В Неделю 8-ю по Пасхе воспоминается Сошествие Святаго Духа на Апостолов, произошедшее на 50-й день после Светлого Христова Воскресения и на 10-й день после Вознесения Господня и положившее начало бытию Церкви Христовой (см. Деян.2:1-13). Богослужение этого дня посвящено воспоминаемому событию, а также прославлению всей Святой Троицы, поскольку сошествие Святаго Духа по обещанию Спасителя окончательно подтвердило Его Божественное достоинство и тем самым завершило откровение Бога-Троицы о Себе. Настоящий праздник принадлежит числу «двунадесятых», т. е. 12-ти важнейших праздников церковного года. В самый день праздника, обыкновенно сразу после Литургии, совершается вечерня с пением великого прокимена и чтением особых коленопреклонных молитв. По обычаю Русской Церкви, на все празднование Пятидесятницы храмы украшаются цветами, а также свежей зеленью деревьев (берез) и полевых трав. Украшение зеленеющими ветвями храмов и домов напоминает о священной дубраве Мамре, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (Быт.18). Вместе с тем, деревья и цветы обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, а также служат призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин.15).
Благословен Ты, Христос Бог наш, сделавший премудрыми рыбаков через ниспослание на них Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе.
КОНДАК ПРАЗДНИКА Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Когда Всевышний сошел и смешал наречия, Он разделил народы, когда же Он раздавал огненные языки, то призвал всех к соединению, и теперь мы вместе славим Всесвятого Духа.
Хор СТСЛ и МДАиС
В русской традиции праздник Пятидесятницы получил наименование «дня Святой Троицы», поскольку Святая Троица в этот день прославляется в богослужении особым образом:
Прииди́те лю́дие, триипоста́сному Божеству́ поклони́мся, Сы́ну во Отце́, со Святы́м Ду́хом, Оте́ц бо безле́тно роди́ Сы́на соприсносу́щна и сопресто́льна, и Дух Святы́й бе во Отце́ с Сы́ном прославля́емь, еди́на Си́ла, еди́но Существо́, еди́но Божество́. Ему́же покланя́ющеся вси глаго́лем: Святы́й Бо́же, вся соде́явый Сы́ном, соде́йством Свята́го Ду́ха, Святы́й Кре́пкий, И́мже Отца́ позна́хом, и Дух Святы́й прии́де в мир, Святы́й Безсме́ртный, уте́шительный Ду́ше, от Отца́ исходя́й, и в Сы́не почива́яй, Тро́ице Свята́я, сла́ва Тебе́.
У древних израильтян праздник Пятидесятницы, или седмиц, был одним из трех главнейших (см.: Исх. 23:14, 16, 17). Пятидесятый день по исшествии из Египта был ознаменован Синайским законодательством, которое положило основание церковному и гражданскому устройству народа, избавившегося от рабства. С этим воспоминанием, по заповеди Моисея, было соединено также благодарственное прославление Господа Бога за окончание жатвы, которая, обыкновенно, начиналась после первого дня опресноков (см.: Исх. 23:16; Лев. 23:10—11; Втор. 16:9). А посему в праздник Пятидесятницы в храме Иерусалимском, между многочисленными жертвами благодарения, всесожжения и о грехе (см.: Лев. 23:18, 19; Чис. 28:27—30), с особым обрядом движения вверх, вниз и по странам света, были приносимы два кислых хлеба, приготовленных из новой муки (см.: Лев. 23:17, 20). Этот праздник был торжественный и радостный (см.: Втор. 16:11); на него охотно стекались в Иерусалим не только жители Палестины, но и иудеи, жившие в рассеянии в разных странах света (Деян. 2:5, 9‑11; 20, 16).
Ветхозаветные праздники Пасхи и Пятидесятницы получили в Церкви Христовой иное значение. Господь Иисус Христос умер и воскрес в период Ветхозаветной Пасхи. Праздник Ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на пятидесятый день после Его Воскресения.
