+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Беседа о самой известной православной телепередаче Южного Урала
Игорь Степанов: мы воспринимаем нашу работу над «Символом веры» как послушание
Сегодня редакция портала ПМД74 приготовила для вас интервью с редактором православной телепрограммы «Символ веры» Игорем Степановым. Игорь Борисович вместе со своими коллегами запустил этот проект силами телекомпании «Деловой Урал» в 2010 году. С тех пор выпуски этой передачи публикуются на сайте компании, на канале YouTube, а также выходят на телеканалах «ОТВ» и «Союз».
Наиболее частыми участниками съемок за это время стали: митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим; настоятели челябинских храмов: протоиерей Ярослав Иванов, протоиерей Михаил Горбунов, протоиерей Борис Кривоногов; монахиня Феодосия (Новгородцева) и игумения Евсевия (Лобанова). Также среди них был покойный настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиерей Дмитрий Алферов.
Перед тем, как начать нашу беседу Игорь Борисович сформировал топ самых знаковых тем «Символа веры»:
- Молитва и умное делание;
- Монашество и мир;
- Социальное служение в Церкви;
- Роль личности пастыря в служении;
- Ответы на вопросы телезрителей от правящего архиерея.
— Игорь Борисович, здравствуйте! Пожалуйста, расскажите об истории создания концепции программы «Символ веры», о ее первых героях, а также о целях вашего проекта.
— Добрый день! Начну издалека. Наша команда начала складываться в 1992 году, когда появилась экономическая газета «Деловой Урал». Но после своего открытия это СМИ работало нестабильно. Газета переходила из рук в руки. В начале 2000-ых годов выделилась небольшая группа людей, которая начала заниматься видеопродукцией. Мы делали программы о местном бизнесе, и это позволяло нам зарабатывать на жизнь. На подобных роликах и фильмах мы прожили до 2010 года.
В это время часть нашей редакции повернулась лицом к Церкви. А если говорить обо мне, то в это время я был «захожанином», то есть в храме я бывал достаточно редко. Даже детей я приводил туда от случая к случаю. В том же году мы создали сюжет о том, на какие средства существует Русская Православная Церковь. Мы не встретили ожидаемого нами недовольства от представителей Челябинской епархии по поводу подготовки этого материала. Напротив, они говорили обо всем этом охотно, подробно и честно. Наш главный редактор Ольга Смирнова, впечатленная этой открытостью, предложила нам делать программу для Челябинской епархии. К слову, найти время на этот проект было достаточно сложно — в то время у нас работало немного людей — от двух до трех сотрудников.
Но все же мы взялись за новую программу для Церкви. Между прочим, в епархии далеко не сразу появилась техника, необходимая для съемок. Но благодаря поддержке бывшего пресс-секретаря Челябинской епархии Ольги Новгородцевой (впоследствии она приняла постриг с именем Феодосия) нам удалось осуществить нашу идею. Она предоставила нам заставку и концовку для программы, а также нашла нам ведущего, который остается с нами и поныне, — отца Игоря Ефремова. И мы стали работать буквально «на коленке», с нашей техникой.
При этом нас вело искреннее желание делать нашу программу добротно. К примеру, наш отец Игорь – это великолепный диктор. Он никогда не вмешивался в редакционную политику. Но иногда мы приезжали по его просьбе в село Губернское, где он служил. Там мы снимали очень хорошие сюжеты. Достаточно часто мы получали от него советы заострять определенные моменты наших выпусков, чтобы сделать программу более жизненной и интересной. Конечно же, мы больше всего хотели и хотим созидать, а не обличать. Но, когда возникала насущная необходимость, мы также готовили остросюжетные материалы о сектах вместе с тогдашним заместителем руководителя Миссионерского отдела Челябинской епархии Константином Путником.
— Какие темы ваша команда освещала в первых выпусках? Как развивалась с течением времени программа?
— В нашем первом выпуске был сюжет о Петропавловском храме, в котором проходила реконструкция. После него Ольга Викторовна предлагала нам темы для сюжетов, корректировала наши задумки. Ее поддержка на первом этапе была очень важна для нас. Даже саму нашу работу мы воспринимаем как послушание. Далее мы взялись за освещение первых трезвеннического слета и детского летнего лагеря, которые проходили на Увильдах.
Изначально концепция наших сюжетов учитывала их направленность на создание определенного мировоззрения. Наши выпуски не были построены исключительно на информационных поводах. Конечно же, мы говорили о новостях о великих праздниках Церкви. Но, прежде всего, мы старались искать темы, которые были бы интересны нашим современникам, которые еще только начинают воцерковляться. Мы сами были такими же. Также мы стремились создать побуждающий к воцерковлению стимул для людей, которые пока еще не задумались об этом серьезно.
