+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Дух истины и отступления от него: рассказ о празднике Торжества Православия
20 марта Вселенская Церковь празднует Неделю первую Святого Поста, в которую воспоминается Православие. Так в богослужебных книгах обозначается день Торжества Православия. Он был установлен в Греции в IX веке в память окончательной победы над ересью иконоборчества. На вечернем богослужении этого праздника поются стихиры, прославляющие Господа нашего Иисуса Христа и иконопочитание. В чинопоследовании божественной литургии содержатся анафематизмы (отлучения от Церкви) еретикам. Церковь вспоминает через их употребление то, как наши святые отцы сумели отстоять чистоту христианской веры.
Говоря о празднике Торжества Православия важно отметить, что предание еретиков анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Так, важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы раскольникам-старообрядцам в 1971 году, когда их обряды были признаны равноблагодатными с нашими.
Об этом говорил на проповеди настоятель нашего храма:
— Сегодня мы празднуем Торжество Православия над ересями, покушавшимися на церковное единство. Именно для его сохранения собирались семь Вселенских Соборов: для того, чтобы у нас не было сомнений в вере во Христа. Сама наша вера заключается в том, что спасти человека может только один Бог, — подчеркнул отец Ярослав.
О том, как получить спасение от нашего Господа, также пишет митрополит Антоний Сурожский:
— Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими. Будем же ликовать сегодня о том, что Бог и в нас побеждает, что Бог и в нас раскрывает и истину, и жизнь, и любовь, и радость, делает нас новой тварью, но не будем превозноситься над другими.
Следующим по важности в проповеди отца Ярослава моментом был рассказ о домостроительстве спасения:
— Мы знаем о том, что в Ветхом Завете человек шел в шеол (загробный мир, где по грехам людей в своей полноте не проявлялась божественная любовь). В жизни не было иного пути, кроме пути страдания. Поэтому Господь возжелал даровать человеку благодать, которую он не мог воспринять из-за власти греха над ним. Бог должен был воплотиться Сам, чтобы сойти к падшему человеку, чтобы взойти вместе с ним к Царству Божьему, — продолжает настоятель. — Но сегодня через грех человек впадает в животное состояние, а Спаситель вновь возводит его в сверхъественное.
Рассмотрим свидетельство святителя Игнатия Брянчанинова по этому же вопросу:
— Божественная Истина вочеловечилась, чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Если пребудете в слове Моем, – вещает Она, – то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32). Поэтому, для того, чтобы сохранить для нас залог нашего спасения, Святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые – выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц. Церковь обличает эти учения.
Продолжение этих тезисов нашли свое место и в проповеди отца Ярослава:
— Ереси отрицали божество Сына Божьего, само Его Воплощение. Это отрицание делало спасение их разделяющих невозможным. Христос воплотился неиллюзорно. Мессия был не только Богом, но и Совершенным Человеком. Он привел христиан к приобщению к таинственному видению восходящих на небеса и нисходящих с них ангелов. Господь дал нам новое человечество, новое отечество, усыновление Отцу, освящение нашего естества.
По словам батюшки, сегодня мы задумываемся об основах нашей веры, о боговоплощении, о православном исповедании Христа Господом и Богом нашим, которое имеет корни в исповедании апостола Петра (Мф.16:16).
— Православная вера обретается только через благодать Божью, — считает священник. – Это знание сберегает нас от влияния гнилых ветров сомнения – о том, устоит ли Православие, несмотря на «Восьмой Вселенский Собор». Христос сказал нам о том, что устоит (Мф.16:18). Если мы будем веровать по Символу веры и божественному откровению, то нам ничего не угрожает. Взирая на Господа, мы сможем прозирать наши недостатки, обретем потребность в совершении Поста. Ведь те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5:24).
Совершив эту духовную перемену в самих себе, мы сможем явить плод нашей веры – христианскую любовь:
— В этом состоит уподобление Сыну Божьему, восхождение от силы в силу, — считает настоятель. – Мы преемники истинного Православия, посему нам необходимо пронести его через всю нашу жизнь, явив неотмирные качества последователей учения Христа и Его образ нашим ближним.
Хотелось бы завершить наш рассказ о духовных смыслах воспоминания Торжества Православия словами Святейшего Патриарха Алексия II из праздничной проповеди 1991 года:
— Будем же молиться за нашу Церковь, которой угрожают сегодня и лжеучения, и расколы. Будем молиться за наше Отечество, чтобы оно вновь вернулось ко Христу и чтобы невзгоды, что мы переживаем ныне, способствовали не помутнению разума людей, а, напротив, просветлению их совестного чувства. Будем молиться и за нас самих, чтобы в оставшиеся дни Великого Поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух истинной и православящей молитвы и ввел нас в радость Своего Воскресения!
Подготовил Кирилл Белоусов
все новости