«Пятидесятый от воскресения Христова день содержит в себе великие таинства Ветхого и Нового Заветов. Он ясно свидетельствует о том, что благодать была предвозвещена законом, а закон восполнен посредством благодати. Ибо как некогда, по избавлении еврейского народа, в пятидесятый день после заклания агнца, был дан закон на горе Синайской, так и после страданий Христа, после того как сей истинный Агнец Божий был умерщвлен, в пятидесятый день по воскресении Его, Дух Святой сошел на апостолов и на верующий народ, дабы всяк познал, что Ветхий Завет служил приготовлением к Евангелию и что Завет Новый установлен тем же Духом, которым утвержден и Ветхий» — Святой Лев Великий
Пред Своим вознесением на небо, Господь Иисус Христос заповедал апостолам не отлучаться из Иерусалима, но ждать исполнения обетования о сошествии Святого Духа: необоримая ни для каких враждебных приражений, сила Святого Духа одна только и могла некнижных и простых (Деян. 4:13) галилейских рыбарей сделать способными проповедать Евангелие всем народам вселенной. Вы, говорил им Божественный Учитель, приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли (Деян. 1:4—8; Лк. 24:47, 49). Это обетование должно было исполниться, по ясному слову Господа, не по мнозех днех (Деян. 1:5).
Апостолы, обрадованные обетованием Святого Духа, возвратившись с горы Елеонской, взошли в горницу, где и пребывали в молитве и в молении,приготовляясь к великому событию. С ними была также и Пресвятая Дева Мария с некоторыми благочестивыми женами и сродниками Господа по плоти. Прошло девять дней радостных ожиданий, единодушных, усердных молитв Отцу Небесному. Настал празднственный день Пятидесятницы, напоминавшей Израилю Синайское законодательство. Ожидало ли святое общество «сионян», что этот торжественный день будет священным днем огненного крещения их Духом Святым (Деян. 1:5)?
Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV век
В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – «исполнишася вси Духа Свята». И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.
Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.
Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые «насмехаясь, говорили», что апостолы «напились сладкого вина» (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос.
Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?»«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», — отвечал им Петр. После сего «охотно принявшие слово»немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2,37-41).
Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру.
Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святаго Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.
МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Царство Святой Троицы
В домостроительстве нашего спасения участвовали три Лица Пресвятой Троицы, ибо Святого Духа Господь наш Иисус Христос послал от Отца Своего (см.:Ин. 15:26), а посему и праздник Пятидесятницы, прославляющей сошествие Святого Духа на апостолов, заключает в себе сугубое торжество — в честь Пресвятой Троицы вообще и в особенности в честь Святого Духа. Воскресный день, называемый Троицыным, посвящается преимущественно прославлению Пресвятой Троицы, а понедельник, именуемый Духовым днем, — прославлению Святого Духа, сошедшего на апостолов.
«. . . » Теперь я подошел к центральному пункту объяснения, — к главной сущности праздника, — а следовательно, и к главной «благодати» праздника. Нужно остановиться на этом немного больше. . .
Самое имя праздника — «Троица», говорит об этом. Но вот прежде я никогда не задумывался над этим наименованием: думал лишь, что ныне открылась вся Пресвятая Троица; но ведь в таком случае и крещение нужно бы называть также «Троица», ибо и там «Троическое явися поклонение», как поется в тропаре, — там явились все Лица Святой Троицы. И есть великое сходство между этими двумя моментами служения Господа — началом и концом его. Там сходит Дух на Него единого, по человечеству; на всех сойти тогда Святой Дух не мог, ибо Иисус еще не был прославлен, как говорит святой Иоанн Богослов (Ин. 7, 39), а слава Христа — и воскресение с вознесением. Ныне же Святой Дух сходит на всех верующих в Него. Итак, Пресвятая Троица — и в начале служения, и в конце; только в первой празднике имя несколько более общее: «Богоявление»; а здесь уже «Троицеявление», Троица.
Теперь остановитесь на следующем соображении: какое бытие самое высокое? Или кто из существующего — наивысочайший? А следовательно, какая высшая должна быть цель у сознательного человека? Без труда религиозному человеку можно ответить: Бог! воистину!.. Но остановимся на сем… Правда ли, что люди действительно и почитают в душе, и проводят в жизни этот высочайший принцип — все для БОГА? Ну, хотя бы оглянемся на окружающий современный мир и на самих себя.
