• Новости
  • Церковные Таинства
  • Жизнь прихода
    • Наши небесные покровители
    • Священство
    • Летопись священнослужения
    • Приход в лицах
    • Летопись
    • Молодёжное объединение
    • Страничка регента
    • Социальное служение
  • Воскресная школа
    • Цели и задачи
    • Расписание занятий
    • Педсовет
    • Лаборатория «Созидание»
    • Уроки христианской любви
    • Церковное искусство
  • Центр Александра Пересвета
  • Общество православных врачей
    • Справочная информация
    • План заседаний ОПВр
    • Новости ОПВр
    • Объявления ОПВр
    • Доклады ОПВр
    • История деятельности
  • Творчество
    • Барбарискино
    • Вечерки на приходе
    • Детская хоровая студия «Дорогою добра»
    • Мастерская праздника
    • Поэзия
    • Приходской хор
    • Творческая мастерская «Рукодельница»
    • Фотолаборатория «Свет»
  • Миссионерские проекты прихода
    • Акция «Карантин переживем вместе»
    • Экскурсии по храмам Челябинска
    • Епархиальный палаточный лагерь семейного типа «Наследник»
    • Миссионерский крестный ход
    • Акция «Дари радость на Рождество»
    • Акция «Радость моя, Христос Воскресе!»
  • Духовное просвещение
    • Проповеди
    • Статьи. Годовой круг богослужения
    • Статьи
    • Видео книга
    • Азбука православия
    • Библиотека
  • Доска объявлений
  • Вопрос священнику
  • Расписание
    богослужений
Написать сообщение

sergiyrad@mail.ru

+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

Автор: Ирина Высоковская
Дата публикации: 25.06.2016

 «В Неделю, следующую за Пятидесятницей, — говорится в Синаксаре на эту Неделю, — Православная Церковь совершает праздник Всех святых, которые есть благодатный плод Святого Духа. Святые Отцы установили совершать его по сошествии Святого Духа с тем намерением, чтобы показать нам те плоды, какие принесло через Апостолов пришествие Святого Духа, как оно освятило соестественных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчивая за подвиги мученичества, других — за добродетельную жизнь. Человеческое естество в лице всех святых, прославившихся различным образом, приносит ныне Богу как бы некие начатки свои».

Образ Всех Святых.

Образ Всех Святых. Россия. XVIII век.
Центральная ось иконы сверху вниз — «Христос во славе» («Деисус»); «Коронование Богоматери»; «Распятие»; «София»; «Лоно Авраамово». По обоим сторонам от центральных медальонов расположены лики святых. Сверху вниз — небесные силы; праотцы; пророки; апостолы; праведные цари и царицы; святители и мученики; преподобные мужи и жены; пустынники и пустынницы.

Этим праздником, кроме того, восполняется чествование и прославление и тех святых Божиих, которым по причине многочисленности и неизвестности не установлены особые празднования. Об этом говорит нам величание в Неделю Всех святых, которое поется только на бдении в храме Всех святых:

Велича́ем вас апо́столи, му́ченицы, проро́цы, и вси святи́и, и чтем святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́ Бо́га на́шего.

   
При установлении праздника в честь Всех святых Церковь имела в виду и святых будущих, чтобы почитать вместе всех святых — явленных и не явленных, всех прежде бывших и будущих. И наконец, святые воспоминаются все в один день, хотя многие из них прославляются и особо, для того чтобы показать, что все они подвизались силою одного Господа Иисуса Христа, все составляют одну Церковь, одушевляемую Святым Духом, и обитают в одном Горнем мире.

Содержание:

  • Торжествующая Церковь
  • Лики святых  
  • Тропарь Собору Всех Святых
  • Кондак Собору Всех Святых
  • После Троицы  

Торжествующая Церковь

Свт. Феофан Затворник об отношении к святым.

Что есть общение у земных с небесными, о сем учит апостол: «..приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу и духом праведник совершенных, и к ходатаю Завета Нового Иисусу» (Евр.12, 22-24). Когда такой есть тесный союз, то должны быть и обязательные отношения. Но так как состояние небожителей совсем другое, нежели земных, то иным образом нам должно держать себя в отношении к ним, нежели к тем, с коими живем здесь.

Понятие об их состоянии и о способе нашего с ними сношения определяет обязательные для нас в отношении к ним действия, и притом как общие ко всем, так и частные к разным чинам их.

