731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Приход в лицах

Аналой
цветы

Поздравляем с днем рождения заведующую церковной лавкой нашего храма Иоанну Сироткину!

В этот день мы рады поздравить с днем рождения сотрудника нашего прихода Иоанну Сироткину! Заведующая церковной лавкой, ответственный специалист, отзывчивый и позитивный человек. Иоанна также занимается ярмарками православной книги, которые проводятся при нашем храме по праздникам и успели полюбиться многим прихожанам. 

цветы

Желаем Вам духовной и телесной крепости, неиссякаемой радости жизни, сил, веры, терпения, счастья и роста!

Желаем благ от всей души, любви без меры,

Пусть жизнь, продлясь, в годах оставит славный след,

И пусть не ослабеет в жизни Божья вера,

И пусть хранит тебя Господь от бурь и бед.

Свеча не гаснет, укрепляется надежда,

Пусть радость будет в сердце и блаженный мир,

Всегда пусть будут белоснежными одежды,

Чтоб в трубный час Господь позвал на брачный пир.

Коллектив и прихожане храма преподобного Сергия Радонежского
Игорь Степанов

Беседа о самой известной православной телепередаче Южного Урала

Игорь Степанов: мы воспринимаем нашу работу над «Символом веры» как послушание


Игорь СтепановСегодня редакция портала ПМД74 приготовила для вас интервью с редактором православной телепрограммы «Символ веры» Игорем Степановым. Игорь Борисович вместе со своими коллегами запустил этот проект силами телекомпании «Деловой Урал» в 2010 году. С тех пор выпуски этой передачи публикуются на сайте компании, на канале 
YouTube, а также выходят на телеканалах «ОТВ» и «Союз».

Наиболее частыми участниками съемок за это время стали: митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим; настоятели челябинских храмов: протоиерей Ярослав Иванов, протоиерей Михаил Горбунов, протоиерей Борис Кривоногов; монахиня Феодосия (Новгородцева) и игумения Евсевия (Лобанова). Также среди них был покойный настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиерей Дмитрий Алферов.

Перед тем, как начать нашу беседу Игорь Борисович сформировал топ самых знаковых тем «Символа веры»:

  1. Молитва и умное делание;
  2. Монашество и мир;
  3. Социальное служение в Церкви;
  4. Роль личности пастыря в служении;
  5. Ответы на вопросы телезрителей от правящего архиерея.

— Игорь Борисович, здравствуйте! Пожалуйста, расскажите об истории создания концепции программы «Символ веры», о ее первых героях, а также о целях вашего проекта.

— Добрый день! Начну издалека. Наша команда начала складываться в 1992 году, когда появилась экономическая газета «Деловой Урал».  Но после своего открытия это СМИ работало нестабильно. Газета переходила из рук в руки. В начале 2000-ых годов выделилась небольшая группа людей, которая начала заниматься видеопродукцией. Мы делали программы о местном бизнесе, и это позволяло нам зарабатывать на жизнь. На подобных роликах и фильмах мы прожили до 2010 года.

В это время часть нашей редакции повернулась лицом к Церкви. А если говорить обо мне, то в это время я был «захожанином», то есть в храме я бывал достаточно редко. Даже детей я приводил туда от случая к случаю. В том же году мы создали сюжет о том, на какие средства существует Русская Православная Церковь. Мы не встретили ожидаемого нами недовольства от представителей Челябинской епархии по поводу подготовки этого материала. Напротив, они говорили обо всем этом охотно, подробно и честно. Наш главный редактор Ольга Смирнова, впечатленная этой открытостью, предложила нам делать программу для Челябинской епархии. К слову, найти время на этот проект было достаточно сложно — в то время у нас работало немного людей — от двух до трех сотрудников.

Монахиня Феодосия (Новгородцева)Но все же мы взялись за новую программу для Церкви. Между прочим, в епархии далеко не сразу появилась техника, необходимая для съемок. Но благодаря поддержке бывшего пресс-секретаря Челябинской епархии Ольги Новгородцевой (впоследствии она приняла постриг с именем Феодосия) нам удалось осуществить нашу идею. Она предоставила нам заставку и концовку для программы, а также нашла нам ведущего, который остается с нами и поныне, — отца Игоря Ефремова. И мы стали работать буквально «на коленке», с нашей техникой.

При этом нас вело искреннее желание делать нашу программу добротно. К примеру, наш отец Игорь – это великолепный диктор. Он никогда не вмешивался в редакционную политику. Но иногда мы приезжали по его просьбе в село Губернское, где он служил. Там мы снимали очень хорошие сюжеты. Достаточно часто мы получали от него советы заострять определенные моменты наших выпусков, чтобы сделать программу более жизненной и интересной. Конечно же, мы больше всего хотели и хотим созидать, а не обличать. Но, когда возникала насущная необходимость, мы также готовили остросюжетные материалы о сектах вместе с тогдашним заместителем руководителя Миссионерского отдела Челябинской епархии Константином Путником.

— Какие темы ваша команда освещала в первых выпусках? Как развивалась с течением времени программа?

— В нашем первом выпуске был сюжет о Петропавловском храме, в котором проходила реконструкция. После него Ольга Викторовна предлагала нам темы для сюжетов, корректировала наши задумки. Ее поддержка на первом этапе была очень важна для нас. Даже саму нашу работу мы воспринимаем как послушание. Далее мы взялись за освещение первых трезвеннического слета и детского летнего лагеря, которые проходили на Увильдах.

Изначально концепция наших сюжетов учитывала их направленность на создание определенного мировоззрения. Наши выпуски не были построены исключительно на информационных поводах. Конечно же, мы говорили о новостях о великих праздниках Церкви. Но, прежде всего, мы старались искать темы, которые были бы интересны нашим современникам, которые еще только начинают воцерковляться. Мы сами были такими же. Также мы стремились создать побуждающий к воцерковлению стимул для людей, которые пока еще не задумались об этом серьезно.

Несколько наших выпусков были посвящены Иисусовой молитве и вообще молитве как таковой. Эта тема непонятна внешним. Молитва – это не простое стояние на богослужении. Это внутреннее делание, к которому человек должен подготовиться. Для этого существуют книги святых отцов и священнослужителей, которые являются нашими современниками.

Однажды мы даже говорили о теории параллельных миров. Но, хотелось бы отметить, что мы никогда не эксплуатировали тему преждевременных апокалиптических настроений. Но для нас были важны такие серьезные темы как память смертная и временность нашей земной жизни. Также мы говорили о судьбах знаковых для нашего региона духовных лидеров.

— К слову, какие духовные лица сильнее всего помогли Вам в проекте «Символ веры»?

— В нашем духовном развитии и становлении программы «Символ веры» нам помогли такие пастыри как: протоиерей Михаил Горбунов, который всегда был готов развернуто ответить на вопросы наших журналистов, протоиерей Дмитрий Алферов, с которым я был знаком со времени учебы в ЧелГУ. Мы встретились с ним потому, что он всегда стремился быть с молодежью. С ним учился мой двоюродный брат Павел Уваров (ныне доктор исторических наук). Мы очень часто брали интервью у отца Дмитрия – как и наша наставница матушка Феодосия (Новгородцева). Повторяю, что ее вклад в создание нашей программы неоценим. Также мне хотелось бы отметить заслуги отца Ярослава Иванова, с которым мы сняли большое количество сюжетов в храме преподобного Сергия Радонежского. Как правило, мы говорили с ним о различных духовных предметах. Нас всегда радовало то, что к нему тянется молодежь, которая стремится узнать Православие и его настоящие ценности. Работа отца Ярослава созидает наше будущее, и это очень ценно. В заключение мне хотелось бы отметить то, что наши архиереи повлияли на духовный строй нашей программы. Митрополит Иов научил нас скромности. Он обращал внимание, прежде всего, на внутреннее делание.

В гостях у ВладыкиИменно он дал нам благословение на создание программы, несмотря на то, что он не принимал сам для себя такой формы работы с паствой. К слову, мы хотели снять фильм о нашем дорогом архипастыре. Совместно с матушкой Феодосией мы подготовили список вопросов для Владыки Иова. Но мы не успели: он был отправлен на покой Священным Синодом. Владыка Феофан задал нам более деловитый стиль работы. Митрополит Никодим замотивировал нас к изучению более глубоких вопросов. Большое количество прихожан храмов нашего региона получили ответы на самые насущные вопросы, благодаря его участию в наших передачах.

— Если не секрет, какие журналистские работы и проекты вдохновляли Вас в процессе развития телепередачи?

