+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Как помогает страх и каким должно быть милосердие

Дата публикации: 22.02.2017

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова

Когда мы видим что ребенок начинает отвечать за свои действия и слова, мы говорим: «Он повзрослел». Хотя это действительно зрелая черта, иногда она проявляется вне возраста. Ребенок, растущий в трудных условиях, с малых лет вынужден брать на свои плечи бремя труда, и ответственности – за младших братьев и сестер, даже за родителей.

А порой вроде бы взрослый живет беспечно и легкомысленно, как бы играя в игрушки, и слабо представляет себе, как могут его поступки отразиться на жизни других людей (да и на его собственном будущем). Таких людей мы называем инфантильными. Если хороший родитель заботится о том, чтобы дитя повзрослело, то тем более печется об этом наш Небесный Отец.проповедь

Когда говорим о духовной зрелости – отчасти, оценить себя в этом аспекте можем только мы сами. Родители, общество могут лишь направить или наказать. Таково свойство духовной жизни — в ней можно слыть серьезным и зрелым человеком, а внутри оставаться беспечным и нерадивым, маскируя это наружной игрой.

Как дисциплинируют нас родители, поощряя за хорошие поступки и негодуя о плохих, чтобы пресечь расположение к нехорошим вещам, так и Господь. В каких-то моментах Он ободряет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное», один короткий шаг к исправлению жизни. Это положительная мотивация — согрешив, я теряю расположение Бога, рискую потерять Царствие Небесное. Но порой, какие бы блага не сулило будущее, грех имеет в нашей жизни больше прав, и бывает настолько сладостен, что человек увлекается им, отбрасывая здравые рассуждения. Инфантильность это? Недальновидность? Да, и сдаваясь практически без борьбы, остается себя успокаивать: «Да как-нибудь, сколько раз каялся, схожу еще раз исповедуюсь..».

Поэтому Бог вводит страх. За любым грехом следует возмездие. Нет  греха, который бы прошел безболезненно (что подтверждает его зло). Страсть высасывает человека, и в итоге он становится как бы источником питания для паразита. А страх дисциплинирует. Человек боится смерти, боли, ужаса, боится чего-то, что лишит его покоя. И, чтобы хотя бы не лишиться того, что есть, он вынужден что-то делать, куда-то ходить, о чем-то говорить — не бездействовать. Можно ли сказать о том, кто не грешит из страха, что он живет по своей воле? И поэтому Бог оставляет нам возможность обратиться от греха самим, дает примеры радости, благости.

Готовясь к Великому посту, мы вспоминаем череду образов: мытарь и фарисей, блудный сын. Сегодня говорим о Страшном суде. Это то, что ожидает каждого. «Ну, может меня не заметят?», «С кем угодно такое может случиться, только не со мной…» — как часто мы думаем подобным образом о том, что нас пугает — например, о тяжелой болезни, о тюрьме или катастрофе. Но не зря говорят «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Во многом человек над своей жизнью не властен. А страх может дисциплинировать, мы знаем тому примеры. В фашистской Германии виселицы с казненными выставляли на всеобщее обозрение, в Римской империи были целые аллеи распятых. Это своего рода воспитательная мера: совершаешь — получи.проповедь

«Помни час смертный и вовеки не согрешишь», говорят Святые отцы. Смерть приводит в чувство даже неверующего человека, а на верующего действует не только смерть, но сама мысль о постоянном Божьем присутствии. Если бы мы не умирали, о Боге бы забыли — «Все нипочем!». А временная жизнь — срок, чтобы подготовится к жизни вечной. Страшный суд – время, когда откроется все скрытое в нашей жизни. Воровал, блудил, обманывал? Об этом узнают все — родители, дети, соседи и сослуживцы. Если мы не покаемся и не изменимся… И не скажешь потом, что Бог виноват – почему Он нас не пугал, раз все так серьезно? Нет, все сказано. И тогда в ответ на желание сделать что-то неправильное приходит мысль: «А зачем мне это надо? Такое позорище».

Как же нам поступать должно? В сегодняшнем Евангелии мы слышали: «Придите, благословенные Отца Моего». Так Христос обращается к тем людям, которые творили добро, насколько могли: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Что здесь названо непосильного? А если так, то что мешает нам войти в Царствие Божье?

Только отсутствие любви. Может, был в нашем окружении кто-то, кто нуждался в нашей помощи, а мы не стали помогать. Так и можно услышать от Господа: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть».  Любовь – это дар. И раз так, может и не нужно ходить в храм, молиться, соблюдать посты — достаточно творить дела любви, служить. Но ведь Евангелие нельзя рассматривать вне контекста. Каждая его часть важна. Читая сегодня о доброделании, помним и о молитве, и о посте, и о таинствах  — ибо без всего этого любви не стяжать. В самом деле, одену я нищего – и что дальше? А любовь будет смотреть на нищего, и за ним видеть Христа, Который за этого человека пострадал. И тогда я делаю милость ради Христа, а не просто кормлю человека, чтобы он наелся.проповедь

Раб повинуется из страха. Наемник – ради награды. А любящий — потому что боится оскорбить, опечалить Бога своим поведением, которое оскверняет звание христианина. Всегда помнить что я чадо Божье и вести себя сообразно тому. И пусть не награда к этому зовет, не страх дисциплинирует, но та любовь, ради которой Христос был распят, побуждает стараться исполнять заповеди Божьи. И тогда на Страшном Суде (для кого-то он будет особенно страшным…) услышать: «Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».  Аминь.

Подготовила Татьяна Колодяжная


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
967
все новости
В начало страницыВ начало страницы