+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
ИДУ НА СВЕТ ТВОИХ СВЯТЫХ ЛУЧЕЙ
Интервью с православным поэтом Валерием Михайловичем Шитиковым
В наши дни весьма редко можно встретить добрую поэзию, которая очищает душу читателей.
Многие из православных верующих нашего города считают, что на этом духовном уровне находится творчество христианского поэта Валерия Михайловича Шитикова.
Досье
В.М. Шитиков родился 7 июля 1954 года.
Начал творческий путь в 1967 году в литературном объединении «Алые паруса».
С 1970 года — член литературного объединения «Металлург».
С 2006 года — член литературного клуба «Светунец».
В 2007 году он издал свой первый сборник стихов «Исповедь любви».
В последующие годы поэтом изданы сборники «Молитвенный рассвет», «Строки признаний», «Влюблюсь в тебя как в сон осенний», а также музыкальный диск «Влюблюсь в тебя как в сон осенний».
Готовятся к изданию музыкальный диск «Молитвенный рассвет», а также новое издание одноименного сборника.
Валерий Михайлович является членом Российского союза писателей, а также руководителем литературного объединения при Совете ветеранов Калининского района.
На стихи Валерия Шитикова написано в общей сложности более 50 песен и романсов.
Поэт женат. У него двое детей.
Сообразуясь с вышесказанным, мы решили встретиться с Валерием Михайловичем для того, чтобы поговорить о выдающемся явлении духовной поэзии. Между прочим, после нашей беседы он решил подарить читателям нашего портала три замечательных романса, написанных на его стихи, а также несколько авторских стихотворений. Можете ознакомиться с ними во время чтения интервью.
— Насколько современная поэзия сочетается с православной культурой?
— Если в человеке есть дух Божий, то не важно то, в какое время он живет. Он будет проповедовать своими стихами то, что у него горит в сердце. Дух христианской поэтики совечен святой Церкви. Из современных поэтов я могу выделить Лилию Кулешову. Ее стихи меня волнуют, нас с ней связывает духовное единство. Среди современных поэтов я больше не знаю настолько воцерковленных людей, настолько выделяющихся духовной бодростью своих слов. Лилия Владимировна говорит со своими читателями доступном им языке, передавая им то, что диктуется ей через Слово Божье.
— Какова роль поэзии в становлении духовности человека?
— Если поэзия христианская, то это голос Бога, когда он глаголет через душу и сердце стихотворца. Она имеет определяющее влияние на становление человека. Ее строчки проникают в душу так, как произнесенное в детстве слово мама. Духовные стихи всегда согреты огнем душевным и сердечным. В них содержится весь пройденный поэтом жизненный путь. Ведь эта поэзия не рождается из ничего, она происходит от избытка чувств. Православные стихи преисполнены душевными порывами, чистыми желаниями и вдохновенными чувствами.
— Как появилась духовная поэзия? В чем состоят ее особенности?
— Первым духовным поэтом можно назвать святого псалмопевца Давида. Началась она очень давно – в X веке до Рождества Христова. Конечно, вдохновленная этим царем поэзия за многие столетия изменилась в лирическом и техническом отношении. Но мы знаем о том, что строки псалмов были дарованы Давиду Духом Святым. Можно сказать, что творчество всех искренних продолжателей этой традиции вдохновляется Божественным Голосом. Православные поэты – это всего лишь проводники духовного слова. Через них Господь наш Иисус Христос творит свою волю.
— Духовные стихи становятся для многих окном в мир христианской веры. Какие поэтические темы и образы могут помочь молодежи в воцерковлении?
— Духовные стихи должны любовью подчеркивать православные истины, то есть нежно и мягко наставлять на путь спасения души. В стихах не должно быть давления и критики. Но в них должно быть противостояние душепагубным влияниям этого мира. Если обратиться к моему творчеству, то в нем важнее всего выделить образы покаяния. Подобные стихи для меня как дыхание. Они выстраданы, поэтому они должны затронуть большинство из тех, кто их прочтет. Также в моих сборниках есть образ женского молитвенного смирения, являемого в храме. Этот образ напоминает нам о преклонении колен Девой Марией перед Господом нашим Иисусом Христом. Очень часто лица наших женщин становятся иконописными, обладающими неземной красотой. Хочется отразить эти лики в своих стихах, чтобы другие люди могли увидеть эту красоту Божьего творения. Многие мои стихи проникнуты любовью к ближнему.
Валерий Шитиков. «Покаяние» (стих. авт. чт.)
— Как православному поэту относиться к своему дару слова? Как ему не впасть во искушение?