299— Наша программа приобрела новое дыхание, когда протоиерей Игорь Шестаков благословил нас поехать на фестиваль православных СМИ «Вера и слово». На него поехали Ольга Новгородцева, Владимир Панарин (ныне священник, возглавляющий Центр защиты семьи «Берег») и я. Нам посчастливилось пообщаться на профессиональные темы с известным тележурналистом Аркадием Мамонтовым. До сих пор я с интересом смотрю его работы. Особенно впечатлила меня такая лента как «Афон.Восхождение» (2016). Когда человек попадает на Афон, то его после этого всю жизнь поддерживает Дух Божий. У меня было ощущение истинности этого утверждения — и после просмотра этого фильма, и после беседы с Вашим духовником отцом Ярославом Ивановым, недавно вернувшимся с Афона.

Также на этом фестивале мне запомнился известный обозреватель Иван Семенов, который помогал митрополиту Илариону (Алфееву) вести передачу «Церковь и мир». Они нам подсказали, что наша задача состоит в производстве художественно состоятельных сюжетов. Основная сложность нашей работы заключалась и заключается в том, что мы мыслим как журналисты-газетчики. Было очень трудно переучиваться и работать в качестве телевизионщиков. Но мы старались сохранять нашу самобытность, выполнять наши цели и задачи, помня о том, что мы находимся на послушании. Нам было приятно найти возможность для того, чтобы послужить Богу. Теперь у нас есть уверенность, что Господь сохранит наше дело, раз мы делаем его честно, не ища сверхприбылей. Наш проект «Символ веры» укрепляет нас в этом.

— Недавно вы рассказали нам о том, что один из лучших выпусков «Символа веры» был посвящен иерею Игорю Маркову. Этот священник принес нашим пастырям совершенно особенную литургическую и мировоззренческую культуру из Харбина. Пожалуйста, расскажите об этом более подробно.

Отец Игорь Марков— Отец Игорь Марков – это такой человек, вклад которого в развитие нашей епархии был неоценим. Со слов нынешнего пресс-секретаря Челябинской епархии Алексея Ермолюка мы знаем о его служении. Он приехал к нам из Харбина, который был одним из центов православной жизни зарубежом.

Дореволюционное церковное воспитание давало пастырям необычайной крепости стержень. И эта система сохранилась в эмиграции в Китае. Между прочим, в свое время меня поразило, что наша духовная миссия воспитала в Китае из местных двух людей, которые стали епископами. Я понял, что человек любой культуры может обратиться при соприкосновении с истиной. И в то время у священников было особое благоговение по отношению к службе.

Отец Игорь, по словам людей, его знавших, практически не ошибался, совершая богослужения. Он не делал себе послаблений. Хочу отметить, что такую чистую молитву как у батюшки дает людям Господь, избавляя нас от искушений. И мы забываем о себе на таких богослужениях. Примечательно, что Всевышний даровал отцу Игорю возможность сослужить со святым Иоанном Шанхайским. И отец Игорь сохранил этот уровень духовности и после возвращения в СССР, где его всю жизнь сопровождали гонения: на него пытались завести дело, когда один из крещеных им детей умер…Также на батюшку совершали нападения с целью ограбления. Но своей верой он выстоял в это лихолетье.

— Также мы хотели бы поговорить с Вами о одном из признанных духовных лидеров православной молодежи – о протоиерее Дмитрии Алферове. Батюшка сумел создать с нуля несколько православных приходских общин, Миссионерский отдел Челябинской епархии, молодежный православный клуб «Глас», а также несколько высокоуровневых социальных проектов. В чем состояли составляющие его успеха? Каким у Вас получился его образ в фильме «Миссионер», который вышел в рамках проекта «Символ веры»?

1-iyulya-2012-157— Наше пожелание снять сюжет в память об отце Дмитрии Алферове вылилось в проект создания фильма «Миссионер». Нам удалось осуществить его, благодаря духовным чадам батюшки, составлявшим костяк общины храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Название этого фильма вышло из самого его сюжета. Отец Дмитрий жил для того, чтобы помогать людям приходить к Богу. Он не считал это своим достоинством. Батюшка видел в этом основу своего служения Церкви и Богу. Отец Дмитрий проявлял к каждому приходящему к нему человеку необыкновенный интерес. Время проведенное вместе со своей паствой было для него приобретением. В своем общении с прихожанами, молодежью и аудиторией местных СМИ он проявлял свою образованность, а также глубокое знание трудов Святых Отцов.

Каждый из нас думал, что отец Дмитрий только с ним так раскрывает себя. Он помогал нам познать божественную истину. Ее понимание указывало нам то, как следует понимать волю Всевышнего о нас. В этой связи я поделюсь своим наблюдением: каждый священнослужитель уподобляется Христу, исполняя Его слова: никто не приходит к отцу, как только через меня (Ин.14:6). Священник приводит ко Господу и служит сам Его образом. Он учит нас крестоношению, которое необходимо всем нам в жизни. Таким и был отец Дмитрий. Он очень серьезно относился к богослужению, стремился сохранить его дореволюционную полноту.

Поэтому мы не боялись сказать о нем выше и лучше, чем он был. Ведь у нас было свидетельство его паствы и близких ему священнослужителей, которые на него равнялись. Жаль, что многие трогательные вещи не вошли в «Миссионер»: ни ежедневные высокие его проявления как миссионера, ни семейные отношения, ни трепетное отношение батюшки к его маленькой собачке. К слову, мы заметили очень хороший знак: как только вышел наш фильм, люди сразу же стали ждать его продолжения. Но сейчас мы пока не готовы снять его.

— Какие из начинаний отца Дмитрия продолжаются после его кончины? Какие трудности возникают у его последователей из молодежной среды?

Отец Дмитрий Алферов— Многие ребята из окормляемого отцом Дмитрием молодежного миссионерского клуба «Глас» продолжают его дело. Петр Устинов стал настоятелем храма во имя священномученика Петра Крутицкого. Сергей Пронькин стал администратором прихода храма иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (бывший малый храм при церкви иконы Божией Матери «Утоли моя печали»), настоятелем которого был отец Дмитрий. При этом же храме функционирует созданные по благословению батюшки благотворительная столовая, сестричество и одна из сильнейших воскресных школ города. Община храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» также содействовала становлению храмов в Челябинской области – в том числе, храму Смоленской иконы Божией Матери на железнодорожном вокзале.

Также я могу сказать, что отцом Дмитрием было создано уникальное братство. Ему удалось организовать «Глас» благодаря тому, что молодежь сплотилась не вокруг какой-либо личности, а вокруг важного дела. Таким же образом с отцом Дмитрием общались молодые музыканты. Батюшка создавал комфортную среду общения, где люди могли найти ответы на свои вопросы. Ребята не самовыражались — каждое свое дело они совершали во имя Господа нашего Иисуса Христа. Такое ощущение, что посреди них всегда был Спаситель. Ведь Он обращался к нам с такими словами: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). И было ощущение, что присутствовал Сам Господь на евангельских беседах и отец Димитрий был таким живым напоминанием этого, он создавал такую атмосферу. Отец Дмитрий был для них живым напоминанием этих слов, а также того, что они собрались здесь не просто для того, чтобы поделиться своими взглядами на жизнь. Ребята приходили для того, чтобы приобщиться христианской истине.

Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали", где служил отец ДмитрийНи один человек не мог бы даже подумать, что батюшка как-то подавлял своей личностью, своим авторитетом и своим знанием. Он создавал такие условия, когда каждый мог раскрыться. И через это молодежь как-то понимала важные мировоззренческие понятия. В этом и была задача миссионера: помогать людям приходить к Богу, осознавать себя и свое призвание в этом мире, свое отношение к высшему, свой путь, свое направление, чтобы дать ближним такое же понимание. Я некоторых из этих ребят из «Гласа» потом встречал. Многие из них, благодаря этому общению, как-то и свою жизнь определили. Те, кто ходил постоянно, — они так и остались вместе в этом братстве, в котором воплотилась огромная потребность нашего времени в общине. Это то, чего не хватает нам, а особенно нашей молодежи. Многие ее представители идут в религиозный экстремизм именно потому, что они не встретили своего миссионера, который дал бы им смыслонасыщенное общение в подобном братстве.

— Как вы оцениваете уровень миссионерского и молодежного служения в Челябинской епархии сегодня? Какие перспективы есть у местной православной молодежи на их служениях?