Несколько наших выпусков были посвящены Иисусовой молитве и вообще молитве как таковой. Эта тема непонятна внешним. Молитва – это не простое стояние на богослужении. Это внутреннее делание, к которому человек должен подготовиться. Для этого существуют книги святых отцов и священнослужителей, которые являются нашими современниками.
Однажды мы даже говорили о теории параллельных миров. Но, хотелось бы отметить, что мы никогда не эксплуатировали тему преждевременных апокалиптических настроений. Но для нас были важны такие серьезные темы как память смертная и временность нашей земной жизни. Также мы говорили о судьбах знаковых для нашего региона духовных лидеров.
— К слову, какие духовные лица сильнее всего помогли Вам в проекте «Символ веры»?
— В нашем духовном развитии и становлении программы «Символ веры» нам помогли такие пастыри как: протоиерей Михаил Горбунов, который всегда был готов развернуто ответить на вопросы наших журналистов, протоиерей Дмитрий Алферов, с которым я был знаком со времени учебы в ЧелГУ. Мы встретились с ним потому, что он всегда стремился быть с молодежью. С ним учился мой двоюродный брат Павел Уваров (ныне доктор исторических наук). Мы очень часто брали интервью у отца Дмитрия – как и наша наставница матушка Феодосия (Новгородцева). Повторяю, что ее вклад в создание нашей программы неоценим. Также мне хотелось бы отметить заслуги отца Ярослава Иванова, с которым мы сняли большое количество сюжетов в храме преподобного Сергия Радонежского. Как правило, мы говорили с ним о различных духовных предметах. Нас всегда радовало то, что к нему тянется молодежь, которая стремится узнать Православие и его настоящие ценности. Работа отца Ярослава созидает наше будущее, и это очень ценно. В заключение мне хотелось бы отметить то, что наши архиереи повлияли на духовный строй нашей программы. Митрополит Иов научил нас скромности. Он обращал внимание, прежде всего, на внутреннее делание.
Именно он дал нам благословение на создание программы, несмотря на то, что он не принимал сам для себя такой формы работы с паствой. К слову, мы хотели снять фильм о нашем дорогом архипастыре. Совместно с матушкой Феодосией мы подготовили список вопросов для Владыки Иова. Но мы не успели: он был отправлен на покой Священным Синодом. Владыка Феофан задал нам более деловитый стиль работы. Митрополит Никодим замотивировал нас к изучению более глубоких вопросов. Большое количество прихожан храмов нашего региона получили ответы на самые насущные вопросы, благодаря его участию в наших передачах.
— Если не секрет, какие журналистские работы и проекты вдохновляли Вас в процессе развития телепередачи?
— Наша программа приобрела новое дыхание, когда протоиерей Игорь Шестаков благословил нас поехать на фестиваль православных СМИ «Вера и слово». На него поехали Ольга Новгородцева, Владимир Панарин (ныне священник, возглавляющий Центр защиты семьи «Берег») и я. Нам посчастливилось пообщаться на профессиональные темы с известным тележурналистом Аркадием Мамонтовым. До сих пор я с интересом смотрю его работы. Особенно впечатлила меня такая лента как «Афон.Восхождение» (2016). Когда человек попадает на Афон, то его после этого всю жизнь поддерживает Дух Божий. У меня было ощущение истинности этого утверждения — и после просмотра этого фильма, и после беседы с Вашим духовником отцом Ярославом Ивановым, недавно вернувшимся с Афона.
Также на этом фестивале мне запомнился известный обозреватель Иван Семенов, который помогал митрополиту Илариону (Алфееву) вести передачу «Церковь и мир». Они нам подсказали, что наша задача состоит в производстве художественно состоятельных сюжетов. Основная сложность нашей работы заключалась и заключается в том, что мы мыслим как журналисты-газетчики. Было очень трудно переучиваться и работать в качестве телевизионщиков. Но мы старались сохранять нашу самобытность, выполнять наши цели и задачи, помня о том, что мы находимся на послушании. Нам было приятно найти возможность для того, чтобы послужить Богу. Теперь у нас есть уверенность, что Господь сохранит наше дело, раз мы делаем его честно, не ища сверхприбылей. Наш проект «Символ веры» укрепляет нас в этом.
— Недавно вы рассказали нам о том, что один из лучших выпусков «Символа веры» был посвящен иерею Игорю Маркову. Этот священник принес нашим пастырям совершенно особенную литургическую и мировоззренческую культуру из Харбина. Пожалуйста, расскажите об этом более подробно.
