+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Куклы-птицы: мастерская авторской куклы при Свято-Сергиевском храме
Куклы-птицы
Тонкие, нежные, парящие… Её куклы как будто птицы. В них — красота, грация и танец. Они претерпели эволюцию, после того, как Таня пришла к Богу. В куклах появились статность и покой. Они оделись в народные платья. Но не потеряли живости, а приобрели полет. Сегодня я хочу рассказать вам про мастера кукол, преподавателя Татьяну Теточко.
— Татьяна, как возникла идея делать куклы?
— Меня всегда интересовали люди. Я училась на скульптора и начинала с того, что лепила портреты. А моя лучшая подруга делала куклы и однажды я это увидела: вот не было ничего — кусок глины, пластик, тряпка и вдруг кукла получилась! Меня это так поразило, что я тоже стала кукол делать. Это было лет шесть назад.
— Где вы находите образы для ваших кукол?
— Иногда встретишь человека и хочется его слепить. А иногда просто фантазирую. Однажды смотрю — девушка идет. Сумку так красиво держит… запястье тонкое. У меня до сих пор эта девушка в памяти. И я начала делать куклу, опираясь на ее образ. Бывает, слушаю музыку и сразу начинаю представлять что-то. Еще мне очень нравится балет. Балерины такие пластичные, тонкие. Раньше я их часто рисовала. Часто в театр ходила, и посмотрела множество постановок. Да много что вдохновляет. Фольклор, например: сказки, наши и других народов.
Мы с Татьяной смотрим альбом. Все куклы очень разные. Но их объединяет какая-то легкость, прямая осанка, они немножко похожи на саму Таню.
— Вот эта очень красивая. Она похожа на какую-то аристократку. Расскажите про нее.
— Я начала ее делать, когда со своим будущим мужем познакомилась. Она как будто удивлена чем-то. Вышла куда-то, глядит и аж оторопела. А может быть, вышла и начала танцевать. Судя по движению рук, это народный танец. У нее даже платье похоже по крою на русский сарафан. Я назвала ее «Выход».
— Расскажите вот про этих в кукол в рамочке.
— Этих девушек я делала ко Дню Победы. Мне хотелось передать атмосферу момента: весна, птицы поют, ветер, тепло — снова жить можно. Девушки дождались Победы. Вот птичка к ним прилетела. Тут грунтованный текстиль. Мне он нравится тем, что складки можно создавать…
— А из каких материалов сделаны ваши куклы?
— Из самых разных. Вот эта, которую я вам принесла — из самозастывающего пластика. Пока лепится — он как глина. А когда высыхает, то твердеет. Его можно пошкурить, можно размочить и заново подлепить. Изделия из такого материала нужно тонировать. Некоторые куклы сделаны из запекаемого пластика, это что-то вроде пластилина. Обжигаешь в духовке — и он становится как пластмасса, тонировать уже не надо, только расписать. Детали отдельно обжигаются — руки, ноги, голова. Только их нужно закрывать фольгой. И класть в какую-то емкость, чтобы испарения не испортили духовку и можно было потом безопасно еду готовить.
У Татьяны в мешочке много кукольных «париков». Она прикладывает к своей кукле сначала темные, потом светлые волосы. Наконец, Таня находит нужный цвет волос — и кукла оживает! У нее даже как будто цвет лица приобретает другой оттенок.
— Вот так гораздо лучше! Я много фотографий балерин смотрела, когда ее лепила. Ее одежда — это тоже грунтованный текстиль. С ним я работаю так: беру ткань, пропитываю ее клейстером. Он готовится из муки, воды и клея ПВА. Потом формирую на туловище куклы из пропитанной ткани складки. Сушу, грунтую. А потом темперными красками расписываю.
— А вот про эту куклу расскажите, из чего она сделана?
— Это простая кукла с текстильным туловищем, будуарная. С ней связана интересная история… Так вышло, что я познакомилась с одной женщиной в возрасте, тётей Мариной. Она работала продавцом в магазине. Мы с ней подружились. Я как раз тогда очередную куколку делала. Расписала ее и решила, пойду подарю. Принесла подарок тете Марине. А она взяла куклу в руки и начала плакать. Я растерялась, спрашиваю: «Что случилось? С куклой что-то не то?». Она говорит: «У нее лицо серое, глаза какие-то пустые». Видимо, куколка напомнила тете Марине что-то из ее жизни. Я пришла домой, смотрю — действительно безжизненная она какая-то, волосы тусклые, краски мутные. Дело в том, что когда я над ней работала, настроение было не самым радужным. Я ее переделала. И впредь была внимательнее к своим мыслям во время творческого процесса.
— А насколько образы кукол меняются со временем? И меняются ли вообще?
— Очень меняются. Вы знаете, раньше они у меня какие-то грустные были. Вот Русалочка, например. Лесовица с дудочкой из папье-маше тоже будто сейчас заплачет. Эта кукла с гордым лицом, но тоже каким-то тоскливым. А вот эта как будто немножко выпендривается. Их я лепила до прихода в храм. А потом мои куклы светлее как-то стали.