Отец Ярослав Иванов— Миссионерское служение в Челябинской епархии продолжает развиваться. Ведь свято место пусто не бывает. Протоиерей Ярослав Иванов поднял его на очень высокий уровень. У него получается работать с молодежью. Когда я смотрю на него, я молюсь о том, чтобы этот человек не остыл, не потерял интерес к этому служению. Нам очень хочется поучаствовать в таких его начинаниях как миссионерский крестный ход. Нас радует то, что молодежь является такой отзывчивой, что она тянется к вере.

Ребята сохраняют свои души неприкосновенными для «постхристианских» ценностей. Некоторые из них ведут себя излишне резво, неблагоговейно. Но мы видим в их среде такую активность, которую можно оценить только положительно. Молодежь участвует в возрождении разрушенных храмов, помогает общинам севера Челябинской области в их становлении. В свое время православная молодежь организовывала миссионерские лагеря. Теперь наши активисты созерцают красоту Божьего мира и познают молитвенное единение с Богом на ежегодных миссионерских крестных ходах.

Совместное обсуждение духовных вопросов и соборная молитва с единоверцами придает молодежному движению необычайную силу через сплочение его участников. Даже невоцерковленные люди направляют свои устремления на служение Богу после соприкосновения с Церковью через пример активного православного молодежного движения. Это происходит со всеми – даже с теми, кто не интересуется богословием.

Игорь Степанов— Сейчас в районе Южно-Уральского государственного университета реализуется очень важный для студенческой молодежи проект. Он связан со строительством часовни в сквере напротив главного корпуса. Как Вы относитесь к нему? Улучшит ли этот проект взаимодействие светской и церковной молодежи?

— Я уверен, что инициатива университетской администрации по строительству часовни пойдет на пользу всему микрорайону напротив ЮУрГУ. Здесь изменится сама атмосфера. Я считаю, что нельзя, чтобы жизнь здесь крутилась только вокруг клубов, баров, супермаркетов и общепита. Живущим, учащимся и работающим в этом месте не хватает духовного ядра. Также отмечу, что ЮУрГУ – это университет международного масштаба. В академической среде не должно быть антихристианских предубеждений. Слава Богу, что запрет на апеллирование к православным ценностям уходит в прошлое. Храм здесь уместен: он изменит молодежь, покончит с духовной засухой, которая ощущается местными. Студентам будет легче решиться прийти в храм, который будет построен специально для них. Здесь они смогут найти себе единомышленников, смогут комфортно помолиться – в привычной для себя среде. Дай Бог, чтобы это дело состоялось. Надеюсь, что нашей часовне будет присвоено имя великомученицы Татианы.

— Спасибо за интервью. До свиданья!

— До новых встреч!

P.S. Смотрите ближайшие выпуски «Символа веры», которые будут посвящены обновлению формата православной молодежной работы в Челябинске, а также такой актуальной теме как «Дух либерализма и поиск истины в современном мире».

Пресс-служба ПМД74

Антон Ковалев

Разговор о театре, неслучайных совпадениях и настоящем счастье

Антон Ковалев: Хочется научиться показывать внутренний свет в человеке, любовь и чистоту

Семья Ковалевых

Семья Ковалевых

Молодую семейную пару Ковалевых на нашем приходе знают, наверное, все. Оба актеры по образованию, Антон и Надежда, всего два года посещают храм преподобного Сергия Радонежского. Но сколько же у них талантов — помимо актерства! Антон – потомственный казак и певчий нашего клироса, преподавал художественную резьбу по дереву, учил православную молодежь русским народным песням и танцам. Надежда шьет изумительной красоты народные костюмы. Недавно в молодой семье случилось прибавление: родился второй сын. А глава семейства успешно сдал вступительные экзамены на пастырские курсы Челябинской епархии. Побеседовать с этим интереснейшим человеком отправилась наш журналист Татьяна Колодяжная.

— Давай начнем разговор с твоей семьи. Мне известно, что у тебя казачьи корни. Это как-то проявлялось в твоем воспитании, в семейном укладе?

— Да, мои прадеды были казаками, но, поскольку я рос без отца, я узнал об этом  довольно поздно — рассказала тетя. Предки были родом из таких поселений Челябинской области как Париж и Фершампенуаз. Я родился здесь, в Челябинске. Наша семья была вполне обычной, не было особых каких-то уклонов в традицию. После школы я поступил в Челябинскую академию культуры и искусства, на актерскую специальность.  Когда закончил академию, меня пригласили в Омск, чтобы работать в театре.

— Вы с женой – очень красивая пара, строящая свою жизнь в глубоко русских традициях. Вы бываете на вечерках, знаете русский быт, песенные и плясовые традиции, носите народную одежду. Как вы пришли в эту культуру?

— Многое о традиционно русской культуре мы узнали в период обучения. Позже, работая в Омске, я познакомился с казачьей общиной. Ездил в их станицу, познакомился с тамошним казачьим атаманом. Стал вращаться в этих кругах, ходить на вечерки, вникать в традиции. Там давал казачью присягу на верность Отечеству, казачеству и вере православной. Жена пришла в эту культуру следом за мной. Можно сказать, что я ее привел. Мы вместе учились в академии, только Надя на курс младше. Там и познакомились. Когда я закончил учебу и уехал в Омск, ей надо было доучиться еще год. Надя часто приезжала ко мне, навещала. Это была своего рода проверка наших чувств. Закончив академию, она переехала ко мне, и какое-то время мы работали в театре, пока Надежда не забеременела. Тогда мы встали перед выбором. Хотелось растить ребенка в родном городе. К тому же, актерская профессия не очень совместима с семьей – частые разъезды, напряженный рабочий график. Тогда мы вернулись в Челябинск.

Антон Ковалев

Антон Ковалев

— Каково это – быть актером? Не вредно ли это для души? Столько чувствовать, столько в себя принимать.

— Если учишься – очень интересная профессия, необычная.  Ты должен постоянно самообразовываться. Каждая роль – это что-то новое в жизни артиста, новая ступень развития его личности. Быть актером – совсем не вредно, даже полезно. Нас учили сопереживать, сочувствовать, сдирали с нас все наносное: те штампы,  которое мир наносит на человека. С нас это сошкуривали наши мастера, наши преподаватели, всю эту шелуху, все ракушки, к нутру пробивались. Опосредованно, на основе драмы. Очень благодарен моему педагогу, Вячеславу Анатольевичу Петрову, который очень многое нам дал. Основы драмы — это основы жизни. В них воплощаются взаимоотношения человека с миром, человека с человеком, человека с самим собой. Это в определенной мере психология, и все это мы постигали там, в академии. Просто есть искусство разное. Есть искусство сопереживания, это классика – Чехов, Островский. Людей того времени волновали очень глубокие человеческие вопросы.  Есть идеал у артиста, это Константин Сергеевич Станиславский. Он был сильный реформатор в искусстве. Его основная концепция: артист на сцене должен показывать правду жизни человеческого духа. Эта правда – сопереживание, и оно переносится на зрителя. Сидя в кресле и видя происходящее, зритель сопереживает, видит плохие поступки и сопереживает, то есть понимает, что так нельзя. Как сказал Гоголь, театр – это кафедра, с которой можно сказать очень много хорошего. И Константин Сергеевич был светлый человек, систему выстроил светлую. Но мы знаем что искусство часто идет за обществом, а общество не всегда ищет этого светлого. Не про всех говорю, но большинство подстраивается под потребности публики, чтобы на жизнь зарабатывать. Какие у людей потребности — такое и искусство получается.

— Получается, актер должен быть сформирован как личность, у него должны быть правильные ценности. Ведь это тонкая грань, тут легко навредить.

— Да, это очень ответственная профессия. Ты должен иметь багаж чувств, чтобы играть серьезные роли. Просто одного тебя недостаточно, нужен твой жизненный опыт. То есть, чтобы достоверно выразить какую-то серьезную роль, артист должен очень многое пережить в своей жизни, чтобы зритель увидел и поверил в то, что так хочет сказать автор, если это автор хороший.

Антон Ковалев

Антон Ковалев

— Как быть, если актер не имеет такого богатого опыта, чего-то еще  не пережил?