— Отец Игорь Марков – это такой человек, вклад которого в развитие нашей епархии был неоценим. Со слов нынешнего пресс-секретаря Челябинской епархии Алексея Ермолюка мы знаем о его служении. Он приехал к нам из Харбина, который был одним из центов православной жизни зарубежом.
Дореволюционное церковное воспитание давало пастырям необычайной крепости стержень. И эта система сохранилась в эмиграции в Китае. Между прочим, в свое время меня поразило, что наша духовная миссия воспитала в Китае из местных двух людей, которые стали епископами. Я понял, что человек любой культуры может обратиться при соприкосновении с истиной. И в то время у священников было особое благоговение по отношению к службе.
Отец Игорь, по словам людей, его знавших, практически не ошибался, совершая богослужения. Он не делал себе послаблений. Хочу отметить, что такую чистую молитву как у батюшки дает людям Господь, избавляя нас от искушений. И мы забываем о себе на таких богослужениях. Примечательно, что Всевышний даровал отцу Игорю возможность сослужить со святым Иоанном Шанхайским. И отец Игорь сохранил этот уровень духовности и после возвращения в СССР, где его всю жизнь сопровождали гонения: на него пытались завести дело, когда один из крещеных им детей умер…Также на батюшку совершали нападения с целью ограбления. Но своей верой он выстоял в это лихолетье.
— Также мы хотели бы поговорить с Вами о одном из признанных духовных лидеров православной молодежи – о протоиерее Дмитрии Алферове. Батюшка сумел создать с нуля несколько православных приходских общин, Миссионерский отдел Челябинской епархии, молодежный православный клуб «Глас», а также несколько высокоуровневых социальных проектов. В чем состояли составляющие его успеха? Каким у Вас получился его образ в фильме «Миссионер», который вышел в рамках проекта «Символ веры»?
— Наше пожелание снять сюжет в память об отце Дмитрии Алферове вылилось в проект создания фильма «Миссионер». Нам удалось осуществить его, благодаря духовным чадам батюшки, составлявшим костяк общины храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Название этого фильма вышло из самого его сюжета. Отец Дмитрий жил для того, чтобы помогать людям приходить к Богу. Он не считал это своим достоинством. Батюшка видел в этом основу своего служения Церкви и Богу. Отец Дмитрий проявлял к каждому приходящему к нему человеку необыкновенный интерес. Время проведенное вместе со своей паствой было для него приобретением. В своем общении с прихожанами, молодежью и аудиторией местных СМИ он проявлял свою образованность, а также глубокое знание трудов Святых Отцов.
Каждый из нас думал, что отец Дмитрий только с ним так раскрывает себя. Он помогал нам познать божественную истину. Ее понимание указывало нам то, как следует понимать волю Всевышнего о нас. В этой связи я поделюсь своим наблюдением: каждый священнослужитель уподобляется Христу, исполняя Его слова: никто не приходит к отцу, как только через меня (Ин.14:6). Священник приводит ко Господу и служит сам Его образом. Он учит нас крестоношению, которое необходимо всем нам в жизни. Таким и был отец Дмитрий. Он очень серьезно относился к богослужению, стремился сохранить его дореволюционную полноту.
Поэтому мы не боялись сказать о нем выше и лучше, чем он был. Ведь у нас было свидетельство его паствы и близких ему священнослужителей, которые на него равнялись. Жаль, что многие трогательные вещи не вошли в «Миссионер»: ни ежедневные высокие его проявления как миссионера, ни семейные отношения, ни трепетное отношение батюшки к его маленькой собачке. К слову, мы заметили очень хороший знак: как только вышел наш фильм, люди сразу же стали ждать его продолжения. Но сейчас мы пока не готовы снять его.
— Какие из начинаний отца Дмитрия продолжаются после его кончины? Какие трудности возникают у его последователей из молодежной среды?
— Многие ребята из окормляемого отцом Дмитрием молодежного миссионерского клуба «Глас» продолжают его дело. Петр Устинов стал настоятелем храма во имя священномученика Петра Крутицкого. Сергей Пронькин стал администратором прихода храма иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (бывший малый храм при церкви иконы Божией Матери «Утоли моя печали»), настоятелем которого был отец Дмитрий. При этом же храме функционирует созданные по благословению батюшки благотворительная столовая, сестричество и одна из сильнейших воскресных школ города. Община храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» также содействовала становлению храмов в Челябинской области – в том числе, храму Смоленской иконы Божией Матери на железнодорожном вокзале.
