+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Благодарное сердце — сосуд с крепкими стенами
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 23.12.2018
«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его». Такими словами пророка Давида мы учимся обращаться к Богу и находить Ему место в своем сердце. И это место Он не занимает раз и навсегда, а потому мы снова и снова делаем Его присутствие желанным для нас. Если же начинаем смотреть куда-то в сторону, то прилепляемся к суетному. Душа нищает, оскудевает, становится неспособна удержать Бога. Ведь Господу недостаточно, чтобы на него тратили остаток сердца. Творец, Создатель, Владыка, Спаситель — Он вправе требовать, чтобы все сердце человека было обращено к Нему.
«Чадо, дай Мне свое«, читаем мы в Писании. Мы рождены не для смерти, но для Царствия Небесного. А потому справедливо ожидать, чтобы мы жили Богом, учились благодарить Его. По слову святителя Николая Сербского — каждый родитель естественно должен требовать такого отношения от ребенка. Можно понять эту мысль лучше, если приставить частицу «не». «Неблагодарный» — это слово явно говорит о горделивом состоянии души. Тот, кто замечает лишь себя; то, что дают, принимает как должное, не ценит явное благо, а если не дают — злится. Надменен, лицемерен, по отношению к людям показывает пренебрежение и осуждение.
Умение благодарить — это правильный настрой в человеке по отношению к Богу и людям. Сигнал, который направляет душу в верном звучании. Если умеем благодарить, замечать хорошее по отношению к нам — значит в нашем сердце есть внимание и неравнодушие. Иначе мы черствеем, сердце окаменевает и уже неспособно реагировать. А благодарное, воспитанное, смиренное сердце дает трезвое понимание того, что происходит вокруг. Если бы не благодать — я не имел бы того, что имею. И такому человеку свойственно благодарить, каждый день за что-то благодарить. А нам часто нужно больше. От мужа, жены, детей, начальника, священника. То, что имеем — то получили за красивые глаза, добрый характер, или за то, что мы грамотные специалисты. А чаще мы — никакие… Но благодарности все равно ждем.
Господь ожидает любви от нас, потому что прежде Он нас возлюбил. Что имеем, нам дано иной раз не по заслугам, а вопреки. Ведь наши грехи, развиваясь, ведут не к доброму, а к болезни и раздорам. Что мы и видим вокруг — сплошной кошмар. Семьи распадаются, мужья пьют, жены делают аборты… А у нас не так. Тот, кто Христов — тот имеет силы устоять, потому что не греху позволяет преобладать над собой.
На исповеди мы ожидаем очищения души. Что жизнь нашу Бог — не устроит, а покроет Своей милостью. Грех — это препятствие, которое мы преодолеваем как болезнь. Господь же призывает нас к полному здравию. Но готовы ли мы это принять? Мы понимаем, что надо Богу угодить, но греховные привычки вновь и вновь заставляют уклоняться от Богоугождения. И мы часто не умеем ценить того, что имеем.
Сегодняшнее евангельское повествование мы слышим на каждом благодарственном молебне. Проказа — болезнь, о которой страшно даже говорить. Это сплошной гной: в носу, в глазах. во рту, во всем теле. Кожа спадает струпьями. К физическим мучениям прибавлялась еще отверженность — они жили вне города. Даже собраться группой, как описано в этом эпизоде, было для них немыслимо — они боялись сами себя. Когда приближался другой человек, они кричали о себе, предупреждая: «Нечистый!». Ходили в разодранной одежде, чтобы видна была проказа и без головных уборов — потому что волосы от болезни белели и выпадали клочьями. «Наставниче, помоги!», — и Он исцелил их и отправил к священнику, чтобы он засвидетельствовал их выздоровление, согласно закону. Но только один вернулся поблагодарить и пал ниц. Вновь Писание говорит, что те иудеи воспринимали чудеса Господа как должное. А он же, будучи самарянином, услышал от Христа: «Вера твоя спасла тебя».
Может быть, те, кто не благодарил, потом заболели вновь, нам это неизвестно… Ведь благодарность — это готовность принимать от Господа. Это сосуд с крепкими стенами, который сохраняет в себе всю ценность неоскверненной.
Как мы чувствуем себя, если кому-то даем, а ему мало, не то, или и вовсе он принимает равнодушно дар — вроде как «ты богат, так должен делиться»… Порой как будто и Бог должен нам. Признаки такого отношения — недовольство и ропот. Литургия, центр нашей веры, переводится как «общее дело» — на ней мы собираемся вместе, чтобы поблагодарить Бога. И Евхаристический канон начинается со слов «Благодарим Господа». Его искупительное, целительное страдание исцеляет душу от грехов. Не придет Царствие Божие видимым образом, когда-нибудь, но внутрь нас есть, как сказано в Библии. И мы, когда благодарим Бога, уже его наследуем. Будем учиться ценить Его дары, и радость пребывания в Доме Отца нас не оставит.
Подготовила Татьяна Теточко
все новости