— Я приведу такой пример. Мне посчастливилось играть  роль Дмитрия Карамазова в спектакле Владимира Витко «Братья Карамазовы» в театре «Галерка». И я понимал, конечно, что я не такой как Дмитрий Карамазов, я совсем другой внутри. Он был кадровый военный и очень страстный человек. Очень верующий, но в нем дико страсти буйствовали, он не мог с ними совладать. Вообще, если говорить о братьях Карамазовых, там все герои – составляющие Достоевского, то есть, образно говоря, он разделил себя на несколько личностей, и вот эти персонажи и есть в совокупности автор. Дмитрий Карамазов – это его страстность, этот персонаж страстен во всех отношениях: в молитве к Богу, во взаимодействии с людьми. И мне приходилось это из себя вытаскивать. Но, в конце концов, благодаря этому  начинаешь понимать, кто ты вообще есть на самом деле. Или вот, допустим,  играли спектакль по произведению Николая Васильевича Гоголя. Там была такая постановка, такая специфика, что, можно сказать, из себя чертей добывали. Ведь Гоголь во многих произведениях пишет о нечистой силе, правда, он как бы над ней насмехается. Тут, кстати, можно заметить такую интересную вещь — как с течением времени менялось отношение людей к нечисти, от Гоголя к тому же Булгакову. Если Гоголь был очень верующим человеком, как и большинство его современников, то он писал о лукавом, высмеивая его. Но если проследить за настроением общества до периода, в который был написан роман «Мастер и Маргарита», мы видим уже совсем другую картину – вследствие всеобщему безбожию лукавый поднимается настолько, что начинает вершить свои дела над всем обществом.  Таким образом, играя в постановке, приходилось порой даже неким образом соприкасаться с нечистой силой.

— Получается что в человеке уже многое заложено, даже при отсутствии какого-то зрелого жизненного опыта?

— Основная концепция в работе над ролью по системе Станиславского: «Я — в предлагаемых обстоятельствах». Не: «Я вот такой», или «я другой». Нет, читаешь и думаешь: как бы я поступил в этих предлагаемых обстоятельствах? Вот это из себя вытаскиваешь. А потом режиссер смотрит: «Вот это да, это его; вот это не его». И вот ищешь, ищешь и по крупицам собираешь образ персонажа.

— Была роль, которая тебе никак не давалась?

— Ой, мне очень не давалась роль в спектакле «Прощание в июне». Там была такая роль, что я все никак не мог ее понять — слишком много слов, которые не успеваешь внутри прожить, осмыслить. А когда не успеваешь проживать, а только говоришь и говоришь какие-то пустые слова, то и сам начинаешь пустеть, и тогда самому артисту становится неинтересно играть.

— Персонаж был совсем на тебя не похож, или он в принципе был какой-то неправдоподобный?

— Да нет, он был советский такой типичный персонаж. Но что-то не пошло у меня, не мог. Получалось как-то легкомысленно и глупо. А еще там любовь надо было играть. Вот это вообще самое сложное–играть любовь, когда в жизни ты к человеку относишься равнодушно. Хотя, с другой стороны, ведь надо любить ближнего своего? Ну может сейчас, когда я начал хотя бы немножечко понимать, что значит любить ближнего, я бы попробовал сыграть по-другому.

Семья Ковалевых

Семья Ковалевых

 -Такая профессия эфемерная. Ни пощупать, ни увидеть, только чувствовать. Этот опыт как-то помог тебе прийти в храм, как у тебя вообще это произошло?

— Да, это очень большая работа с самим собой.  Непрестанно идет внутренний поиск, работа с воображением. Встаешь на место того человека, роль которого собираешься играть, примеряешь на себя предлагаемые обстоятельства, и в процессе меняешься сам. Воцерковление  у меня шло параллельно. Когда учился на втором курсе, друг позвал меня петь в Свято-Георгиевском храме по выходным. Я согласился: нужна была подработка.  До этого я никогда не был в храме. Вскоре после прихода в храм я покрестился.

— А вокалом ты где-то профессионально занимался?

— Я с шести лет пел в детско-юношеском хоре. Девятая музыкальная школа, хор под руководством Светланы Ивановны Аристовой.  Пел много лет, до самого института. Мы много выступали, ездили по разным городам и странам. Вообще, Бог готовит человека, испытывает его с разных сторон. Сначала петь научит, потом слову обучит, потом научит тебя быть самим собой. Все от Бога дается для чего-то, все Божьими путями. Вообще случайностей нет. Вот, например, случайность такая: ушел я из театра и приехали мы в Челябинск. И я решил попробовать себя в столярном деле. Устроился на работу в частную мастерскую, где делают лестницы и двери. Немного проработал, вдруг приходит заказ из Сургута или Ханты-Мансийка, не помню: местный храм во имя преподобного Сергия Радонежского просит вырезать большие дубовые двери. И я начал делать двери в храм Сергия Радонежского. Знал бы я тогда… Пока я выполнял эту работу, понял, что моя душа просит большего и может больше. В итоге, проработал два месяца, двери эти сделал и ушел. Попробовал еще раз устроиться в театр, но душа уже не открывалась. Появилось осознание ценности своей души, понимание того, что это не тряпочка, которую можно почистить, если измарал. Не знаю, как сказать, чтобы это прозвучало не гордо. Не хотелось больше показывать всем изнанку души — это было как будто то же самое что раздеться. И в итоге я пытался устроиться в театр чисто ради денег. Слава Богу, не стал паразитом в театре. Так получалось все время, что каждый раз, когда я шел в театр, я слышал благовест. И думал: вот благовест зовет, а я не знаю, куда зовет…  В итоге, после неудачных попыток устроиться в два театра, однажды я поехал в храм преподобного Сергия Радонежского. Как раз был праздник… Кажется, Введение во храм Пресвятой Богородицы, это было два года назад. Пришел, а меня тут, оказывается, ждут! Выяснилось, что как раз незадолго до моего прихода из церковного хора ушел один человек, бас. Марина Болеславовна Томашевич, наш регент, рассказывала, что тогда все лето ездила по монастырям, везде просила, чтобы Бог послал в хор нового певчего. И вот пришел я, она была так рада.

— А ты тогда просто на службу пришел?

— Да, и на службе увидел певчих, которые проходили мимо. Я попросился попеть, и остался. Кстати, мое имя («Антоний»)  переводится с греческого как «приобретенный взамен»…  Я очень благодарен Господу за то, что Он дает мне таких учителей как наш регент Марина Болеславовна, как Вячеслав Анатольевич Петров, многих других… Они учат меня настолько глубоким вещам, которые не постичь самостоятельно, просто читая книжки. Марина Болеславовна воспитала во мне духовное чувство, вкус к настоящему церковному пению.

— Потрясающе!

— И вот, когда происходят такие неслучайные случайности, понимаешь что и пел с шести лет не просто так, и театральному слову меня учили, и драму преподавали, и взаимоотношения с миром помогали выстраивать – все это было не зря. Все, что умею, все способности и навыки хочется реализовать, поделиться ими  с другими людьми. Например, очень хорошо получилось с резьбой по дереву: при храме удалось организовать кружок, мы занимались с ноября до начала лета, и за это время человек пятнадцать-двадцать научилось полноценно резать. То есть, сначала я один умел, (научился резать в первый год  в  театре, пока не было ролей). И вот сейчас рассказал другим, и в результате, кроме меня одного сейчас еще пятнадцать человек владеет навыком художественной резьбы по дереву. Это так здорово, это так поднимает твой дух, так вдохновляет! Сейчас вот хочу поделиться своим видением мира при помощи фотографии. С детства очень люблю фотографировать, сначала снимал на обычную «мыльницу», природу, потом и людей начал фотографировать. Хочется научиться через фотографию показывать внутренний свет в человеке, любовь и чистоту.

Антон с сыном Михаилом

Антон с сыном Михаилом

— Смысл, глубина снимка зависит от настроя фотографа?

— Тут очень глубоко все это. Это, наверное, тоже через Ангела-хранителя учишься чувствовать. Вообще, мне кажется, когда человек начинает воцерковляться, то  он постепенно приходит к понимаю того, что сам по себе ничего особенного не представляет, а то хорошее, что приходит, все изменения и открытия – все это идет от Бога. Хорошая фотография – это тоже некий посыл, который фотограф увидел и запечатлел. Актеров, кстати, много обучают улавливать настроение, слушать интуицию. И у верующих людей душа более тонкая, например, духовный человек почувствует себя хуже, если сделал что-то не очень правильное.

— В этом году ты поступил в духовное училище. Трудно было решиться на этот шаг? Как ты думаешь, каким должен быть священник?

— Решилось само собой. В какой-то момент стало мало просто петь в хоре. Хочется быть ближе к Богу и больше Его славить своей жизнью, посвятить ее служению. Священник ведь должен любить  людей, это самое главное. Любых людей — красивых или страшных, грязных и чистых. Это самое главное, а остальное придет.