Также я могу сказать, что отцом Дмитрием было создано уникальное братство. Ему удалось организовать «Глас» благодаря тому, что молодежь сплотилась не вокруг какой-либо личности, а вокруг важного дела. Таким же образом с отцом Дмитрием общались молодые музыканты. Батюшка создавал комфортную среду общения, где люди могли найти ответы на свои вопросы. Ребята не самовыражались — каждое свое дело они совершали во имя Господа нашего Иисуса Христа. Такое ощущение, что посреди них всегда был Спаситель. Ведь Он обращался к нам с такими словами: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). И было ощущение, что присутствовал Сам Господь на евангельских беседах и отец Димитрий был таким живым напоминанием этого, он создавал такую атмосферу. Отец Дмитрий был для них живым напоминанием этих слов, а также того, что они собрались здесь не просто для того, чтобы поделиться своими взглядами на жизнь. Ребята приходили для того, чтобы приобщиться христианской истине.
Ни один человек не мог бы даже подумать, что батюшка как-то подавлял своей личностью, своим авторитетом и своим знанием. Он создавал такие условия, когда каждый мог раскрыться. И через это молодежь как-то понимала важные мировоззренческие понятия. В этом и была задача миссионера: помогать людям приходить к Богу, осознавать себя и свое призвание в этом мире, свое отношение к высшему, свой путь, свое направление, чтобы дать ближним такое же понимание. Я некоторых из этих ребят из «Гласа» потом встречал. Многие из них, благодаря этому общению, как-то и свою жизнь определили. Те, кто ходил постоянно, — они так и остались вместе в этом братстве, в котором воплотилась огромная потребность нашего времени в общине. Это то, чего не хватает нам, а особенно нашей молодежи. Многие ее представители идут в религиозный экстремизм именно потому, что они не встретили своего миссионера, который дал бы им смыслонасыщенное общение в подобном братстве.
— Как вы оцениваете уровень миссионерского и молодежного служения в Челябинской епархии сегодня? Какие перспективы есть у местной православной молодежи на их служениях?
— Миссионерское служение в Челябинской епархии продолжает развиваться. Ведь свято место пусто не бывает. Протоиерей Ярослав Иванов поднял его на очень высокий уровень. У него получается работать с молодежью. Когда я смотрю на него, я молюсь о том, чтобы этот человек не остыл, не потерял интерес к этому служению. Нам очень хочется поучаствовать в таких его начинаниях как миссионерский крестный ход. Нас радует то, что молодежь является такой отзывчивой, что она тянется к вере.
Ребята сохраняют свои души неприкосновенными для «постхристианских» ценностей. Некоторые из них ведут себя излишне резво, неблагоговейно. Но мы видим в их среде такую активность, которую можно оценить только положительно. Молодежь участвует в возрождении разрушенных храмов, помогает общинам севера Челябинской области в их становлении. В свое время православная молодежь организовывала миссионерские лагеря. Теперь наши активисты созерцают красоту Божьего мира и познают молитвенное единение с Богом на ежегодных миссионерских крестных ходах.
Совместное обсуждение духовных вопросов и соборная молитва с единоверцами придает молодежному движению необычайную силу через сплочение его участников. Даже невоцерковленные люди направляют свои устремления на служение Богу после соприкосновения с Церковью через пример активного православного молодежного движения. Это происходит со всеми – даже с теми, кто не интересуется богословием.
— Сейчас в районе Южно-Уральского государственного университета реализуется очень важный для студенческой молодежи проект. Он связан со строительством часовни в сквере напротив главного корпуса. Как Вы относитесь к нему? Улучшит ли этот проект взаимодействие светской и церковной молодежи?
— Я уверен, что инициатива университетской администрации по строительству часовни пойдет на пользу всему микрорайону напротив ЮУрГУ. Здесь изменится сама атмосфера. Я считаю, что нельзя, чтобы жизнь здесь крутилась только вокруг клубов, баров, супермаркетов и общепита. Живущим, учащимся и работающим в этом месте не хватает духовного ядра. Также отмечу, что ЮУрГУ – это университет международного масштаба. В академической среде не должно быть антихристианских предубеждений. Слава Богу, что запрет на апеллирование к православным ценностям уходит в прошлое. Храм здесь уместен: он изменит молодежь, покончит с духовной засухой, которая ощущается местными. Студентам будет легче решиться прийти в храм, который будет построен специально для них. Здесь они смогут найти себе единомышленников, смогут комфортно помолиться – в привычной для себя среде. Дай Бог, чтобы это дело состоялось. Надеюсь, что нашей часовне будет присвоено имя великомученицы Татианы.
— Спасибо за интервью. До свиданья!
— До новых встреч!
P.S. Смотрите ближайшие выпуски «Символа веры», которые будут посвящены обновлению формата православной молодежной работы в Челябинске, а также такой актуальной теме как «Дух либерализма и поиск истины в современном мире».
Пресс-служба ПМД74
все новости