+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

О духовном смысле поста

Дата публикации: 19.03.2016

Духовный смысл поста, коливо и свечаДоклад на собрании Общества православных врачей 22.12.2015

тема: «О духовном смысле поста»
доклад подготовила: Ирина Шарипова

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с IV века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях о Рождественском посте. В V веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На Соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается по новому стилю 28 ноября и продолжается до 7 января. Длится 40 дней и потому именуется в церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как обычно заговенье приходится в день памяти святого апостола Филиппа, то этот пост называют еще и Филипповым.

Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Рождественский пост — зимний пост, он служит освящению последней части календарного года и духовному обновлению через единение с Богом и приготовление к празднованию Рождества Христова.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившего в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Духовный смысл поста, пост - это не сжигание калорий, а сжигание гордыни, самолюбия, грехов

Вот что говорит праведный Иоанн Кронштадский о смысле говения: «Есть ли польза для нашей души от говения? Такой вопрос надо задавать каждому из нас самому себе, и тем обратить внимание на свое сердце: есть ли в нем святая перемена, перестает ли оно любить и делать грех. Далее — нужно дать себе отчет: имеет ли на меня какое-либо действие божественная служба, выхожу ли я из церкви с благочестивым настроением или она проходит для меня так, что я стою в церкви с холодным равнодушием, молюсь только по привычке, полагаю земные поклоны без сердечного сокрушения о грехах. Нужно непременно давать себе отчет в святом деле говения: идет ли оно успешно, не напрасно ли пропадает труд. Мы же даем себе отчет в мирских, часто неважных делах; почему же не взглянуть глазом испытания на это святое дело?

Как же обратить его в пользу души своей? Главное, сделаем вот что: возьмем каждый во власть свою сердце свое: на сердце должно быть обращено самое большое внимание: тут все зло человека; или, лучше, это-то и есть грешный богопротивный человек. Сердце-то наше отвратилось от Бога, Творца своего, и обратилось совершенно к миру и его прелестям; в нем-то все наши похоти, все наши страсти, все, противное Богу. Как видите, нужно сделать в себе важный перелом; от любви к миру, к его удовольствиям, к греху надобно обратить себя в любви к Богу. И вот прежде всего в вашем святом деле обращения от мира к Богу поможет вам божественная служба: только стойте и слушайте все со вниманием, да с духом смиренным; и святые мысли и чувства непременно придут к вам. Из святых слов Церкви плодите свои святые мысли и чувства — и дело с Божьей помощью пойдет успешно».

Святитель Афанасий Великий восхваляет пост: «Видишь ли, что делает пост? Врачует болезни, иссушает мокроту, прогоняет демонов, истребляет лукавые помыслы, соделывает сердце чистым. Если кого сильно тревожит нечистый дух, то пусть знает то врачевство, которое находится в словах Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29)».

Духовный смысл поста, девушки в храме со свечкой в руке

Святитель Василий Великий так рассуждает о посте: «Чрез пост мы можем избавиться от будущих зол и насладиться настоящими благами… Чрез грех мы подверглись болезням, но можем опять усвоить врачество чрез покаяние, которое без поста неплодотворно, а, соединенное с постом, бывает для Бога приятно… Когда бывает запрещено употребление некоторых снедей, вследствие сего сохраняется заповедь, тогда первоначальный грех истребляется, дабы человек мог принести покаяние Богу в том, чем прогневал Его. И как едение погубило человека, так неедение пусть охраняет его».

Святитель Епифаний Кипрский в кратких поучениях, содержащихся в конце его сочинений, так богословствует о посте: «Мы постимся не для того, чтобы оказать какое-либо благодеяние пострадавшему за нас Господу, но для того, чтобы усвоить( исповедать) для спасения своего страдание Господне, которое Он благоизволил претерпеть за нас. Таким образом, пост наш будет для Бога благоприятен».

«Освятите пост, — призывает нас вселенский учитель Иоанн Златоуст. Но разве пост сам по себе не свят? Он может не быть святым из-за нашей нечистоты. Посмотрите на постящихся: один презирает всех, кто не постится. Другой в пылу ревности не по разуму постится до того, что становится неспособным к труду. Третий постится телом, но не думает о пощении духовном».

Святитель Иннокентий Херсонский учит: «Пост должен быть понят только как средство к ослаблению плотских страстей. Гордятся ли больные множеством употребляемых ими лекарств? И как употребляются лекарства?… Постепенно. Святые подвижники постились долгое время, постепенно приучая себя к посту».

Какие занятия приличны посту? Молитва, исследование своей жизни и совести; размышление о жизни, учении, страданиях и смерти за нас Спасителя; примирение с ближними, чтение слова Божия и душеспасительных книг, беседы с благочестивыми людьми. Надо иметь в виду главную цель поста; покаяние, исповедь и причащение Святых Тайн.

Конечно, пост соблюдать необходимо, но, как говорит святой Исаак Сирин, «существует мера поста». Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста и других особенностей.

Духовный смысл поста, монах за столом читает книгу

Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большее воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.

Для многих при пощении может открыться необходимость в совете опытных духовников. Не пренебрегайте этим важным средством, потрудитесь найти для себя благоразумного руководителя.

Используемая литература:
1. Св. Иоанн Кронштадский «О посте и воздержании».
2. Свт. Иннокентий Херсонский «Похвала святому посту, приносимая отцами и учителями Церкви»
3. Пр. Исаак Сирин «Азбука духовная».

доклад подготовила: Ирина Шарипова


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
2 425
В начало страницыВ начало страницы