Беседовала Татьяна Колодяжная

Без веры не может состояться педагог

Беседа с директором детской школы искусств №8 Еленой Жуковой

Елена Жукова, директор ДШИ №815 августа была освящена крупнейшая музыкальная школа Северо-Запада. Интересно, что в этой школе по классу скрипки учился настоятель нашего прихода протоиерей Ярослав Иванов. Также здесь много лет по классу фортепиано преподавала его мать Елена Петровна. Поэтому, побывав в гостях у педагогического коллектива школы, наши журналисты вдохновились на то, чтобы взять интервью у директора Елены Юрьевны Жуковой.

– Расскажите о Вашей школе, о талантах, которые Вы раскрыли за годы педагогической практики.

– Детская школа искусств №8 им. Ю.Г. Суткового одна из самых крупных и старейших школ города Челябинска. На сегодняшний день в нашей школе обучаются одновременно 650 детей – и это очень большая цифра. Мы входим в местную тройку лидеров по количеству детей в школе. В этом году в честь 45-летнего юбилея школы мы принимали участие во многих конкурсах. Победили в конкурсе среди пятидесяти лучших детских школ искусств Российской Федерации, чем мы очень гордимся. Наши коллеги ездили в Москву, получили грамоту и премию за особые достижения в работе с детьми.  В нашей школе огромное количество талантов. Например, за этот год у нас 150 победителей и лауреатов международных всероссийских конкурсов.

– Почему Вы решили освятить школу?

– Такое пожелание высказывал наш первый директор, знаменитейший педагог Юрий Григорьевич Сутковой. И второй директор Владимир Ермолаевич Добрынин, который, к сожалению, уже умер, был с ним солидарен. В этот юбилейный год мы посчитали, что надо исполнить волю двух наших руководителей. Я и сама была заинтересована в освящении школы. Как правильно заметил отец Ярослав, освящаются не стены, а люди — их деятельность, которая происходит в этой школе. Я надеюсь, что наша школа будет светлая, замечательная и освященная Богом для будущего.

– Бывают случаи, что ребенок желает оставить учебу в музыкальной школе, потому что вдруг становится трудно. От кого и от чего зависит дальнейшее обучение ребенка?

– Это во многом зависит от родителей ребенка. Бывает что ребенок идет на попятную при малейших трудностях. Например, пришел ребенок со школы, устал и родители считают, если устал, значит не нужно ему ходить заниматься. Как говорил П. И. Чайковский, «нет талантливых детей, есть талантливые родители». У талантливых родителей, которые действительно видят своего ребенка в музыке, поддерживают его в самых первых, трудных шагах, вырастают действительно выдающиеся личности.

Елена Жукова, директор ДШИ №8— Что Вы пожелаете детишкам, которые делают только первые шаги в мир музыки и искусства?

– Начинающим ученикам желаю не отчаиваться, если вдруг что-то будет получаться не сразу. Потому что безусловно трудно учиться одновременно в двух школах. У нас замечательные педагоги, которые всегда поддержат, помогут. У нас никогда не отчисляют детей за то, что у них что-то не получается. С таким ребенком всегда позанимаются индивидуально. Мы сделаем всё для того, чтобы ребенок научился.

– Как заинтересовать ребенка так, чтобы он довел свое музыкальное образование до конца?

– Есть замечательная статья Ирины Ефимовны  Домогацкой «Десять причин отдать ребенка учиться в музыкальную школу».  Эти десять причин четко прописывают, какие успехи в будущем ждут ребенка, если он заканчивает музыкальную школу или детскую школу искусств. Можно привести в пример выдающихся людей современного мира в политике. Билл Клинтон, Кондолиза Райс — они закончили музыкальную школу. Кого бы мы не взяли: руководителей компаний, заводов, людей, занимающих ответственные должности, очень многие из них получили музыкальное образование. Музыка развивает математическое мышление, чувство команды, единения. Музыкальный слух способствует овладению несколькими иностранными языками. Когда ребенок играет на музыкальном инструменте, он следит за нотной грамотой, за инструментом, за корпусом. Это огромное количество одновременных умений, которые развивают многозадачное мышление и потом транслируются на всю большую сознательную жизнь, помогая ребенку в будущем. Обо всем этом должны знать родители и мотивировать своих детей.

– Как Вы думаете, вера оказывает влияние на учителя музыки?

– Несомненно. Я думаю что любой учитель без веры в Бога, без веры в свои силы, возможности, без веры в ученика и в его таланты, не может состояться как педагог. А еще мне кажется, что в музыке это умножается на два.

Текст и фото: Тамара Кондакова

Также читайте новость с приложением фоторепортажа об освещении школы.

Христос есть Пасха наша. Пасхальное интервью протоиерея Ярослава Иванова

Протоиерей Ярослав Иванов: Церковь Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа можно сравнить с брачным чертогом

JElgG8wLOB0Братья и сестры, вот и завершилась Светлая седмица, Православная Церковь отпраздновала Фомину неделю. Но, как известно, попразднство Пасхи продолжается. Поэтому в этот необыкновенно радостный период нашей редакции показалось уместным поговорить о величайшем из церковных праздников с нашим настоятелем, отцом Ярославом Ивановым. Мы обсудили с батюшкой то, как прошел Великий Пост на нашем приходе, исследовали историю праздника Пасхи, поговорили о традициях крестных ходов и ее связи с богослужебной практикой в период Светлой седмицы, а также коснулись многих других духовных вопросов.

— Христос воскресе! 

— Воистину воскресе!

— Закончился Великий пост, каким он был на сей раз для Вас, для нашего прихода?

— Великий Пост был как обычно нелегким, трудно переживался. Трудным он был, прежде всего, потому, что в это время возникает множество вопросов, помимо самого Поста. Вопросов трудовых, вопросов, связанных со стройкой, с хлопотностью, с суетностью. Все их необходимо решать — безусловно, но я понимаю, что в этом случае мы выступаем солидарно с людьми, которые постятся и пытаются в этой жизни ещё что-то сделать. Вопрос ещё в том, что и куда мы вносим. Либо мы мирскую суету вносим в храм, в приходскую жизнь. Либо мы храмовую жизнь, устав, благоговение, мир, устроение – словом, весь ее чин вносим в жизнь свою. И важно научиться тому, чтобы храм становился для нас источником чистой жизни. Но у нас бывает и так, что нас захватывает мирская суета. В том числе и у нас на приходе, когда мы занимаемся стройкой — эти вопросы нужно решать быстро, решать волевым решением. Очень много сил на это тратится, утрачивается, прежде всего, духовная предрасположенность к молитвенности, а также душевный мир. Но опять же, благодаря молитве и богослужению можно этот мир восстанавливать. Но это трудно. И в этом заключается наша борьба. За этот период перехода из зимы в весну, мы производим очень много работы по строительству храма, хотя мы строим в течение всей зимы, в течение круглого года. Так или иначе многое оттаивает, начинается работа с коммуникациями. Слава Богу за то, что и все мы оттаяли, за то, что наступает весна духовная. Всех Вас с весной!

— Из последних слышанных в храме богослужебных текстов возникает вопрос: какова связь между воспоминаемой Церковью Ветхозаветной Пасхой и Воскресением Христовым?

— Христос есть Пасха наша, как сказал апостол Павел (1Кор.5:7). Смерть проходит мимо — как и в Ветхом Завете. Мессия нас возрождает, проводит мимо нас смерть, преодолевая ее при этом. Как смерть есть оброк греха, так и Христос есть наше душевное воскрешение, преодоление греха и всеобъемлющее обновление. Также мы можем вспомнить прообраз Агнца — то, что ветхозаветный агнец был приносим в качестве жертвы. Его вкушают иудеи в память освобождения от египетского рабства. Христос раскрыл этот прообраз  через приношение Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого. Поэтому мы готовим агничную просфору для каждой литургии. Кулич также обозначает это жертвоприношение, рождающее новую жизнь. Здесь есть над чем поразмышлять. Если мы также вспомним ветхозаветную пасхальную трапезу, на которой агнца ели вместе с горькими травами и пресными хлебами, то мы убедимся в том, что в новозаветное время эта символика была преобразована в соответствии с обновленными богословскими смыслами. Христос  в одной из своих притч (Мф. 13:33, Лк. 13: 20-21) использует образ закваски, говоря о зарождении и росте Царствия небесного внутри нас. И поныне квасной хлеб, который мы используем как артос, указывает на то, что малая доля закваски в тесте может полностью преобразовать его. Так происходит и в нашей жизни – мы делаем на встречу Богу один шаг, а Он в ответ делает тысячу шагов. Христос имеет характерную особенность. Он как горчичное зерно — при благоприятных условиях прорастает в нашей душе. Наша задача подготовить Ему почву, при этом борясь с сорняками страстей, отбрасывая камни, всегда поддерживать ее в подобающем состоянии, чтобы Христос пожелал в нашей душе прорасти. Также мне хотелось бы отметить, что Ветхий Завет целиком и полностью представляет собой прообраз. Он предживописует Христа. Красной нитью в священной истории прообразовательно готовится приход Мессии. А Спаситель раскрывает и наполняет Ветхий Завет, является его завершением и исполнением. Если бы Иисус не пришел, не воплотился, то Закон не смог бы нас спасти. Апостол Павел сказал, что Закон был для людей всего лишь детоводителем ко Христу (Гал.3:24), а спасти человечество мог только один Бог, что и свершилось через пришествие в мир Сына Божьего. Но в то же время в дни Четыредесятницы особое внимание уделяется Святой Церковью богослужебному чтению Ветхого Завета. К примеру, книга Псалтири прочитывается дважды за седмицу. Во многие дни Поста вместо евангельских зачал читаются отрывки из книг Бытия, Премудрости Соломоновой и пророка Исайи. На Страстной седмице читается также книга Исхода, воспоминаются страдания Иова Многострадального и Иосифа Праведного. Вообще святой Иосиф служит прообразом Спасителя: он воплощен в его страданиях, дошедших до продажи в рабство. По сути Христос тоже продает Самого Себя, искупая человечество. Словом, Иосиф жертвовал собой для спасения своих братьев, простив их за предательство, а Сын Божий поступил так для спасения каждого из нас, оставив нам все наши беззакония, в которых мы раскаялись.