Современный мир живет самим собою, — и притом земными, низшими интересами своими. О Боге думают вскользь, лучшие помнят в некоторые моменты дня, другие — по праздникам… Но и это все — лишь прибавка к основе жизни, а не самое существо ее. Между тем единственно сущее, подлинное, само в себе существующее и источник всего прочего, высочайшее бытие есть лишь Бог.
И не вообще Бог, а именно Бог истинный, Бог в Святой Троице, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. «Троица Единица».
И от Него, Единого сущего и Единого благого и Единого блаженною, и источника блаженства, ушли созданные Им люди: с Адама до Христа человечество ушло от своего Владыки, Творца и Отца, и даже сделалось Ему врагами. Что же случилось? Царство Троицы было оставлено людьми. Люди забыли Пресвятую Троицу. И тотчас попали мы в чужое царство, — в рабство диаволу. Мы уже приводили слова Божественною Писания, где диавол называется князем мира сего (Ин. 12, 31; 14, 30; 16, 11). И так называет его Сам Спаситель: значит, воистину он был миродержителем (Еф. 6, 12) своей похищенной державы (Евр. 2, 14). Наступило темное язычество и глухое иудейство.
И вот возвратить род человеческий из этого плена, пленить плен (Пс. 67, 19; Еф. 4, 8), то есть освободить пленников и возвратить их — в свое отечество Небесное, в свое Царство Троицы, — дабы Ее Едину знать, и Ее Едину чтить и славить, Ей Единой поклоняться, — и было целью пришествия Христова. И это совершилось в день Троицы.
. . . Если мы, живя в чужих странах, стремимся возвратиться на родину, то что же можно представить, когда человечество возвратилось в Царство Троицы?! Какая слава и торжество!
Приходит такая мысль: ныне воцарение Царя истинною, Бога Небесною… Какая должна быть радость в Царстве! а особенно воцарение над потерянным прежде Царством: двойная радость. Вот какой смысл нынешнего праздника:ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСТВА ТРОИЦЫ! Поэтому–то в песнопениях и должна прославляться вся Пресвятая Троица: так и будет. Но так как Виновником этого восстановления был Сын Божий, то Церковь за это и будет славословить Его. Дальнейшее же завоевание и отвоевание плененного мира совершается Духом Святым, «Царем Небесным» — и Его славит освобожденная Церковь. Освобождение же Его Дух Святой совершил через двенадцать всего ратников, «полк ученический», — как говорилось еще на Вознесение, то есть через апостолов; и их ублажает Церковь. Теперь — Царство благодати, а Дух Святой — Царь наш.
В день Троицы лишь началось это освобождение и возвращение в Царство Троицы, а продолжаться оно будет до скончания мира.
Поэтому–то в таинстве крещения крещаемый (или крестный отец) отрекается от другого «подданства» — диаволу: читаются заклинательные молитвы о гибели врага, и совершается обряд отречения от сатаны, его царства и от всех дел — «дунь и плюнь!» на него с презрением!
Теперь люди возвращаются в свое отечество и делаются подданными своего Царя — Пресвятой Троицы. И как у всех подданных есть свой «вид» (виза, паспорт, печать), так и у нас, христиан, принадлежность к Царству Святой Троицы есть крещение — это не только символический знак обратного вступления в Церковь, а действительное положение благодатной печати на человека, с изменением его существа, сообразно новому Царству.
Вместо же «паспорта» может служить «метрическое свидетельство» о крещении.
В день Троицы возобновляется благодать крещения. Апостолы крестились огнем, Духом Святым, согласно предсказанию Иоанна Крестителя (Мф. 3, 11; Лк. 3, 16).
И мы в этот день «крещаемся» благодатию. В чем она? Возьму пример современный. Наступило время, когда мир снова уходит от Пресвятой Троицы: и неверием, и практическою, материалистическою жизнью. Хоть иди вновь проповедуй о Ней! Ужасное состояние мира! Пренебрегают, ни во что ставят Царственную Троицу! Чувствуем ли мы это?!