Так как они уже совершились, взошли в блаженнейшую меру возраста исполнения Христова, достигли высшего предназначенного обожения, предстали пред Бога и пребывают пред лицем Его, как дети в дому, с дерзновением простирая к Нему слово молитвы, прешли от немощи, стали сильны, по благодати Господней, в их действии на тварь видимую и невидимую, то мы должны:
— воздавать им чествование, не Божеское, но выше человеческого, и не как Богу, но как полнейшим сосудам Божества, Богом возвеличенным и прославленным;
— прибегать к их ходатайству, как к молитвенникам о нас неусыпным и сильным у Бога, по Его человеколюбию и неизреченной благости, и с верою и надеждою просить их помощи и защиты, как сильных по благодати Божией.

Так как, далее, они не отделились, а пребывают вместе с нами членами единой Церкви и составляют притом образец и как бы мету, к коей всякий должен устремляться, то отсюда опять следует, что мы должны:
— познавать их Богоподобные свойства и труды, ими подъятые, и всеми силами стараться подражать им в чувствах и делах, почитая их жизнь верным руководительным светом;
— приходить с ними, сколько возможно, в теснейшее духовное единение, соуслаждаясь их славою и сочувствуя их трудам и добродетелям.

Неделя всех святых. Первая половина XIX в.

Неделя всех святых. Первая половина XIX в.

Во исполнение всего такого должно:
-воспоминать их в их дни и праздновать положенные им празднества;
-чтить их иконы, молиться пред ними и лобызать любовно, возжигать свечи и служить молебны; прочитывать их жития или тропари и кондаки; беседовать о них и о делах их с должным уважением и любовию.

И в частности, и каждому лику святых лежащие на нас обязательные действия те же, с некоею тению изменения и отличия, соответственно их чину. Потому здесь сама мысль о чине научит, как относиться к ним, только объясни себе значение чина. В сей небесной иерархии выше всех честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим Владычица Богородица. За Нею чины бесплотных, девять, по их порядку; затем святые Божий: Пророки и больший из пророков Предтеча; Апостолы и верховные из них Петр и Павел; Святители, из них великие: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, св. Николай, и Российские: Петр, Алексий, Иона, Филипп; Мученики, Исповедники, Преподобные, Бессребреники, Христа ради Юродивые.

Ближайшие из них к каждому христианину суть: Владычица Богородица, общая всех христиан Матерь и Заступница, ангел-хранитель, святой соименный, святой храма или страны, тот, коего мощи есть или коим явлено особое заступление. Сии особые отношения выражены в молитвах, обращаемых к ним. По образу их надо поминать их в каждой молитве, совершается ли молитва по чину, или только внутренние возносятся к Богу воззвания: «Пресвятая Владычице Богородице, спаси нас! Ангеле Божий, Хранителю мой святый, моли Бога о мне». Затем исповедовать Матерь Господа Приснодевою, Богородицею и воздавать Ей чествование высшее всех Ангелов и Архангелов, яко существенно участвовавшей в устроении воплощенного домостроительства; должно ангелу-хранителю во всякое время молиться и помощь его призывать; святого соименного житие знать, молитвенно почитать, в день памяти его стараться причащаться; святого, в честь которого назван храм, также усердно почитать; если есть местночтимый святой, по возможности посещать его храм (обитель), прикладываться с молитвой к его мощам или иконе.

Всю же небесную Церковь должно поминать в главных молитвах по чину их, как в молитве церковной: «Спаси, Боже, люди Твоя…» или: «Владыко Многомилостиве..», и в других.

Главная цель сих соотношений есть воспитать в себе стремление и жажду вступить в сообщество торжествующих на небе. Все предназначены к тому, и надобно приготовлять себя: чаще обращаться туда мыслию и сердцем, напрягаясь, сколько можно, постигнуть и предвкусить сладость их пребывания там, чтоб, наконец, сказать: «Когда-то я разрешусь!» — чаще беседовать с ними в молитве и размышлении, чтоб, явившись туда, не быть чуждым им, а вступить как бы в родное общество.

Лики святых  

В песнопениях Недели Всех святых Церковь, исчисляя различные чины (лики) святых, тем самым напоминает нам о подражании их многоразличным подвигам и добродетелям.
Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Чины святых...

Святые пророки
К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе. Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща), на плечах некоторых (пророк Илия) мило’ть — накидка из овчины.

