+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
«Знать, чем живет сегодня Церковь»: почему Евангелие нужно читать каждый день
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 17.06.18
Путь христианской жизни — это путь Света, просвещающего всякого человека. А уклонение с этой дороги приводит в область тьмы и мрака. «Я свет миру», говорит Господь Иисус Христос (Ин.9:5). В первом послании апостола Иоана Богослова также звучит: «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Ангельские силы именуются светом. Первый сотворенный Богом ангел был назван Денница («утренняя звезда»). Как же понять наш путь, к чему должен быть устремлен христианин?
Ясный путь освещает Слово Божье, Сам Господь и Святая Церковь. Господь откровением дает истинное лицо тому, что доселе было скрыто. Ведь без обличения бывает трудно понять суть происходящего. На исповеди мы каемся, обличая грех, и Господь открывает нам глаза — очи духовные. Есть люди, которые приходя на исповедь впервые, берут на себя труд из руководства в помощь кающимся переписать все, что к ним относится. И многое из этого списка порой не воспринимают как грех. Но то, как действует исповедь, для нас — тайна. Господь прощает кающегося, а у того со временем становится более глубоким понимание себя и своих грехов.
Часто, чтобы помочь, надо указать человеку причину его падения, скорбей и болезней, его и его близких. Но согласится с этим не всякому легко. Вместо обличения себя — обличаем другого, ищем внешние причины падения. Но Господь говорит: светильник тела — око. «Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно», читаем мы в Евангелии этого дня. Ясно, что Он указывает не на око глаз, а на ум. И если наше око ума, нечисто, то и душа будет страдать. Если ум будет ясен, здоровым — то и тело.
А чем помрачается, ослепляется ум человека? Есть такая страсть — прелесть. Человек очаровывается, увлекается, воспринимает что-то искаженно. «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», напоминает апостол Павел (1 Кор. 6:12).
Даже если человек чем-то интересуется, он не должен этому служить больше, чем Богу. И богатство вне Бога может быть не в деньгах. Молодость, здоровье, талант — тоже богатство. Можно увлечься ими и растратить себя. Ведь невозможно служить двум господам, читаем мы далее в евангельском отрывке. Богатство — это некая сила, упование, что-то, с чем я связываю надежность своего будущего. Но основание нашей жизни не в этом, смерть отнимет все эти вещи, а значит, это все не нужно настолько, чтобы ему служить.
Такое служение становится рабством. «Взгляните на птиц небесных, на лилии полевые», говорит Христос, — «Отец ваш Небесный питает их». Как необходимо нам уповать на Господа. Как часто мы не верим этому, искажаем, домысливаем. А Феофан Затворник определил: ясность ума — в простоте.
Когда человек читает Священное Писание, он воспринимает его через призму ума. Как в притче: трое в ночном городе видят крадущегося человека. «Наверное, это блудник, который идет с ночного сборища», — подумал первый. «Это вор, который что-то украл», — решил второй. А третий посмотрел на прохожего: «Должно быть, это молитвенник, который скрывает от людей свой подвиг». Каждый мерит по своей мере.
И иной раз евангельское слово можно использовать как оправдание своего греха. Ведь в мире существует более 10 тысяч христианских деноминаций, у каждой какое-то свое понимание. А Евангелие — плод Святой Церкви и его верное понимание возможно только с помощью Святых Отцов.
И дело не в нашем уме, а в простоте глубинного евангельского текста. Наш ум — инструмент, заточенный образованием, это ум врача, ум экономиста. А здесь нужно смирение ума. Если духовное око чисто, оно взирает на Евангелие, выбирая то, что нужно для спасения. Почему необходимо читать Евангелие каждый день: в церковном календаре, в мобильном приложении. Знать, чем живет сегодня Святая Церковь. Окружающий мир нередко наши дела конвертирует в деньги: выгодно-невыгодно. А Писание напоминает: ради спасения ищите прежде всего Царствия Божьего и правды его, и все остальное приложится вам. Ищите большего и дастся меньшее.
Господь призывает быть бдительными, взирая на священный текст в простоте и испрашивая у Господа помощи исполнять прочитанное. Пусть мы неспособны принять и сделать в полноте. Не будем обольщаться, утешаясь тем, что время сейчас другое — диавол лукав. Помните притчу о семенах, которые склевывали птицы? Время лукаво, и нам необходимо держаться за Слово Божье.
Подготовила Татьяна Теточко
все новости