Богослужение праздника Пятидесятницы
В богослужебных текстах о Пятидесятнице говорится как о «попразднственном» и «конечном» празднике, поскольку он завершает длинную череду праздников, связанных с воспоминанием всех основных событий земной жизни Христа и Его спасительного дела начиная от Рождества. Пятидесятница – это исполнение обетования, начало новой жизни Церкви: Пятдеся́тницу пра́зднуим, и Ду́ха прише́ствие, и предложе́ние обеща́ния, и наде́жди исполне́ние, и та́инство ели́ко, я́ко вели́ко же и че́стно. Те́мже вопие́м Ти: Соде́телю всех, Го́споди, сла́ва Тебе́. Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, и наступление обещанного срока и исполнение надежды. И как велико, и как досточтимо таинство! Поэтому взываем к Тебе: Создатель всего, Господи, слава Тебе. (Стихира на «Господи, воззвах. .») Попра́зднственный ве́рнии, и коне́чный пра́здник пра́зднуим све́тло, сей есть Пятдеся́тница, обеща́ния исполне́ние и предложе́ния, в сей бо огнь Уте́шителев сни́де на зе́млю, я́ко в ви́де язы́к, и ученики́ просвети́, и сия́ неботаи́нники показа́. Свет прии́де Уте́шителя и мир просвети́. Послепраздничный и последний праздник отпразднуем торжественно, верные. Это Пятидесятница, исполнение того, что было обещано и задумано, ибо в этот день огнь Утешителя сошел на землю в виде языков, просветил учеников и посвятил их в небесные тайны. Пришел свет Утешителя и просветил мир. (Утреня. Седален по 1-м стихословии)
Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, наступление обещанного срока, исполнение надежды. И как велико и как досточтимо таинство! Оканчиваются телесные дела Христовы, лучше же дела Его пришествия в теле. . . а начинаются дела Духа.Что же относилось ко Христу? Дева, рождение, ясли, повитие пеленами, прославляюшие Ангелы, приходящие пастыри, падение звезды, поклонение и дары волхвов, Иродово детоубийство, Иисус, убегающий в Египет и возвращающийся из Египта, обрезанный, крещеный, свидетельствуемый свыше, искушаемый, побиваемый камнями для нас (см.: Ин.10:32), которым нужно было дать образец злострадания за слово, предаваемый, пригвождаемый, погребаемый, воскресавший, возносящийся. – Свт.Григорий Богослов.
Богослужебные тексты Пятидесятницы говорят о многообразных благодатных и чудотворных действиях Святаго Духа. Он – Свет от Света и Огнь от Огня – был в изобилии дарован апостолам, через них всей Церкви, а через Церковь всей вселенной: Вся подае́т Дух Святы́й, то́чит проро́чествия, свяще́нники соверша́ет, некни́жныя му́дрости научи́, ры́бари богосло́вцы показа́, весь собира́ет собо́р церко́вный. Единосу́щне и сопресто́льне Отцу́ и Сы́ну, Уте́шителю, сла́ва Тебе́. Все подает Дух Святой: источает прорчества, создает священников, научил мудрости неграмотных, сделал рыбаков богословами, собирает весь собор церковный…(Стихира на «Господи, воззвах. . .») Дух Святы́й бе у́бо при́сно, и есть, и бу́дет, ниже́ начина́емь, ниже́ престая́й, но при́сно Отцу́ и Сы́ну счине́н и счисля́емь, Живо́т и животворя́й, Свет и све́та пода́тель, самоблаги́й и исто́чник благосты́ни, И́мже Оте́ц познава́ется и Сын прославля́ется, и от всех познава́ется, еди́на си́ла, еди́но счета́ние, еди́но поклоне́ние Святы́я Тро́ицы. Дух святой был всегда, и есть, и будет: Он не имеет ни начала, ни конца, но всегда пребывает в одном чине с Отцом и Сыном: Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Благой Сам в Себе и источник благости. Через Него Отец познается и Сын прославляется, и все познают едину силу, единое сочетание, единое поклонение Святой Троице. (Стихира на хвалитех)
В Праздник Пятидесятницы многократно повторяется молитва Святому Духу, которая не читалась в течении всего пасхального периода. Эта молитва в Православной Церкви получила исключительное значение, так как с неё начинается всякое богослужение и всякое молитвенное правило.
