+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Оптинские мудрецы и другие христианские авторитеты
К 24 октября — Собору Оптинских старцев
В Оптину пустынь, чтобы увидеть старцев, приходили уникальные мыслители и писатели: Николай Гоголь, Алексей и Лев Толстые, Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Константин Леонтьев, Иван Кириевский и другие. Все они, слишком много понимавшие и умевшие, искали у старцев возможности небесным взглядом взглянуть на их дело и жизнь. Они желали соотнесённости с небом своего труда и устремлений сердца.
Гоголь вошёл в скит к старцу Макарию в большом унынии, а вышел сияющий и радостный, и сказал стоявшим рядом монахам, что старец, – единственный из всех виденных писателем людей, кто и вправду может отвести на реки воды живой. И это понятно – ведь творческая грань образа Божьего в нас отвечающая за жажду умножать красоту находит своё основание и утверждение в Боге, без Которого даже самые высокие духом люди ощущают себя как нищие.
Как-то другой оптинский Старец Нектарий подвёл к окну одного человека и указав на красоту мира сказал, что когда-то тут не было ничего, но потом было сотворено всё. Так и человек, обращённый сердцем к Источнику жизни и преклонивший колена перед Высшим обретает свободу благодарить за всё. А умеющий благодарить твёрдо знает, что на земле нет и не было такой боли и трудности, которую Поэт нашего мира не сумел обратить бы в добро.
Люди эпохи Возрождения, подобно античным мудрецам и отцам церкви, тем же Оптинским старцам, старались вместить в своей душе всё мироздание.
Григорий Богослов, например, писал стихи и книги, разбирался в тончайших вопросах философии и богословия, отыскал средства, укрепляющие здоровье в старости, опытно проходил молитву и интересовался всеми областями человеческого знания. О нём и его друге Василии Великом говорили, что они разбираются в античной философии лучше самих философов.
Святая Хильда Уитбийская учила монахов и священников знать античную классику и писать стихи. Она была уверена что приобщение клириков к классической культуре позволит им быть более зоркими в различении добра и зла, а также поможет видеть, как Господня слава звучит во всей мировой красоте. Будучи одной из известнейших древнеанглийских игумений, Хильда собирала вокруг себя образованных людей, и одним из её учеников стал святой Кедмон – прославленный церковью поэт.
Святой Коламба Шотландский равно знаменит как преподобный, миссионер, знаток книг и поэт. При том он писал стихи не только на религиозную тематику, так как знал, что главное – чтобы в произведении сияла благодать, а тогда оно станет для читателя вестью из Небесного Иерусалима даже если там будет говориться о птицах, пчёлах, древних городах или мифических героях.
Но современному обществу, как правило, нет дела до этих великих имён. Как-то на зачёте я спросил у студентов, что открыл Христофор Колумб? Они глупо улыбались и опускали глаза. Некоторые говорили, что этот вопрос не касается изучаемого ими предмета.
Людям кажется, что лучший девиз современности, это – каждый специалист для своего дела, и каждое дело — для специалиста. Вот только в такую позицию не входят все те великие слова и мысли, которые создавали мудрейшие и лучшие люди земли. Подлинное знание, не говоря о мудрости, стало столь же редким, как в Средневековье. Человек становится способен только запустить Windows и заказать товары по интернету. А, ведь из седой древности известно, что умение чинить и собирать вещи — не есть умение. Подлинное знание не может не быть гуманитарным, ибо именно оно осмысляет мироздание во всей его целостности, и здесь философия может куда больше физики (которая тоже очень интересна, но, как часть целого).
Недавно я заговорил со знакомым о великом китайском поэте Ду Фу. Знакомый (Ду Фу не читавший), сказал: «я больше люблю Пушкина». Говорим дальше. Оказывается — он в последний раз читал Пушкина ещё в школе. То есть — больше двадцати лет назад.
А ведь всего на одной великой и верной фразе любого гения можно построить праведность души нашей…
Как говорил Иосиф Бродский, человеку, читавшему Диккенса, гораздо сложнее выстрелить в себе подобного, чем человеку Диккенса не читавшему. А святой Нектарий Оптинский был уверен, что Господь не только не запрещает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. И это познание касается всего мира вообще, а не только толкования Писания. Сам Нектарий, к примеру, знал несколько языков, постоянно читал классику, следил за всеми достижениями современных ему наук. И радовался тому, насколько много божественного в этом хорошем мире. Отказ от образованности есть нежелание различать Божью премудрость, заключённую в бытии, и делающую всё хорошим. И этот отказ никогда не делает человека мудрее, а только сужает его мирок до валенок, рублей да капусты.
Конечно, есть и по-настоящему образованные студенты. Я до сих пор нахожусь под впечатлением того, что одна выпускница проявила на моей лекции знание работ Кьеркегора и Платона. Я видел и студентов, которые читали платоновские «Ион» или «Апологию Сократа». Видел одну студентку, читавшую Канта. И на одной из лекций встретил человека, который читал библейскую «Книгу Товита». Это, конечно, не весь список тех образованных людей, которых я видел. Но я видел и тех, кто искали на карте столицу Антарктиды, и на вопрос «что открыл Колумб?» отвечали: «Колумб открыл этих…».
Я принадлежу к тому поколению людей, где считалось нетактичным не знать, например, столицу Непала или особенности флоры и фауны бассейна Амазонки. В современном мире, как говорил об этом А. Генис, «Интернет заменил эрудицию». Но я прожил уже много лет и вижу, что всё в этом мире, чего только коснись, может принести радость. Мы ведь с вами (да ещё и многие люди) любим эту землю, а потому нас захватывает и восхищает всё! И барионная асиметрия вселенной, и парадокс электрона, и война Тайра и Миямото, и чин средневекового посвящения в рыцари и стихи Сайгё и Ли Бо. И здесь невозможно не восхититься древней и в то же время такой современной мыслью Отцов, старавшихся вобрать в сердце всю красоту мироздания… Ответить на всё благодарностью и ликованием, постоянно трудиться в познании сущего и радоваться множественности окружающей всех нас красоты.
Артём Перлик
все новости