— Человеку любой профессии и призвания дана от Бога одна мера. Каждый верующий знает о том, что все дары в его жизни даны ему от Господа, Который волен лишить его их. Также все мы знаем о том, что наши таланты умножаются смирением и покаянием. Напротив, гордыня и зло уничтожают в нас все лучшее, все то, что дано Богом.
— Какие из Ваших стихотворений наилучшим образом раскрывают многогранность духовного мира? Расскажите об истории их создания.
— Начну со стихотворения «Вселись в меня», посвященного святитилю Николаю Сербскому. Это стихотворение о Святом Духе, церковных таинствах и предвосхищении вечности. На его написание меня вдохновила книга святого «Молитвы на озере». К слову, мне посчастливилось написать целый цикл подобных стихотворений. Мой знакомый автор-исполнитель Александр Париенко вслед за мной вдохновился этой темой. Он преобразовал мой текст в песню, поскольку она показалась ему проникновенной. Александр считает, что эти строки вдохновляют людей к покаянию и ведут их к укреплению веры.
А.Париенко. «Вселись в меня» (ст.Валерия Шитикова, муз.Александра Париенко)
— В поэзии существует понятие лирического героя. Каким он предстает в Ваших стихах?
— Лирический герой моей поэзии – это человек, прошедший путь испытаний, поисков, которые привели его на тропу истинного покаяния. Идя по этой тропе, он осознает пройденный им путь. Он желает воспринятыми им строками из духовной поэзии остановить тех, кто все еще блуждает в поисках этой тропы. Также хочу сказать, что ему под стать лирическая героиня – женщина, являющая собой воплощение смирения и кротости. В ее глазах горит любовь к ближнему.
— На Южном Урале много талантливой молодежи. Хотелось бы услышать совет от Вас как от опытного человека о том, что помогает верующему человеку правильно использовать свой дар.
— Талантливому человеку главное не загордиться, не впасть в прелесть и ложные мечтания об иллюзиях и соблазнах мира. Верующему человеку можно посоветовать руководствоваться в своей жизни Словом Божьим, читать Псалтырь и Евангелие. Эти книги охладят человека от греховных помыслов. А также от блужданий в мире иллюзий. Если человек будет молиться, то Господь сам определит ему, как он применит свои способности там, где он будет незаменим. Без благословения Божьего дар человеческий не применится там, где ему нужно будет это сделать. Только Божье благословение дает возможность реализовать себя во всей силе духа, сердца, мысли, желаний и чувств.
— На Ваш приход ко Христу повлиял священник Александр Власов, бывший Вашим духовником. Многие из молодых людей трепетно ожидают того момента, когда они обретут для себя духовное руководство. Нам хотелось бы узнать, как Вы нашли своего духовного отца, как поняли, что он поможет Вам воцерковиться и обрести себя.
— Я встретил батюшку Александра около десяти лет тому назад. Мне удалось благословиться у него на то, чтобы у меня была возможность иногда помолиться в тишине, после окончания богослужения. Он избавил меня от одного из проявлений гордости. В то время я считал, что Всевышний исцелит меня по моим коленопреклоненным молитвам и не обращался должным образом к врачам за помощью. Отец Александр вразумил меня тем, что Господь попускает нам немощи для душевного выздоровления, а также тем, что для телесного исцеления нам даны врачи. После нашего теплого общения, произошедшего в этот день, я попросил его стать моим духовником. Отмечу, что отец Александр и поныне является моим духовным наставником, ведь молитва соединяет нас с Царством Небесным. В своей жизни я ощущаю его незримое присутствие и помощь. Обрести духовника – значит обрести великое чудо на всю жизнь. К примеру, отец Александр обладал добродетельными качествами. Батюшку любили все прихожане. Он притягивал в храм не только таких людей как я. Он притягивал в церковь в том числе и молодежь. Общение с ним дало мне заряд бодрости духа и веру в будущее. Я рад, что Господь открыл его для меня и многих других верующих. Что я могу посоветовать читателям по этому поводу… Если Богу угодно, то Он откроет вам вашего духовника. Но помните, что он должен обладать такими качествами, которые помогут ему обогреть вашу душу. Помогут не погубить ее, не сломать и не оскорбить – вольно или невольно. Духовник должен давать человеку свет. Если он его угнетает то, что-то неладное происходит с вами или с ним. У всякого верующего должно быть что-то объединяющее с его духовным отцом. Тогда вы поймете, что он вас слышит и понимает. Тогда, когда он проникнется вашей бедой и начнет сострадать вам. Настоящий пастырь живет проблемами своих духовных чад. Он родной для них по духу, душе и сердцу.
Валерий Шитиков. «Отче наш» (стих. авт. чт.)
— Ваша поэзия говорит о том, что церковная жизнь приносит человеку истинное счастье. Что составляет основу этой жизни?
