+7 (351) 778-65-73

+7 922-739-99-93

регистратура



г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

«Наше место на этих святцах»: подвижники и мы, в чем сходство или разница?

Татьяна Теточко
Дата публикации: 16.06.2018

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 10.06.18

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра» — тропарь, который мы слышали недавно, в день Троицы. Благодать, которая родила Церковь. Апостолы — посланники Иисуса Христа, несут Благую Весть Его. Но не в слове сила, а в той благодати, которая вспомоществует их проповеди. Именно эта сила помогала донести христианское учение верно и без искажений до самых разных людей.

Одно из проявлений благодати — говорение на иных языках. Люди совершенно некнижные, простые. Апостолов Петра и Андрея Господь призвал прямо «от сохи». Простой рыбак, который знает только свое ремесло — уму непостижимо ему слышать от Господа: «Будешь ловцом человеков». Но для того Он и избрал неграмотных, не сильных, незнатных, чтобы наполнить их Своей силой и мудростью.

Неудивительно, что через неделю после Троицы мы вспоминаем всех святых. Кто такие святые? Мы с вами если и верим, то часто неспособны выразить веру в красоте и адекватности… А святые были такими проповедниками, отражая отблески Света Невечернего. 

Сегодня же мы вспоминаем всех русских святых. Прежде всего нужно отметить, что это простые люди, изначала не святые. Ведь святость — качество Бога. «Нет человека, иже поживет и не согрешит». И даже любой подвижник осознает свою греховность, отсюда рождается всегдашняя нужда в молитве и покаянии. Если человек признает себя достойным святости — это сумасшедший человек, впавший в прелесть. Святые часто считают себя даже хуже, чем явный грешник.

Потому что понимает — если бы Бог дал ему те же искушения, что у того несчастного, то и он бы мог не устоять. Если бы Бог убрал Свою благодать хранящую — то и он бы согрешал. Если бы не Бог, не было бы сил на подвиг…

Наши русские святые особенно нам дороги. Многие из нас носят их имена (хотя эти имена часто не русские по происхождению). Но они жили здесь, восприняли наш менталитет. Преподобный Сергий Радонежский заложил образ русского монашества. Мы все знаем понятие «Русь Святая». Казалось бы, даже в те времена, когда это было живо для большинства людей, когда дома читались жития святых и мерилом успеха было духовное состояние, и тогда Русь не достигала святости. Но и тогда, и сегодня неоспоримо — если внутреннее благополучие нарушено, тогда внешнее — незначимо. Есть иллюзия, что через внешний достаток приходит внутренняя гармония, утешение, довольство, покой. Но этого не случается. Хотя конечно, внутреннее благополучие не исключает внешнего. 

Родив ребенка, мы часто стараемся назвать его именем святого, чтобы у малыша был небесный покровитель. Церковь земная — странствующая, воинствующая. Мы еще в борьбе с грехом, еще не достигли своей цели. А Церковь Небесная — торжествующая, победительница, наполненная ангелами и святыми. И нарекая ребенка христианским именем, мы как бы связываем земное и небесное, а младенцу даем идеал, пример для подражания. 

Независимо от того, насколько далеко от нас жил святой — он наш. Кто был в святых местах, тот помнит, насколько родными они становятся. В нашей земле, храмах, истории, культуре — наша сила. Нам нужны наши святые — но и мы должны обращаться к ним. 

 

 

Часто приходя в Церковь мы ждем помощи — и это нормально и хорошо. Обращаемся к Богу: помоги, пусть будет лучше (причем хорошо, если «лучше» станет без нашего участия). Но! Ни один святой — да и вообще спасающийся человек — не приходит к Богу на всем готовом. Представьте, что ваш ребенок попросит: «Отдай мне все, что у тебя есть — просто так!». Что ответит разумный родитель? «Вот тебе маленький вес, маленькая ответственность, вот тебе посыл в нужную сторону — сделай! Потом дам немного больше, потом еще немного… Я мог бы отдать тебе все прямо сейчас, но ты сейчас этого не понесешь, тебе это будет не полезно». 

Так и Бог. Один священник сказал: «Наше место на этих святцах». Нам не закрыт вход в Царствие Божье, когда мы ответственно подходим к своей жизни, не перекладывая решения на других. Только надо помнить, что ответственный шаг должен быть совершен по воле Господа. 

Хочется пожелать, чтобы благодать Божья, которая обильно преисполнила святых апостолов, дав силы на рождение Церкви и на проповедь, которая укрепляет и расширяет Церковь, созидает святых — чтобы она не оставляла нас. А мы, со своей стороны, будем помнить, что цель жизни, как сказал преподобный Серафим Саровский, стяжание Духа Святого. Это ценность великая, и нужно находить силы, чтобы ее увидеть, сохранить, беречь и приумножать. В этом и состоит искусство христианина. Аминь.

Подготовила Татьяна Теточко


 


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
118
все новости
В начало страницыВ начало страницы