терпение к ближнему, милосердны ли мы? И если мы не исправляемся искренне, то горе нам. Мы являемся не свидетелями, а лжесвидетелями.
Ведь Господь сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Горе будет нам услышать в день Страшного суда: «Уйди прочь, не знаю тебя». Не будем удивляться, потому что Господь сказал: если вы ближнего не накормили, не одели, не напоили, не посетили в скорбях, то это вы Мне не сделали. Напрасно будем лобызать раны Господа, если изнутри мы будем, как гробы окрашенные, которые снаружи красивы, а внутри полны нечистоты. Но вспомним взгляд Господа, направленный на Петра с сочувствием, с любовью и снисхождением к его немощи. Из этого взгляда сможем почерпнуть то, что перевернуло душу Петра — раскаяние и решимость исправить свою греховную жизнь и быть истинными свидетелями Господа нашего Иисуса Христа в своей жизни. Аминь.
Подготовила Тамара Кондакова
[Пишет Константин Слепинин — священник, клирик церкви Рождества св. Иоанна Предтечи г. Санкт-Петербург].
Самая поздняя по времени возникновения православная служба – пассия (греч. «страдание») – была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках…
На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист – Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане.
все новости