— А как вы в храм попали?
— О, это вообще очень интересная история. Я закончила художественное училище, искала работу. Еду как-то маршрутке, гляжу, девушка вошла, с таким добрым лицом, аж вся светится. Она улыбнулась мне. Я подумала: «Какая хорошая!» Мы вышли на одной остановке, познакомились. Оказалось, что она тоже из училища. Говорит: «Я сейчас вернулась из Чебаркуля, там храм расписывают. Ты напиши, может тебя тоже возьмут!». Я отправила резюме, и, представляете, меня взяли! Только я тогда была совсем далека от веры, не знала даже, как креститься. Когда ехала, думала, что там, наверное, будут православные бабушки ругаться и священники на Мерседесах ездить. А оказалось, что в этом храме такие хорошие люди работают! Они всегда с пониманием ко мне относились. В Чебаркуле я проработала 4 месяца. Вернувшись домой, я продолжала сомневаться: вдруг так хорошо было только в том храме, а в остальных я все-таки разочаруюсь? Но в церковь тянуло, пришла в храм Сергия Радонежского — а тут отец Ярослав! Ну все, думаю, теперь не могу не ходить в храм. Батюшка предложил мне в воскресной школе преподавать.
— Вы ведете курсы по изготовлению кукол. Вам интересно преподавать?
— Да, мне очень нравится. Я знаю детали работы и могу показать их пошагово. Мне очень нравится смотреть, как человек, который никогда ничего подобного не делал, пришел и слепил куклу! В процессе создания, мне кажется, есть даже какой-то психотерапевтический момент. Они лепят и свои мечты воплощают. Были истории, когда женщины, которым хотелось стать мамой, в кукле воплощали образ беременной. Вкладывали в это такой трепет, такую нежность. Все, кто входил в кабинет, замирали перед этими куклами. Другая женщина, недавно родившая ребенка, слепила куклу с младенцем.
Я смотрю на моих учениц и замечаю, что у них лица даже как-то светлее становятся, когда они мастерят. А иногда бывает, что у человека вроде все получается, он даже успевает вместе со всеми, но я вижу, что ему не интересно. Я говорю: «Давайте подумаем, какого цвета волосы будут, одежда, какой будет фасон!» А в ответ слышу: «Ну, я не знаю, меня любой вариант устроит…». Для меня это полный провал. Потому что главная моя цель — чтобы человеку интересно было, чтобы пользу какую-то ему принесло. Была одна женщина, она была просто непробиваемая. У нее так красиво получалось. Но она вообще никак не реагировала. На самом последнем занятии мы что-то там поправили, и она вдруг с таким интересом посмотрела на свою куклу! И у меня отлегло на душе.
— Таня, а дети как реагируют на этих кукол?
— Они ими любуются! Радуются. Но с детьми лучше народными куклами заниматься. Им можно много про них рассказать — и про быт, и про костюмы. Я очень люблю народную куклу: в ней и история, и духовность.
— Как вы думаете, чего не хватает современному искусству?
— Раньше были национальные герои, и была единая национальная идея. А сейчас — живи как знаешь. Нет правильного и неправильного, есть просто точка зрения — твоя и моя. Действительно хорошо, когда есть люди, которые делают что-то, чем другие могут восхищаться и задумываться о каких-то вещах.
— А каким образом кукла может быть воплощением народной идеи, доброты, любви, нравственности?
— Как и любое творчество, куклы несут определенный посыл и наверное, рассказывает о своем авторе больше, чем он думает. А у него есть выбор, куда направить свой талант, в «искусство ради искусства» или в поддержку каких-то созидательных идей.
— Вы не состоите в Союзе Художников. Почему?
— Состою в Молодежном Союзе художников. Чтобы вступить во «взрослый», надо много и хорошо поработать.
— Для мастера кукла — это практически живое существо? Это действительно так?
— Кто-то говорит, что кукла — это посредник между человеком и каким-то невидимым миром. Она похожа на одушевленное существо, она участвует в игре. Лично я к куклам отношусь проще. Для меня это просто образы и все.
— Какие самые важные качества художника? Усидчивость, настойчивость, воображение? Может чувство юмора?
— Мне сейчас больше не хватает регулярности. Есть настроение или нет, нужно каждый день садиться и работать. Когда много занимаешься, профессионально растешь. А когда немножко поработал и дальше побежал, тебя как будто назад отбрасывает.
— Как вы считаете, можно ли в куклах изображать святых?
— Думаю, что можно. Только нужно подходить к этому ответственно. Много читать о святом, которого ты хочешь изобразить, молиться ему. Недавно в интернете я видела куклы Наты Шулепиной. У нее есть потрясающая работа, посвященная старице Матроне Московской. Думаю, что делая такие куклы, мы становимся лучше. Ведь цель любого искусства, чтобы человек приблизился к Богу.
Беседовала Людмила Белышева