29 мая 1453 года стало, без преувеличения, эпохальным событием всемирной истории. В этот день под ударами турок-османов пал Константинополь. Вместе с ним прекратила свое существование и Византийская империя.
Можно с уверенностью сказать, что гибель тысячелетнего Ромейского государства было предопределено его отступничеством от Православия, которое свершилось на Флорентийском соборе 1438-1439 годов.
Тогда, стремясь избежать мусульманского ига, император и греческие епископы (все, кроме святителя Марка Эфесского) подписали унию с католическим Римом на условиях признания Православной Церковью латинской догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов.
Византия совершила свой цивилизационный выбор, обернувшийся для нее катастрофой, во многом причиной тому стало чрезмерное упование на политические способы построения ответов на вызовы той эпохи. Подобные тенденции, к сожалению, характерны и для современного Константинополя, что лишний раз заставляет задуматься о тщетности человеческих усилий, творимых без упования на волю Божию.
Современники восприняли гибель Византии как событие апокалиптическое, однако Христос Спаситель не может оставить Свою Церковь без промыслительного о ней попечения. Еще не закатилась звезда Ромейской империи, как в далекой от Византии Руси сложились предпосылки преемственности в деле хранения истины Православия.
Ровно за тридцать лет до падения Константинополя, в пятницу 29 мая 1423 года на Сахотском болоте, что в древней Ростовской земле, Господь явил Свою милость и величайшее чудо.
Как свидетельствует дошедшее от тех времен Сказание, пасшие скот пастухи сподобились необыкновенного зрелища: они увидели стоящий в воздухе Крест Господень, а рядом образ святителя Николая Чудотворца с Евангелием в руках.
Пастухи от страха «…падоша аки мертвые на целый час». Впрочем, сила Божия укрепила их. От Господня Распятия был к людям голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».
Весть о чудесном событии быстро достигла Ростовского архиепископа Дионисия, который выдал благословенную грамоту на строительство заповеданного Господом храма.
Но как воздвигнуть церковь на болоте? Местные зодчие посчитали такое невозможным и дерзнули заложить храм чуть поодаль. Впрочем, Господь вновь явил чудо. В первую же после начало строительства ночь поставленное основание новой церкви исчезло. Найти пропажу озадаченным строителям помог все тот же неизреченный свет, изливавшийся точно на месте явления Креста. Там же, в трясине, виднелись и бревна постройки.
Теперь уже мастера сподобились услышать глас Божий, который повторно повелел: «На сем месте поставите церковь Мою. И будет благодать велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися; и будут многа исцеления».
И чудеса не замедлили случиться… Непостижимым для человеческого разума образом, за одну ночь образовался поток, который вымыл всю болотную воду, а на месте явления Креста образовался холм, на котором выстроить храм уже не представляло никакой сложности.
Освящать построенную церковь прибыл сам архиепископ Ростовский Дионисий, который долго и, как отмечет Сказание, слезно, молился перед святыней. С тех самых пор «проиде слава про чудеса Животворящего Креста (…) во многия страны».
Христос и Его Крест есть средоточие христианской жизни. Явление Креста не может быть «случайным» чудом. Это сакральный акт, таящий в себе множество смыслов, постижение которых ведет не только к осмыслению произошедшего в 1423 году, но и к пониманию дня сегодняшнего.
«Место сие» есть Сахотское болото, издревле известно как пристанище колдунов и волхвов. Явление Креста и строительство храма есть символ победы Истины над силами тьмы.
«Место сие» – это чреда чудес, в коих Господь дарует православному люду укрепление в вере. Крайне важно, что Крест изначально оказывается укоренен на богозданном холме. Когда в 1506 году сгорела первая деревянная церковь, в храме погибло все, кроме святыни, которую не успели вынести из пламени. Крест не покидал места своего явления вплоть до наступления богоборческого времени, когда стараниями прихожан был перенесен из разоренной церкви в ближайший действующий храм.
«Место сие» есть мужской монастырь Животворящего Креста Господня, воздвигнутый в 2011 году в селе Погост Крест Ивановской области на месте разрушенного большевистской властью древнего Никольского погоста, устроенного подле величайшей святыни.
«Место сие» есть Россия, которая промыслительно принимает на себя великую честь и бремя сохранения чистоты Православия накануне падения Византии.
Позднее старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей оформит понимание возложенной Господом на Русь миссии в чеканной формуле «Москва – третий Рим». Однако с полной уверенностью можно сказать, что пришедший «с греческой стороны» Крест символически и мистически предуготовил данную миссию, заложив смысл всего последующего существования России.
Наконец, «место сие» есть душа каждого православного христианина, от молитвенных усилий которого зависит будущее не просто нашей страны, но и Вселенского Православия. Сегодня, когда вызовы Церкви таковы, что ей грозит рукотворный раскол и, как следствие, «мерзость запустения», необходимо особенно помнить об этом.
Причем, помнить деятельно, побуждая наших соотечественников обратиться к осмыслению подлинной миссии России, обозначенной Господом еще в XV веке. В этой связи, видится как никогда более уместным обратиться к благочестивой традиции крестного хода, началом которого вполне может, да и должно, стать святое место явления Животворящего Креста Господня.