+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Таинство Причащения

Татьяна Колодяжная
Дата публикации: 08.04.2017

Таинство Причащения.

Евхаристия

Происхождение и значение

Причащение – это святое Таинство, в котором христиане под видом хлеба и вина принимают тело и кровь Христа. Славянское слово «Причащение» буквально означает «повторяемое соединение вместе отдельных частей». Другое название Таинства — Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение, благодарность, признательность). Душевное стремление верующего человека, любящего Бога, выражается в желании соединиться с Ним. Это и происходит в Таинстве Причащения.

Его установил сам Спаситель, когда в первый раз совершил причащение учеников на Тайной Вечери, накануне Крестных Страданий и смерти. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26-28). Это повествование дополняет апостол Лука: преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19). Поэтому Таинство Причащения совершается в Церкви постоянно. Оно не прекратится до самого пришествия Христова.

Православному христианину необходимо причащаться. От этого зависит его вечная жизнь. Христос сказал: «Ядущий мою плоть и пиющий мою Кровь имеет Жизнь Вечную и Я воскрешу его в последний день». Непринятие причастия подвергает нас смертельной опасности. Спаситель говорит предельно ясно: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». В земной жизни нет ничего важнее причастия, потому что через Таинство мы принимаем в себя живого Христа, соединяемся с Ним и получаем жизнь вечную. Можно дать такой пример: младенец принимает молоко матери, которое, по сути, есть её тело и кровь, и, питаясь им, растет. Но души нуждаются в пище небесной, чтобы расти и совершенствоваться духовно.

О Божественной Литургии

Таинство Евхаристии совершается во время богослужения, которое называется Божественная Литургия. Это — важнейшая из церковных служб. Она символически открывает всю жизнь Христа: от Рождества до Вознесения. Например, шествие с Евангелием символизирует выход Спасителя на проповедь. Открытие Царских Врат и вынос Святых Даров – явление Спасителя после Воскресения. Слово «Литургия» – греческое, оно означает «общественное дело». Литургия совершается в храме, где есть Престол, или хотя бы Антиминс (вместопрестолие – греч.) – плат, в который вшиты мощи мучеников.Евхаристия

Литургия состоит из трех частей. Первая называется «проскомидия», что по-гречески означает «принесение» и происходит от обычая древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине хлеб в храме называется «просфора» — «приношение». На проскомидии происходит приготовление Даров для Причащения. Из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства. В священный сосуд вливается вино, соединенное с водой, (потому что во время казни Христа на Голгофе из Его прободенного ребра истекли Кровь и вода).

Священнослужитель во время проскомидии вспоминает всю Церковь, святых, молится о живых и умерших. Те записки о здравии и упокоении наших ближних, которые мы пишем перед службой, прочитываются именно на проскомидии. Хлеб для причащения называется Агнцем. Он представляет собой образ страдающего Христа. Спаситель приносит себя в жертву за людей, подобно тому, как в Ветхом Завете приносился в жертву пасхальный агнец. Вино для Таинства соединяется с водой.

Часть литургии, в которой верующие готовятся к Таинству, называется «литургия оглашенных». Так издревле называют тех, кто готовится к принятию крещения. К участию в ней по традиции допускаются и оглашенные, и те прихожане, кто кается, но не допущен ко Причастию. Литургия оглашенных начинается с прославления Святой Троицы возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Она состоит из молитв, песнопений, чтения апостольских книг и Евангелия. Заканчивается эта часть богослужения повелением оглашенным выйти из церкви.

Причащение совершается во время третьей части службы – литургии верных. По древней традиции только крещенные люди могли участвовать в этой службе. Конечно, никто сегодня не станет насильно удалять некрещеного человека из храма во время литургии верных, но древний обычай надо знать для того, чтобы участвовать в Богослужении более осмысленно.

Важнейшая часть литургии верных – это момент, когда хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и Кровь Христа. Православное богословие не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого Таинства. По мнению большинства святых отцов, приложение Даров означает восприятие их Второй Ипостасью Троицы – Сыном Божиим – в действии Святого Духа. Хлеб и вино оказываются в таком же положении по отношению к Богу Слову, что и Его человеческая природа, которая нераздельно и неслиянно соединяется в Личности Христа с Его Божеством. Хлеб и вино в Таинстве не изменяют своих природных качеств, подобно тому, как полнота Божества Христа нисколько не умаляет полноты и истинности Его Человечества. Вот слова святителя Иоанна Златоуста: «Прежде того, как освятится хлеб, мы называем его хлебом. Когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени Тела Господа, хотя природа хлеба в нем осталась».