Последний из пророков, возвестивший: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, — Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна. Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной — символ чистоты его жизни как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является особенностью иконописи, когда события, отстоящие по времени далеко друг от друга, изображаются одновременно, а также подобно тому, как св. мученики изображаются с орудиями своих страданий за Господа, а девственники — с пальмовой или цветочной ветвью как символом чистоты.
Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.

Святые апостолы
Апостолы (по-греч. — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.
На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Святые равноапостольные
Равноапостольные — это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).

Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста — символа крещения и спасения от вечной смерти.

Святители
Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофо’р — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Святители чаше всего изображаются с книгой в левой руке; правая рука — в благословляющем жесте. Иногда святители держат в руках крест, потир или жезл. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.

Святые мученики
Мученики — к которым относится большинство святых — те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам. Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками. В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря). Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномучеиики — в монашеском постриге.

Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).

Первообраз мученичества — Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.

Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) — продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.

В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников — символ пролитой крови.
Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Икона Всех святых.

Икона Всех святых. Хохлов Василий Иванович. 1813

Преподобные
Преподобные (уподобившиеся Господу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Монашеская аскеза — особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига — пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»,- эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.

Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука — в именном благословляющем перстосложении; в левой — может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных — четки — символ монашеского молитвенного труда.
Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.
Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.

Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.
Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм — отдельных сюжетов из жития святого.

Бессребреники
Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)
Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.
Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.
Обязательный элемент иконографии святых юродивых — нимб.
Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.

Святые праведные
Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Праотцы — первые праведники в человеческой истории. Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) — родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) — родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы — праведный Иосиф. Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном — они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.

К лику святых праведных относится и великий русский святой — праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником — представителем белого (женатого) духовенства.

Святые благоверные
Святые благоверные — это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них — Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).

Святость. Краткий словарь агиографических терминов В.М. Живов

Тропарь Собору Всех Святых

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же, лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, мир жи́тельству Твоему́ да́руй, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Собору Всех Святых

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри, вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики, тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

После Троицы  

Неделю тому назад завершился Пасхальный цикл. Неделей (воскресеньем) Всех святых заканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха. Богослужебная книга Октоих употребляется с понедельника после Недели Всех святых до пятой Недели Великого Поста включительно. В период пения Постной Триоди — от Недели Сыропустной и в течение всей Четыредесятницы — Октоих употребляется только по воскресным дням.

Все последующие за Пятидесятницей Недели (воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». Каждая их них имеет свое определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот «Пятидесятничный цикл» охватывает почти две трети года и заканчивается перед Неделей о мытаре и фарисее – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского подвижного календарного года, основанного на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка отсчета – День Светлого Христова Воскресения (Пасха).

С понедельника после Недели Всех святых начинается Петров пост. Пост установлен в честь всех святых апостолов Христовых, приурочен же он ко дню памяти наиболее чтимых апостолов — Петра и Павла. Начинается через неделю после Дня Троицы и длится до 12 июля — дня празднования памяти славных и всехвальных первоверховных апостлолов Петра и Павла. Длительность этого поста в разные годы различна и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост — 8 дней, самый длительный — 6 недель.
Петров пост_ 2016г
Источники: Литургика. Гермоген Шиманский


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
2 394
все новости
  • Прием записок онлайн
  • На храм

    Пожертвовать
  • Другие объявления: смотреть
  • Новое на сайте

    • Благотворительная акция:
      «Радость моя, Христос Воскресе!», 2023
    • ЗАСЕДАНИЕ ОБЩЕСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ
    • Очередное заседание общества православных врачей состоится 21.03.2023
    • В деисусном ярусе иконостаса установили образ святого Иоанна Предтечи
    • Протоиерей Ярослав Иванов совершил Великое повечерие в храме в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
  • Радио ВЕРА / Радио Радонеж
  • Православные знакомства -
    «Азбука верности»
  • Заметили опечатку?

    Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter
    ссылка
Posting....
В начало страницыВ начало страницы
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
  • Расписание богослужений
  • Вопрос священнику
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Контакты
  • Ссылки
  • Карта сайта
+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00
Яндекс.Метрика

© 2015-2023 Храм Преподобного Сергия
г.Челябинск, пр. Победы, дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Все права защищены.
Мнение авторов статей сайта может не совпадать с позицией редакции.
При использовании материала, активная гиперссылка обязательна!

Политика конфиденциальности, отказ от ответственности
публичная оферта о добровольном пожертвовании,
безопасность интернет-платежей