— Нам хотелось бы услышать рассказ о традициях пасхального крестного хода. Из какой эпохи они происходят? Как изменялись они с течением времени?

— Часто формирование традиции крестных ходов относят к IV веку. Как известно, в это время архиепископ Иоанн, прозванный в народе Златоустом, прибыл в Константинополь и увидел безнравственность и оскудение веры в среде столичного духовенства. Именно тогда святитель решил проводить практически все богослужения как бдения с крестными ходами, которые понравились всем простым людям — не только в столице, но и в ее окрестностях. Но из более ранних прообразов крестных ходов мне вспоминается скорбное и молитвенное шествие жен-мироносиц к Гробу Господню, к месту, где воскрес Мессия. Этот момент до сих пор изображается пасхальным крестным ходом: после него мы встаем перед закрытыми вратами храма, в первый раз поем тропарь «Христос воскресе» и только тогда двери отверзаются и мы входим в храм Божий, созерцая открытый алтарь как образ Гроба Господня. После Новозаветной Пасхи весь мир открыт для поклонения нашему Господу в духе и истине. Поэтому появилась столь тонкая традиция, позволяющая прочувствовать радость Воскресения Иисуса Христа так, как ее могли ощутить жены-мироносицы. Но общецерковная традиция крестных ходов сформировалась, как было сказано ранее, только в IV веке. Движение к этому усилилось после Миланского эдикта, прекратившего гонения на христиан, Церковь перестала бояться действовать открыто. А раньше, во время мучеников и исповедников, о крестных ходах никто не мог помыслить: ведь даже празднование Рождества Христова было общецерковно закреплено на 25 декабря только в этом столетии.

— В празднике Воскресения Сына Божьего верующий человек прежде всего видит образ будущего века. Как он изображается в Священном Писании и Предании Церкви?

В первую очередь нужно сказать, что эта жизнь связана с лицезрением славы Божьей – той самой, которая нисходила на Иерусалимский храм в Ветхом Завете. Апостол Павел говорит о том, что Царствие Божье не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17). Пришествие этого Царства возвестил еще пророк Иезекииль (Иез.37:1-14). Господь говорит нам: Царствие Божье внутрь вас есть (Лк.17:21). Уникальность православной веры заключается в том, что мы обретаем через нее предвосхищение рая здесь и сейчас. К слову, здесь неуместны распространенные отговорки молодежи о том, что обращение к Богу для них возможно только в старости. Бог сообщает нам Свою благодать здесь и сейчас. А в старости у нас не прибавляется ни ресурсов, ни способностей, ни сил, ни ума для полноты жизни во Христе. Хочу подчеркнуть, что основа нашей веры в жизнь будущего века – это возможность ощутить в таинствах Церкви, что Господь распялся и воскрес ради каждого из нас. Жизнь будущего века — это восприятие небесной славы, полноты благодати Божией, наследником которой становится человек благодаря искупительному подвигу Христа. То есть каждый из верующих в нашего Господа может иметь то, что в Боге есть по природе: изобилие благ, вечную жизнь и любовь. К слову, наши святые воплотили в своей жизни Царствие Божье. Некоторые из них (например, преподобные Серафим Саровский и Паисий Святогорец) вымаливали у Господа возможность почувствовать нуждавшимся в укреплении веры ученикам благодать. Обычно Всевышний дает пребывать в полноте любви Божией только особенно потрудившимся для этого. Также мне хотелось бы привести еще один подобный пример: каким образом Сын Божий дал возможность женам-мироносицам приобщиться к радости Воскресения Христова. Они были удостоены этой чести первыми на земле, поскольку они были подобны честно и бескорыстно славящим Господа детям у врат Иерусалима. Жены-мироносицы шли к нему скорее не умом, а сердцем. После своего обращения они служили Христу, обеспечивая Его проповедь на земле, сопровождая Его на протяжении всего периода общественного служения. Также сами они всегда являлись благодарными слушателями Слова Божьего. Апостолы же понимали божественные тайны через свои трезвенные умы. Между прочим, вспоминая уверение апостолов в свершившемся Воскресении Господнем, важно упомянуть о том, как Господь милосердно развеял сомнения апостола Фомы по поводу него, показав ему следы Распятия на Своем Пречистом Теле, увещевая его: не буди неверен, но верен (Ин.20:27). Подытожим: только в объединении вышеописанных путей богопознания открывается возможность достаточного и необходимого для нас познания учения Господа нашего Иисуса Христа о жизни будущего века.

— Какой была Христова Церковь от Воскресения до Вознесения Иисуса Христа, а также в первые годы после Пятидесятницы?

— Это состояние первохристианской общины в сорока дней после Пасхи можно сравнить с состоянием брачного чертога: в это время друзья Жениха пребывают с Ним. Апостолы имеют рядом с собой цель и смысл всего своего существования. Они постигают любовь и Божий мир. Сегодня мы только стремимся к этому познанию, а для них в этот период эти блага стали данностью, они отразились в их повседневной жизни. Здесь нужно выделить, что Господь создал Свою Церковь как Тело через Евхаристию, а Пятидесятница его одухотворила. По словам святителя Феофана Затворника, по церковному телу побежала кровь, неся в себе истинную жизнь, наполненную Духом Святым.  Апостолы не пошли на широкую проповедь до Пятидесятницы, они пошли проповедывать Евангелие всем народам только после того, как Святой Дух начал благовествовать через них. Только через действие Божие в их душах они стали способными вдохновлять других людей на то, чтобы они уверовали в Воскресшего Господа. Ведь Церковь строит Дух, а человек только способствует Ему в этом.

— Многие люди, которые не ходят в церковь и не считают воцерковление необходимым для себя, приходят в храм в пасхальную ночь.  Как им объяснить смысл праздника Пасхи?

— Никто лучше не изъяснит смысл праздника Пасхи, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст в своем “Огласительном слове”. Что касается истолкования нами этого вопроса… Господь пришел ко всем людям. Многие из нас, стоящих сейчас в храме, когда-то пришли туда в первый раз только на Пасху. Следует осознать то,что Христос ради каждого из нас распят,  воскрес — все ради того, чтобы каждый человек имел возможность изменить свою жизнь. Пасха — это именно тот призыв Божий, который и нужен кому-то для того, чтобы он свою жизнь исправил. Наверное, нужно быть благодарным Господу Богу. И, по сути, когда Господь зовёт, нужно уметь откликаться на Его призыв и помогать другим в этом. Пусть для тех, кто пришел первый раз на Пасху в Церковь, эта мысль будет, как знаковая мысль о том, а что я дальше буду делать — как сохранить эту радость… Словом, ищущим веры необходимо пустить Господа нашего Иисуса Христа в свою жизнь.

0IPhjLpgDzM

— Какой была самая запомнившаяся Вам Пасха?