Евхаристия

Подготовка ко причастию

Как часто нужно причащаться? По церковной традиции – не реже четырех раз в год, каждым постом. Желательно причащаться как можно чаще. Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский указывал на забытое апостольское правило – отлучать от церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия. Древние христиане причащались каждый воскресный день. Сегодня не многие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми к великому Таинству. Но для нас важно иметь древний идеал пред собой, как благодатный пример.

К Таинству причащения нужно готовиться. Постом, молитвой, исповеданием своих грехов и прощением тех, что согрешили против нас. Важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определенных предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Известный московский священник и проповедник о. Валентин Амфитеатров (1836-1908), говорил: «Нужно каждый день быть готовым к причащению, как к смерти…». Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Подготовка ко причастию называется говением и продолжается несколько дней. В нее входит:

• прочтение определенного молитвенного правила;
• соблюдение поста перед Причастием;
• посещение вечернего богослужения накануне Причастия;
• воздержание от пищи и пития в сам день Причастия, с полуночи до самого Причастия;
• допущение до Причастия священником на исповеди;
• присутствие на всем последовании Божественной литургии.

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.

Домашняя молитва накануне причастия должна включать в себя:
— канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
— канон молебный ко Пресвятой Богородице; — канон Ангелу-Хранителю;
— Последование ко Святому Причащению (в него входят канон и молитвы).

Все эти молитвы можно найти в любом православном молитвослове. Кроме того, по желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему. Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
В дни празднования Воскресения Христова (до Фоминой недели) вместо этих канонов читается Пасхальный канон.

Перед Причастием положен евхаристический пост. Его продолжительность обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам. Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней. Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней. Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

В пост предписывается воздержаться от употребления в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц. Помимо ограничений в пище, пост также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также ограничить себя в развлечениях: посещении театра, просмотре развлекательных фильмов и передач, прослушивании светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения. Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Причащаться должно натощак.

Должно также поддерживать молитвенный настрой в уме и сердце, беречься от рассеяния, злобы, осуждения, раздражения и прочих непотребных мыслей, чувств и разговоров. По возможности проводить время в уединении и чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Евхаристия

Перед причастием необходима исповедь, без которой никто не может быть допущен ко Святой Чаше (кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности).

В день причастия необходимо присутствовать на всей Божественной Литургии. Вскоре после пения «Отче наш» (во время литургии верных), нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропускать вперед детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Креститься перед Чашей не следует, чтобы нечаянно не толкнуть Святые Дары. Подойдя к Чаше, нужно внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Святого Причащения не принято уходить из церкви до целования напрестольного креста в руках священника. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой). В день Святого Причащения следует вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Приложение: Мысли пастырей о причастии.

Митрополит Иларион (Алфеев):

Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше сущностное, онтологическое соединение с Божеством. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Это то, что ни одна другая религия не может дать человеку. Именно в том и состоит уникальность христианства, что Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно.

Митрополит Антоний (Сурожский):

Причащаться Святых Таин — это значит призывать Господа так с нами соединиться, что не только душевно, но в самой плоти нашей Его жизнь делается нашей жизнью и наша жизнь делается Его жизнью. Поэтому каждый раз, как, причастившись Святых Таин, мы делаем дела тьмы, мы как бы влечем Господа насильственно, мучительно по тому самому пути, по которому Его вели в страстные дни на распятие, на страдание, на поругание, — это мы должны помнить.

Игумен Нектарий (Морозов):

Причастия недостоин тот человек, который считает себя достойным. Не надо думать, что святые считали себя достойными, напротив: «…вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаше во мне места достойна еже главу подклонити…» — это из молитвы того же Иоанна Златоуста, также входящей ныне в Последование ко Святому Причащению. Никто этого не достоин. Весь вопрос, с каким душевным расположением подходит человек к Чаше. Апостол Павел писал, что в его время многие христиане умирали от того, что причащались «не рассуждая себя», то есть не исследуя собственной души. Греховны, в той или иной мере, все. Иуда был греховен, и Петр тоже. Иуда предал Христа, Петр от Него отрекся. Но в отречении Иуды было сознательное решение и отказ от покаяния как обращения и изменения, а в отречении Петра — обычная человеческая слабость. И за его отречением последовало раскаяние, возвращение ко Христу. Петр в час Тайной Вечери не ведал своей слабости и действительно был готов умереть за Христа, а Иуда, причащаясь, уже был готов предать. Отсюда вывод: если у нас, подходящих к Чаше, есть решимость не повторять более тех грехов, в которых мы только что каялись,— Господь удостоит нас причаститься неосужденно. А если мы подходим с иным расположением, как бы пряча в себе мысль: вот, я сейчас причащусь, а потом буду вести прежнюю жизнь — вот это, по сути, расположение Иуды, это и есть недостойное Причащение.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
246
В начало страницыВ начало страницы