+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Залог преображения души: кого ободрял Христос на Фаворской горе

Татьяна Теточко
Дата публикации: 24.08.2018

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 19.08.18

Светлый, летний, радостный, великий праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа! О его событиях мы слышали сегодня в евангельском чтении. Но каждый праздник, который мы празднуем в храме Божьем, содержит не просто историческое повествование, он еще имеет отношение к каждому из нас.

В Евангелии сегодня мы читаем о том, что Господь, за некоторое время до периода Своих страданий на Кресте, однажды позвал Своих приближенных учеников: евангелиста Иоанна, апостолов Петра и Иакова. И они отправились помолиться на гору Фавор. Во время молитвы ученики заснули — частое проявление человеческой немощи. И когда апостол Петр пробудился, он увидел Господа Иисуса Христа: Его лицо сияло как солнце, а одежды были белы как снег.

И рядом с Ним находились и беседовали о Его будущих страданиях пророк Илия и Моисей: те люди, которые для Ветхого завета являлись олицетворением закона и пророков. На них ссылался в проповедях Христос: «Так говорят закон и пророки». И неудивительно, что именно они явились на горе Фавор, для того, чтобы укрепить — не Господа Иисуса Христа в период Его подготовки к страданиям на Кресте, а апостолов, подготовить их к испытанию веры. Сами ученики, очевидно, находились в исступлении, в шоке. Не зная, что говорить, апостол Петр сказал Христу: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Фраза Петра свидетельствует о его состоянии, о радости, наполнявшей его душу.

Особая благодать эта знакома и нам, мы ощущаем ее в храме, получаем в Таинстве Причащения. Радость, которая не рождается от простых, телесных, преходящих вещей, но переживается душой, духом, и эта радость — вечная. 

И вот мы слышим далее, что облако нашло на гору Фавор и голос Отца Небесного произнес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Подобные слова звучали во время Крещения Господа на реке Иордан. В Писании нет ничего вне контекста. Все взаимосвязано, подтверждая, укрепляя и развивая какую-либо тему. И здесь мы можем вспомнить эпизод из Ветхого Завета, когда праотец Авраам, повинуясь Божьему велению, взял своего сына Исаака и повел его на заклание. Теперь Господь Бог также ведет Своего возлюбленного Сына на страдание ради нашего спасения.

Нож Авраама от сына Бог отвел, была усмотрена и принесена другая жертва. Но в Новом Завете именно Иисус Христос, Сын Божий был тем непорочным чистым Агнцем, Который принес эту искупительную Жертву ради нас. Она настолько велика и неизмерима, что покрывает все наши согрешения. Более того, святитель Иоанн Златоуст говорит, что все наши грехи как капля в беспредельном море в сравнении с Его Жертвой.

Преображение имеет глубокий богословский смысл. Не только для апостолов, которым явился Господь в преображенном виде и укрепил их веру перед Своими страданиями. Ведь они потом увидели бы гонения на Христа, Его арест, бичевание, страшные страдания и смерть. Бог позаботился о том, чтобы их вера, их душа и даже их ум не повредился. Так и мы с вами, подобно апостолам, взираем на икону Преображения. Каким образом Он укрепляет нас? Прежде всего, если мы веруем в Бога, мы, естественно, веруем и в бессмертие души. Иначе наша жизнь может стать беспечной, полной грехов и страстей. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!», говорит апостол о таких людях-язычниках. А когда человек помнит, что после смертного часа есть переход в вечную жизнь, где мы окажемся с тем, что делали в этой жизни и должны будем ответить перед Господом за все, что совершали, это рождает иное отношение к вещам. 

Более того, мы верим не только в жизнь после смерти, но и в то, что нас спасает Господь Иисус Христос через Свой образ, явленный в Евангелии. Своими делами, чудесами, пророчествами, жизнью.

Когда Христос преобразился, Он сохранил при этом Свой образ, Свое узнаваемое лицо. Да, оно сияло как солнце, да, Его одежды просветились как снег. Но при этом Он Сам не изменился. Так говорят Святые Отцы, подтверждая что и наша человеческая природа способна приобщиться ко Христу. Поэтому когда мы говорим о спасении, мы имеем в виду не только спасение от греха, мы говорим об обОжении. Об уподоблении Богу настолько, насколько возможно. И это является целью нашей христианской жизни. Как сказал святитель Афанасий Александрийский: «Бог вочеловечился, чтобы человек обОжился».

Поэтому мы также укрепляемся в нашей вере в Господа, веруем, что Христос есть Сын Божий, Который явился во плоти, но не перестал быть Богом. Мы верим, что Он спасает только потому, что мы приобщаемся Ему. Не по нашим заслугам, не потому, что мы исключительным образом исполняем заповеди Божьи — это невозможно, как бы мы не старались; не по нашей мнимой праведности. А именно потому, что мы приобщаемся Богу, Его благодати и праведности, которая способна нас оправдать и спасти по милости и любви Божьей.

По личному свидетельству митрополита Иова, который служил в нашей епархии более 15 лет, до сих пор в этот день именно на гору Фавор сходит облако… Мы вспоминаем учение святого Григория Паламы, о нетварном Свете, которого способен достичь человек при жизни, если он следует путем Богоуподобления. Об этом же учил преподобный Симеон новый Богослов, он яснейшим образом разъяснял на своем примере, каким образом возможно приобщение Богу и Его Свету через молитву и духовный подвиг. Вспоминаем и подвижника последних времен, преподобного Серафима Саровского, который указывал целью христианской жизни стяжание Духа Святаго. А стяжаем ли мы Дух Святой, приобщаемся ли ему?

Это критерий нашего отношения к молитве, посту и  к ближним. Ведь если мы вроде бы исполняем какие-то правила, законы — тот же самый пост, но при этом в нашем сердце есть злоба, зависть, неприязнь, осуждение, то можно ли сказать, что мы исполняем Закон Божий? Внешне да, но свою душу не созидаем, а расхищаем — потому что живем по духу страстей, суеты, зависти, духу мира сего и всего, что Богу неприемлемо.

Праздник Преображения это праздник преображения наших душ. Да, в один момент мы не изменимся. Но это некий вектор, направленность, чтобы мы трудились, взирая на этот пример, на явленное Господом преображение как свидетельство Божьей силы и правды, которая способна нас преобразить. И пусть Свет Преображения Господня освещает наши души, наши семьи, наше служение! Аминь.

Подготовила Татьяна Теточко


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
168
все новости
В начало страницыВ начало страницы