— Самая запомнившаяся Пасха-это когда мне Владыка Феофан сказал за один день до Пасхи о том, что я буду вести прямую трансляцию по телевидению, то есть комментировать полностью все пасхальное богослужение. При всем при том, это была первая Пасха архиепископа Феофана на челябинской земле. Я не видел, как он служит в этот праздник, воспринятые им обычаи пасхальной службы, поэтому готовился к этому послушанию, к этому богослужению, буквально на  коленке собирая материал. В итоге это была, конечно, Пасха… Ну очень тяжелая. Я не могу ее никогда забыть. Поэтому не хотелось бы пожелать священникам вместо того, чтобы совершить праздничное богослужение, произносить комментарии во время прямой трансляции пасхального богослужения. Разумеется, я служил потом — уже утром, но это было уже состояние полностью выжатого человека, который даже говорить членораздельно с трудом может. Несмотря ни на что, у меня сохранилось по-своему радостное настроение. Но ведь и любая Пасха несет в себе это чувство. А вот запомнился мне, именно в таком смысле, в каком не хотелось проводить праздник — это день этого Светлого Христова Воскресения.

— Теперь гастрономический вопрос. Какие блюда в Вашей семье обычно подают на Пасху?

— Собственно в день праздника — пасха из творога. Она всегда необыкновенно вкусная получается. А так традиционно на Светлой седмице едим самое простое — говяжий бульон. Питаемся дома легко, так как кушаем, в основном, в храме, поскольку пребываем в эти дни всегда там. Для нас праздник Пасхи перешел из семейного в храмовый.

— Спаси Господи. В заключение нам хотелось бы передать Ваши пасхальные пожелания пастве. Чего бы Вы хотели пожелать нам в этом году?

— Я всегда желаю (и искренне считаю это очень важным) ощутить радость Христова Воскресения и свободу, которую даёт нам этот праздник. Свободу от греха, свободу радоваться — такое право радоваться, которое нас окрыляет, делает не беспечными, но в духовном плане выше восходящими в каких-то обстоятельствах жизни. Именно этого состояния парения над суетою века сего, соединенное с радостью о Боге, Воскресшем Христе, я хотел бы пожелать всем.

Беседовал Кирилл Белоусов

Фото Максима Бурковского

Приложение: Пасхальное интервью для читателей портала ПМД74

 

Храм в горах под облаками

Первая весточка…

Всем нам когда-то пришлось впервые оказаться под сводами величественного храма.
Воспоминаниями о своих первых шагах в храме поделились батюшки нашего прихода.

священник Андрей ГуппалоПротоиерей Андрей Гупало

— Мои первые шаги пришлись на советское время. В то время я жил на Украине и однажды увидел полуразрушенный храм, где ещё не совершалось богослужений. Совершенно неверующие, ничего не знающие, мы с дядей проезжали на телеге мимо здания, в которое мне очень захотелось зайти. Сойдя с телеги и войдя внутрь, я увидел лики святых, которые были изображены на фресках, мозаику на полу, часть которой была разрушена. Вместо куполов было поразительно синее небо. Всё это меня удивило, поразило, потому что я не знал, что это? Что это за здание, для чего оно? Все это до сих пор стоит перед моими глазами как напоминание о возвышенном, небесном мире. Тогда это для меня было лишь эпизодом в жизни.

Когда сознательно пришел в Церковь, то первый религиозный опыт получил не в храме, а в избушке бабушки Марии Никаноровны. Она отдала свой дом для того, чтобы впервые в промышленном пролетарском городе Темиртау, который был построен после войны, совершилась Божественная литургия. В этом домике собирались те самые старушки, которых в 30-е годы высылали в Казахстан вместе с родителями и детьми. Отец Николай Хворов совершал тогда первую литургию. Это был молитвенный дом. Но скажу, что то благодатное ощущение, которое тогда испытал, присутствуя на православном Богослужении, я сейчас редко испытываю. Я сидел в этой избушке вроде бы совершенно молодым человеком 24-х лет, не понимая, что поется и читается, но ясно ощущал, что вот здесь мой дом, мне даже уходить не хотелось, не мог объяснить, почему — так мне было хорошо там.

После я долго еще блуждал в поисках истины, но эти первые шаги стали определяющими в выборе моего религиозного пути.

священник Александр БянкинИерей Александр Бянкин

— После окончания средней школы я поехал поступать в военно-медицинскую академию имени Кирова в город Ленинград. При этом понимал, что поступить туда невозможно из-за большого конкурса. Мы с товарищем пошли в храм и впервые поставили свечи. Незнакомая бабушка подвела нас к иконе святого, сказав, что он помогает в учебе, ему надобно молиться. Мне запомнился только лик, и спустя время я узнал, что это святой преподобный Сергий Радонежский. И Господь по молитвам преподобного Сергия дал мне все, что я просил. После этой ситуации я стал тайком ходить в храм и молиться Богу. Войдя первый раз в храм, я почувствовал присутствие другого мира; запах ладана, непонятные действия и необычное место удивляли меня.

Священник Евгений ЛучининИерей Евгений Лучинин

— Я ходил в храм сначала просто поставить свечи. Затем пришло время поступать в институт, и я дал обещание Богу, что буду ходить в храм постоянно. За воротами храма постоянная суета, все куда-то спешат, словно время бежит. А здесь, в храме, обретаешь спокойствие, тишину, словно в иной мир попадаешь. Своей красотой мне понравились Богослужения, пение. Я стал чаще ходить в храм, впоследствии стал священником.

P.S. от автора: Наверное, каждый из нас свои первые шаги в храме совершал робко, неуверенно. Мы не придавали значения им, не понимали, что они являлись весточкой от Бога. Прошло время, и мы уверенно шагаем в храм, и, славя Бога, продолжаем помнить первую весточку, рассказывая о ней ближним, дабы и они смогли когда-нибудь совершить эти первые шаги.

Величественный храм на фоне голубого неба и осеннего пейзажа

Галина Николаевна Лукина

Помощник настоятеля Галина Лукина

Галина Николаевна ЛукинаЛукина Галина Николаевна
Родилась 18 апреля 1961 года в г.Троицке Челябинской области.

Образование:
1979г. – Троицкий сельскохозяйственный техникум по специальности «Бухгалтерский учет сельскохозяйственных предприятий»;
1985г. – Курганский сельскохозяйственный институт по специальности «Экономика и организация сельскохозяйственного производства»;
1999г. – Челябинский государственный университет по специальности «Юриспруденция»;
2003г. – Южно-Уральский государственный университет по специальности «Антикризисное управление»;
2003г. – Школа бизнеса Открытого Университета Великобритании (ЛИНК) при Международном факультете ЮУрГУ по специальности «Корпоративный менеджер».

В период с 2000 по 2008 год – ежегодно прохождение различных семинаров и тренингов по управлению бизнесом и личностного развития.

Карьера:
От бухгалтера автотранспорта до главного экономиста; самостоятельная аудиторская деятельность; от главного бухгалтера до начальника финансового управления; от старшего преподавателя до директора по организационному развитию и стратегическому планированию; и далее индивидуальная предпринимательская деятельность тренера-консультанта по развитию личности и бизнеса.

Награды:
2005 г. – Федеральная общественная программа «Возвеличим Россию своими делами»: диплом о награждении национальной премией имени Минина и Пожарского «Достойному
гражданину – благодарная Россия».

Однако:
Увлечение различными западными технологиями привело к масштабному личностному духовному кризису.
И с 2009 года милостью Божией началось мое активное воцерковление и излечение на приходе храма преподобного Сергия игумена Радонежского: с участия в богослужениях и таинствах, с социального служения сестричества милосердия, через обучение в воскресной школе и на курсах катехизаторов, преподавание по программе «Уроки Христианской Любви», повышение квалификации на епархиальных богословских курсах, через деятельное участие в различных направлениях приходской жизни. Слава Богу за все!

В настоящее время:
Помощник настоятеля по социальной и просветительской деятельности, директор Воскресной школы, руководитель Православного волонтерского движения «Милосердие» во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого).


Интервью с помощником настоятеля Прихода храма прп. Сергия игумена Радонежского Лукиной Галиной Николаевной:

— Каким был ваш путь к Богу?
— Тернистым – через поиск, заблуждения, падения, вразумления.

— Пришлось ли вам преодолевать какие-то серьезные препятствия на пути к Богу и какие?
— Свою гордость и самость.

— Вы являетесь директором Воскресной школы. Какое значение имеет для Вас это послушание?
— Это одно из послушаний, которое я воспринимаю как волю Божию обо мне. По мере своих сил и разумения я пытаюсь ее исполнять. Это также возможность реализовать свой жизненный (мирской) опыт и неизрасходованный потенциал, хотя бы отчасти одухотворенный, для служения ближним и Господу.

