+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Торжество Православия: стать отражением святыни

Дата публикации: 08.03.2017

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Так говорит о Боговоплощении евангелист Иоанн Богослов. В лице Иисуса Христа – тайна Боговоплощения. Тайна сия велика, и то, что доступно нашим глазам, ушам и уму – далеко не вся полнота Бога.

Торжество православия

Торжество православия. Икона.

Он целиком воплотился в человека, чтобы человека искупить, стать, насколько возможно, понятным, близким и спасительным. Сегодня мы отмечаем Торжество Православия. «Право славим» — веруем правильно, так, как Бог явил. Нам до сих пор многое в Православии недоступно, непостижимо в силу нашей немощи и ограниченности. То, о чем мы сегодня говорим, выстрадано Церковью. Эти догматы формировались на семи Вселенских Соборах. Защищался догмат о Боговоплощении, об Отце, Сыне, Святом Духе – все, без чего невозможна наша вера. Можно спросить: а нуждаются ли эти истины в нашей защите? Нет, но нуждаются в формулировании и утверждении, чтобы человек мог строить свою веру сообразно им.

Каждый догмат подвергался многочисленным спорам. Не только Боговоплощение, но изображение образа Божьего на иконах. Еретики-иконоборцы побуждали людей рубить иконы, наказывать и гнать тех, кто их почитает. Но на VII Вселенском Соборе 787 года, после длительного периода иконоборчества, почитание икон было окончательно установлено в Православной Церкви. Икона стала неотъемлемым атрибутом веры. Правда, гонения прекратились не сразу — только в 843 году возник праздник, посвященный окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период формирования православного учения о Христе, и икона стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование пришлось именно на этот день.

проповедь
Образ Божий притягивает. Мы знакомимся с Ним в иконах, через Священное писание. Каждый из нас рожден личностью, но, чтобы стать преображенным Ликом, нужно положить немало осмысленного труда, обращаться к Первообразу и молиться.

Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди однажды привел рассказ Натаниела Готорна: «Высоко в Андах, на берегу глубокого озера стоит деревушка, на другом берегу с незапамятных времен в скале высечен образ местного бога: лик необычайной красоты, в котором есть величие и покой, любовь и сила. И в деревне сохраняется предание, что наступит день, когда их бог явится и будет жить в их среде. Столетия шли, ничего не происходило. Жители деревни поклонялись этому каменному богу, но он оставался камнем, далеким и безжизненным изображением. В какой-то день в деревне родился ребенок, который с младенчества был пленен красотой этого лика, высеченного в скале. Он подползал к берегу и все глядел и глядел на лик. Потом он встал на ноги и стал ходить туда, подростком он все еще часами вглядывался в это изображение. По мере того как он вглядывался в этот лик и впитывал красоту его, величие, благородство, покой, который он излучал, его собственное лицо постепенно менялось. И в какой-то день, когда юноша шел по единственной улице деревни, ее жители увидели все то, что выражало изображение их бога и что они так почитали, на лице этого молодого человека и поняли, что случилось чудо: их бог — среди них».

отражениеВ лице этого юноши отразилось все, во что он так пристально всматривался. Насколько же важно учиться взирать на святыню и впитывать ее! Часто наши глаза устремлены на греховные, страстные образы, что не может не влиять на душу. Все мы знаем это слово: жить не по образу – «безобразно», «несообразно». Другое сходное слово — «образование» – сейчас оно понимается не как «раскрытие образа», а как «воспитание ума». Мы утрачиваем главное — образование сердца. Несовершенство мира для нас очевидно — мы готовы критиковать ближнего, дальнего, власти, начальства. Но ведь и у нас много недостатков и несообразностей. Это особенно проявляется, когда мы пытаемся очистить внутреннюю икону — зачастую это непосильный труд. В Евангелие вникнуть не можем, молиться внимательно не можем, образ Божий нас испепеляет. Даже причащаясь, мы не в силах удержать дарованную благодать, хотя призваны быть ее носителями. Не будем перекладывать свою ответственность на людей и обстоятельства — ведь Православие невозможно без право-делания.

«Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом», говорит святитель Афанасий Великий. Чтобы в нас отразился Христос, будем обращаться не только к иконам Господа, Божьей матери, Ангела-Хранителя и святых, но и к Евангелию. Храни вас Господь!

Подготовила Татьяна Колодяжная


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
1 119
все новости
В начало страницыВ начало страницы