В течении всего пасхального периода церковный Устав предписывает не приклонять колен. В праздник Пятидесятницы верующие вновь становятся на колени, воздавая поклонение всем Лицам Святой Троицы: Во дво́рех Твои́х воспою́ Тя, Спа́са ми́ра, и прекло́нь коле́на, поклоню́ся Твое́й непобеди́мей си́ле, ве́чер, и у́тро, и полу́дне, и на вся́кое вре́мя благословлю́ Тя, Го́споди. Во дворах Твоих воспою Тебя, Спаситель мира, и, преклонив колена, поклонюсь Твоей непобедимой силе. Вечером и утром и днем и во всякое время буду благословлять Тебя, Господи. (Стихира на «Господи, воззвах. . .») Преклоня́ют вся Уте́шителю коле́на, Сы́ну же О́тчу, Отцу́ сра́сленному, в Ли́цех бо ви́деша трегу́бых Существо́ и́стинное, неприкоснове́нное, безле́тное, еди́ное: возсия́ бо свет благода́ть Ду́ха. Все преклоняют колена пред Утешителем и перед Сыном Отца, во всем сродным с Отцом, ибо все увидели в трех Лицах Сущность истинную, неприкосновенную, вневременную, единую, ведь как свет, воссияла благодать Духа. (Утеня. Канон 2-й. Песнь 4)
В стихирах и тропарях особым образом прославляется Святая Троица: Свет Оте́ц, Свет Сло́во, Свет и Святы́й Дух, И́же во язы́цех о́гненных апо́столом посла́ся, и Тем весь мир просвеща́ется Тро́ицу почита́ти Святу́ю. Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святой Дух, Который в виде огненных языков был послан апостолам. Им весь мир научается почитать Святую Троицу. (Утреня. Экзапостиларий)
Паремии, читаемые на великой вечерне, прездвозвещают словами пророков спасительное сошествие Святого Духа, воссозидающего духовную жизнь человечества: — первая из — книги Чисел (Чис. 11:16; 17, 24—29) говорит о вдохновении семидесяти старейшин, избранных Моисеем, — вторая — из книги пророка Иоиля (Иоил. 2:23-32) предсказывает об излиянии Духа Божия во времена новозаветные, (пророк Иоиль, утешая народ свой надеждою на преизобильные блага времен Мессии, говорил от лица Божия: «Излию от Духа Моего на всяку плоть и прорекут сынове ваши и дщери ваши и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят, ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего») — третия — из книги пророка Иезекииля (Иез. 36:24—28) возвещает об очищении и обновлении сердца силою Святого Духа.
Утреннее Евангелие (Ин. 20:19—23) повествует о явлении Господа ученикам в первый день по воскресении и о даровании им Святого Духа, а на Литургии — чтение из книги Деяний Апостольских (Деян. 2:1-13) излагает историю священного события и чтение из Евангелия (Ин. 7:37—52; 8, 12) возвещает проповедь Самого Господа об излиянии Святого Духа на верующих.
Вострецова Анастасия. Праздник Троицы.
Особенность этого праздника — вечерняя служба, совершаемая сразу вслед за Литургиею, с чтением трех умилительных молитв с коленопреклонением, составленных святым Василием Великим. Священник читает молитвы на коленях в царских вратах лицом к народу. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братии наших.
В следующую седмицу по Пятидесятнице — седмица 1-я по Пятидесятнице, как и в Светлую седмицу, не бывает поста в среду и пятницу: седмица сплошная — мясоед. Освобождение от поста на этой седмице полагается не ввиду наступающего Петрова поста, но в честь Святого Духа, пришествие Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и в понедельник) и в честь семи даров Святого Духа. Вся эта седмица посвящена прославлению Святого Духа, как Пасхальная седмица посвящена прославлению воскресения Сына Божия. Равным образом разрешение поста установлено и в честь всей Святой Троицы. Церковный писатель и канонист начала XIII века Иоанн, епископ Китрский, в 26 правиле пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».
Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.