+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Символ веры.

Дата публикации: 11.06.2016

Традиционно в календаре Русской Православной Церкви выделяется особый день для чествования святых отцов каждого из семи Вселенских Соборов. И такое почитание не случайно. Ведь именно им мы обязаны становлению нашей Церкви, утверждению ее догматов и основ христианской веры, которым до сих пор неукоснительно следуем. От чего же спасли нас святые отцы? Чтобы с нами теперь было, если бы не они?
В IV веке состоялось два первых Собора. Тогда у православных еще не было святых правил, богословских трудов и догматов. У них было только учение Христа и Евангелие, которые каждый норовился истолковать по-своему. Поэтому в это время стало появляться множество еретиков, пытающихся подменить ключевые понятия о Боге Отце, Христе, Духе Святом — о Ликах Святой Троицы. Тогда великие учителя Церкви, которых теперь уже мы почитаем как святых, Николай Мирликийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий и другие встали на защиту истины. Благодаря их ревностной вере было осуждено арианство, принят Символ веры, определено время празднования Пасхи, сформулировано православное учение о Святой Троице. На последующих Вселенских Соборах борьба с еретичеством продолжалась, постепенно устанавливались догматы истинного православия.
Теперь нам есть на что опереться в собственной вере, поскольку мы — наследники богатого богословского багажа. Мы можем найти ответ на любой духовный вопрос у святых, праведников, отцов Церкви, старцев, чтобы не додумывать, не интерпретировать и не впасть в итоге в заблуждение.

Отцы I Вселенского собора

Отцы I Вселенского собора. Фрески Фаворского монастыря

Первый Вселенский Собор

Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия. Если бы ересь Ария восторжествовала, не было бы и христианства, и мир снова погрузился бы в прежнюю тьму неверия.

Ересь получила широкое распространение, поскольку Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий из Палестины, человек очень влиятельный при царском дворе.
На Первом Вселенском Соборе участвовало 318 епископов. Среди прибывших было немало исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Были на Соборе и такие великие мужи, как Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец…

Борьба, развернувшаяся на Первом Вселенском Соборе, велась не по поводу частностей, но по сути, за спасение всей христианской церкви, за удержание всего человечества в Новой христианской истории. И столь напряженной была эта борьба, что и многие века спустя жарким огнем обжигало православных людей, прикасающихся одной только мыслью к этому Великому Собору.

Собор утвердил, что: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане не поддавались на уловки подобных Арию проповедников и могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Определено было также священникам быть женатыми…

Второй Вселенский собор

Второй Вселенский Собор созвали в 381 году, в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созывался он против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество Духа Святого и учил, что Дух Святый не есть Бог, а просто сотворенная сила.
На Соборе председательствовал Григорий Богослов и присутствовало 150 епископов, среди которых были Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский…
Ересь Македония была осуждена и отвергнута.
Утвердив догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном, Собор дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века.
Так составился Никео-Цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Основой Никео-Цареградского Символа Веры стала крещальная формула, данная Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19)

Третий Вселенский собор

Третий Вселенский Собор, на котором присутствовало 200 епископов, созывали в 431 году, в городе Ефесе, при императоре Феодосии II Младшем. Собор осудил и отверг ересь константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, но Бог обитал потом в Нем, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Иисуса Христа Несторий называл не Богочеловеком, а богоносцем, Пресвятую Деву — христородицею, а не Богородицею.
Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил любые попытки каких-либо изменений и дополнений в нем.

Символ веры Первый Вселенский Собор. Фреска афонского монастыря Великая Лавра

Символ веры
Первый Вселенский Собор. Фреска афонского монастыря Великая Лавра

Четвертый Вселенский собор

Четвертый Вселенский Собор созвали через двадцать лет, в 451 году, в городе Халкидоне, при императоре Маркиане.
Собор был созван против лжеучения архимандрита Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, Евтихий сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение получило название монофизитзм, а последователи его называются монофизитами.

Собор, состоящий из 650 епископов, осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор, созванный в 553 году в Константинополе, при императоре Юстиниане I, снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор

Шестой Вселенский Собор, созывался в 680 году в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков-монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.
Истинное учение Церкви защищали на Соборе Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Этот Собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

На Шестом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков и римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.
Собор утвердил правила, по которым должна управляться Церковь, а именно: 85 правил Святых Апостолов, правила 6 Вселенских и 7 поместных Соборов и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый «Номоканон», а по-русски «Кормчая Книга», которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. Как мы видим, все догматические споры первых веков сводились к проблеме Троицы и проблеме Воплощения.

Седьмой Вселенский Собор

В 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине, был созван Седьмой Вселенский Собор.
Собор выступил против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор осудил и отверг эту иконоборческую ересь. И хотя вскоре гонения на святые иконы возобновились, но на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре, почитание их было окончательно восстановлено.

Более Вселенские Соборы уже не собирались отчасти в силу разделения христиан на православных и католиков, но главное по той причине, что выработанная и запечатленная в чеканных определениях Символа Веры истина о Боге не нуждается в доработках и дополнениях.
Последующие Соборы были необходимы, чтобы понять и осознать непреложность этой истины.

Из книги:
Великая Пасха. Праздник праздников/ Автор-сост. Н.М.Коняев. –М.:Вече, 2010.-272с.-(Православие. Традиции. Люди)
.

ТРОПАРЬ ОТЦЕВ
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый, и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
КОНДАК ОТЦЕВ
Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша, я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия, исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство

ПРОПОВЕДЬ Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Символ Веры — на сайте Правмир.ru
Символ Веры — на сайте Азбука.ru

Подробнее о иконе «Символ Православной Веры» и другие интересные факты:
Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 1
Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
3 901
все новости
В начало страницыВ начало страницы