— Ещё одно ваше послушание – это Духовно-просветительский центр. Чем он занимается и ради чего создан?
— Целью создания Духовно-просветительского центра является духовно-нравственное, патриотическое, трудовое и физическое воспитание детей и молодежи. В нашем центре уже функционирует очень много направлений. Со временем, когда будет запущено здание центра, эти направления будут расширяться и дополняться новыми проектами. Так же это место общения и единения наших прихожан во вне богослужебное время.

— Как и почему появилась идея создания проекта «Уроки Христианской Любви»?
— Кто-то из великих сказал: «Расскажи (о чем-то) другому, и сам лучше поймешь». Об этом же мне говорили мои учителя. И я со временем поняла, что лучше что-то понимаю и усваиваю, когда рассказываю об этом другим. Выбирая тему курса, которая меня волнует, я благословляюсь у настоятеля и предлагаю ее другим. Кому она интересна, тот приходит на занятия. Я не позиционирую себя как знаток, мы вместе разбираемся.

— Как вы отбираете темы для занятий на этих «Уроках…»?
— Я выбираю программу на год и в ней темы. Например, в этом году мы разбираем Нагорную проповедь Христа.

— Как вы считаете, что приводит людей на эти «Уроки…», и что дают они тем, кто ходит на занятия?
— Об этом лучше спросить у слушателей. Некоторые ходят на мои занятия уже 4-й год. Кто-то ходит параллельно с посещением занятий в Воскресной школе. Возраст слушателей от 18 до 84 лет. Число присутствующих на занятиях от 24 до 35 человек.

— По промыслу Божьему Вы помогаете окормлять детский онкологический центр. Помните ли свои чувства, когда впервые пришли к больным детишкам? Изменились ли они со временем?
— После первого посещения в феврале 2013 года, я не могла прийти в себя три дня. Потом мне посоветовали читать Псалтирь – помогает. Сейчас это воспринимается как служение. Господь призвал и надо помогать людям в их тяжелой жизненной ситуации прийти к Нему.

— Какую работу вы проводите с детьми и их родителями?
— Каждый вторник в отделении проводится молебен о здравии болящих, Таинства исповеди и причастия, иногда крещения и соборования. К Таинствам надо помочь приготовиться, большинство родителей и детей невоцерковленные. Поэтому работа в основном с родителями просветительского характера.

— Видите ли вы результаты своей работы?
— Поскольку дети на излечении находятся долго, иногда больше года, то можно наблюдать изменения в духовной жизни некоторых родителей, реже детей.

— Что вы считаете самым сложным в организации социального служения нашего прихода и почему?
— Наше социальное служение во многом связано с просвещением.

— Нужны ли вам помощники в этом деле и в чём?
— Нужны подготовленные, имеющие опыт духовной жизни люди.

— Нести такие послушания, какие у вас, значит возложить на свои плечи огромную ответственность за других людей. Что и кто помогает вам нести эту ношу?
— Молитва ко Господу, Его Пресвятой Матери, к прп. Сергию Радонежскому и другим святым. Когда я не надеюсь на себя, а обращаюсь за помощью к Ним, то все устраивается наилучшим образом: находятся силы и средства, люди сами приходят или звонят и предлагают помощь. Я не перестаю удивляться, как это все чудесным образом устраивается.

— Какое из послушаний требует от вас большего количества сил и времени и почему?
— То, где я надеюсь на себя (я могу, я хочу, я знаю) или вызывает сопротивление (непослушание), тогда Господь смиряет.

— Бывают ли у вас минуты отчаяния, разочарования или усталости, когда появляется желание все бросить и жить спокойно, без забот, и как вы это преодолеваете?
— Бывают. Читаю Псалтирь, святых отцов, чтобы разобраться, и потом иду на исповедь к о. Ярославу.

— Бывают ли у вас свободные минуты, и чем вы их заполняете?
— Очень мало. Стараюсь встретиться с родственниками и близкими друзьями, читаю духовную или полезную литературу. А так хочется заняться творчеством (это почти крик души).

— Ваша любимая книга, фильм?
— Книга – Новый Завет, который открывается с каждым кругом прочтения на новую глубину осмысления. Из недавно просмотренных, наиболее сильное впечатление произвел на меня фильм «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь».

— Если бы Вам была дана возможность прожить жизнь снова, то как хотели бы её прожить?
— Господь дает нам шанс каждый день прожить свою жизнь снова. Хочется меньше грешить и больше любить.

— Ваши пожелания нашим читателям?
— Вливайтесь в нашу приходскую жизнь, участвуйте в формировании общины. Для каждого найдется место и дело. И тогда вы почувствуете радость от единения душ, любви, дружбы, творчества, служения ближним и через них Господу.

записала Тамара Кондакова

Марина Болеславовна Томашевич, регент церковного хора храма преп.Сергия Радонежского, город Челябинск, Пасха 2016года

Регент церковного хора Марина Томашевич

Марина Болеславовна Томашевич, регент церковного хора храма преп.Сергия Радонежского, город Челябинск, Пасха 2016годаМарина Болеславовна Томашевич
Родилась 10 января 1955 года в городе Озерске Челябинской области.

Образование:
В 1981 году окончила Новосибирскую государственную консерваторию по специальности «музыковедение».

Послужной список:
С 1981 года преподавала в Челябинском институте культуры на кафедре теории и истории музыки.

За то, что в 1986 году приняла крещение и стала петь в церковном хоре Симеоновского храма (тогда еще не был кафедральным собором), ректорат института вынудил меня уволиться  посреди учебного года.

С тех пор пою на клиросе. Кроме Симеоновского храма пела в Покровском храме в Карталах, в храме иконы «Нечаянная Радость» в Челябинске, в Покровском храме Копейска, где была также директором Воскресной школы.

С 2010 года работаю в храме преподобного Сергия Радонежского. Здесь же, в Воскресной школе, вела занятия по практическому освоению церковно-славянского языка и общим понятиям о церковном пении. Из-за дефицита времени от преподавания пришлось отказаться.

Дополнительные сведения:
Замужем. Имею дочь, которая поёт со мной на клиросе, и четверых внуков.

Благодарю Бога за любимую работу, любимую семью и за всех замечательных людей, с которыми работаю и которые меня окружают.

Статьи автора:
Регент церковного хора
Почему в храме необходимо пение
Скоро Пасха

Елена Петровна Иванова

Преподаватель Воскресной школы Иванова Елена Петровна

Елена Петровна ИвановаИванова Елена Петровна

Преподаватель Воскресной школы по предмету «Деятельность православной семейной лаборатории «Созидание» как способ приобщения родителей к духовно-нравственному воспитанию детей».

Дата рождения: 22 октября 1946
Дата св. Крещения: 23 декабря 1990
Семейное положение: двое детей, шесть внуков, пять правнуков

Образование:

  • общеобразовательная школа №29;
  • музыкальная школа №5;
  • Челябинское музыкальное училище;
  • Челябинский институт культуры.

Послужной список:

  • музшкола №5 г.В.Уфалей;
  • музшкола №8 г.Челябинск по классу фортепиано (в общей сложности около 40 лет, в должности заведующей фортепианным отделением 11 лет в музшколе №8);
  • в Православной гимназии со дня основания в должности преподавателя дополнительного образования (православная этика и педагог-организатор);
  • в Православной гимназии — впоследствии – руководитель «Семейной лаборатории» для родителей;
  • параллельно – преподаватель Воскресной школы при Свято-Васильевском храме по предмету «Уроки добротолюбия» для взрослых;
  • в настоящее время руководитель встреч «Созидание» при храме св. прп. Сергия Радонежского.

Светские и церковные награды:

  • дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма;
  • архиерейская грамота за участие во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» (2008г.);
  • диплом за победу в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» на 1 региональном этапе Челябинской области (2015г.)

Увлечения:

  • стремление к духовно-нравственному образованию — курсы христианской педагогики и культуры от МГУ, г. Москва, руководитель А.Ц. Гармаев (1991-1993);
  • педагогические курсы при Волгоградском православном университете, руководитель священник Анатолий Гармаев (1994-1996);
  • обучение и образование проходили при монастырях Иосифо-Волоцком и Свято-Духовом;
  • в настоящее время изучение духовной литературы, сочинение притч, стихов, духовно-нравственных размышлений;
  • интерес к занятиям резьбы по дереву, пошиву народного платья, фотографии, здоровому образу жизни (скандинавская ходьба и возделывание сада).

Статьи Автора:
Лаборатория «Созидание»
Родительская «Светёлка», тема встречи: «Воспитание сил души: ума, чувств, воли и таланта»
Православный миссионер
Отец в семье. Беседа в родительской лаборатории «Созидание»

В начало страницыВ начало страницы