+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
«Детская зона» в храме
В каждом храме России есть специфические «детские зоны» и это вовсе не комнаты с игрушками и фломастерами, хотя в некоторых церквях имеются и такие, это пятачок земли у кануна! Потерял ребенка из виду — ищи его у специального прямоугольного подсвечника, где ставят свечи за упокой.
Я был в огромном количестве храмов и почти везде, если на службе присутствовали прихожане детсадовского и младшего школьного возраста, они слетались к заупокойному подсвечнику, как мотыльки.
Дети чувствуют себя там настоящими хозяевами и даже теснят вездесущих церковных старушек. Малышня бойко жонглирует свечками, расставляет их в шахматном порядке, тушит огарки железными колпаками, малярными кисточками смахивает воск и парафин, длинным шилом выковыривает остатки свечей из пазух.
Дети не балуются, не шалят, ведут себя сосредоточенно и серьезно, потому что занимаются важным делом — ухаживают за телеграфным узлом связи, который соединяет мир мертвых и мир живых. Точнее, просто миры — у Бога все живы.
В детской возне у кануна, разумеется, нет никакой особой мистики: просто этот подсвечник низкий, большой и необычный, вот они к нему и тянутся. Но отсутствие мистических причин вовсе не отменяет глубокого символизма этой истории. Дети тоньше и чище взрослых, они ближе к церкви невидимой — торжествующей — и дальше от церкви воинствующей с ее канонами, паремиями, катавасиями, и стихирами на «Господи воззвах». Это всё, конечно же, нужно, но требуется нам, а не детям — им можно и у кануна тушить огарки и молиться, как умеют.
Многие пожилые люди на пороге вечности до ужаса боятся церкви, даже если в какой-то степени и веруют в Бога — «в душе», или как там обычно. Церковь у них ассоциируется с какими-то душными поминками, могильными холмиками, панихидами, кладбищами, отпеваниями и так далее. Чисто по-житейски это понятно: в течение жизни люди если и сталкивались с церковью, то чаще всего на погостах, где еловые венки, кадил поп и пел «Вечную память». К старости ассоциативный ряд возникает сам собой, пугает, и ничего с ним не сделаешь, хотя надо стараться.
А вот если бы люди, выражаясь словами Василия Розанова «ходили потихоньку в церковь» с младых ногтей, то ассоциации бы возникали совсем иные — радость, тихая, но бесконечная, а еще торжество жизни, ведь даже у заупокойного подсвечника в большинстве храмов России возятся в дети.
А на фото — Иван и другая малышня сегодня, в день Святителя Николы, дежурят у кануна в нашем храме. За снимки спасибо Надежде Тютиковой
все новости