— У каждого есть свое понятие о счастье. Все эти представления о счастье определяются тем, чем наполнена душа каждого отдельно взятого человека, тем, какие ценности он для себя избирает. В принятии этого и состоит счастье отдельно взятого человека. К примеру, православный человек может быть счастлив своим пребыванием в храме. Но некоторых из нас может отвлекать от этого мир. Тогда мы можем начать тяготиться даже богослужениями. Теперь мне хотелось бы сказать о том, что составляет основу церковной жизни. Бесспорно, что это послушание. Если мы послушны голосу Божию, то мы становимся смиренными, а Бог не обходит нас стороной.
— Предощущение благостной райской тишины, возникающее от знакомства с духовной поэзией, напоминает нам о христианском долге, о проповеди любви словом и делом. Как эта проповедь, как это нравственное служение верующего человека ближним должно отразиться в жизни?
— Если человек наполнен Божьей любовью и миром, то это отразится и в его творчестве, и в его жизни. Самое главное не погубить душу читателя. Необходимо дать ему любовь своего сердца и открыть ему путь к Истине. Человек, который творит, должен иметь высокую ответственность за свое слово, за то, как оно прозвучит в сердцах других. Словом можно убить, словом можно возродить, словом можно, в конце концов, увести не туда, куда нужно для спасения.
Л.Гаранина. «Гори лампадка»
(ст. Валерия Шитикова, муз. засл.артистки России Людмилы Гараниной)
— Всякое христианское творчество имеет цель служения людям. Какие задачи Вы ставите себе как православному поэту на этой ниве?
— Главное – это не навредить. Главное – это не сделать ошибок в своем творчестве, не заблудиться духовно. Наша задача состоит в том, чтобы свидетельствовать о том, что исходит от Божьей веры и от Его спасительного Слова. Также важно говорить о том, что продиктовано душой и сердцем в покаянии.
А.Париенко — «Вспомни меня» (ст. Валерия Шитикова, муз. Александра Париенко)
— Наша беседа подходит к концу. Что Вы можете пожелать нашим читателям в пору Великого Поста, когда мы вспоминаем о становлении нашей веры через духовную брань?
— Желаю читателям портала того, чтобы в их сердцах не иссякал огонь Православия, а также, чтобы образ святого и неповторимого Лика Господа согревал и вдохновлял всех нас на следование за Богом.
Кирилл Белоусов, редактор портала ПМД74
некоторые фото: Анатолий Фурсов
источник: сайт pmd74.ru
Иерусалим
Не удаляйся в мраке мира,
Моих надежд Иерусалим.
К тебе с поющей в сердце лирой
Иду я, грешный пилигрим.
Одетый в рубище страданий,
Звеня веригами страстей,
Иду дорогой вечной брани
На свет Твоих святых лучей.
Образ Христа
От глаз, Твоих, не скрыться не уйти,
Не спрятаться во тьме ночей лукавых,
Ты светом вспыхнешь чистым впереди,
И путь мой озаришь небесной славой
И рухну я, замру перед Тобой,
А слезы потекут неумолимо
Как будто, Сам Ты любящей рукой
Меня коснешься таинством незримым.
«Я вижу Тебя…»
Посвящается святителю Николаю Сербскому
Я вижу Тебя верою души,
Твое величие и таинство святое.
Она — мой свет, негаснущий в пути,
Мой поводырь в небесное благое.
Я с ней печалюсь по Тебе до слез
И радуюсь в волненьях сокровенных.
Она- в молитвенном дыхании берез
И в соловьиных песнопеньях нежных.
Я с нею слышу голос Твой любви
Во всем живом до счастья осиянном.
Ее несут на крыльях журавли,
В ней дышат зори в далях покаянных.
В ней чувств моих распахнутых весна,
Венцы надежд и пылких упований,
В ней вечность светлая навек отражена,
В ней грусть потерь и свет моих исканий.
Я без нее не мыслю жизнь свою.
Она в годах лихих — мое спасенье.
Я с нею плачу, радуюсь, пою.
Я в ней живу, исполнен вдохновенья.
И только вечер золотом зари
Зажжет мне свечи в тишине заветной
Я с ней молюсь пред образом Твоим
Весь, озаряясь, таинством бессмертным.
«Там вечный свет…»
Там вечный свет струится покаянно,
Там золотые льются небеса,
Там в светлых рощах с лирою желанной
Бессонных ангелов не гаснут голоса.
Там быль и небыль в таинствах рассветных,
Там чистота неведомой зари,
Там избранных целует нежно небо
Устами неразгаданной любви.
В тот горний мир душа моя стремится
От всех утех и пагубы земной,
Чтобы навек с тем несказанным слиться,
Войдя в покои вечности святой.
все новости