+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Я разрушаюсь, потому что моя душа не тянется к тому, что составляет ее основу…
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова
Если спросить, какой дар важнее всего, ответ будет — жизнь. При этом подразумевается, что жизнь радостная, долгая, счастливая, в здравии, многочадии и благосостоянии. А иначе какая же это ценность? Если жизнь полна печалей и болезней, то она скорее горесть, а не радость, дар нежеланный.
Когда дают, то обычно делают это безвозмездно. Но, по крайней мере, ждут, что дар не будет отвергнут. Вот потому тягчайший грех — самоубийство. Этим поступком человек как бы бьет Бога по руке: «Мне не нужно то, что Ты даешь!». Но жизнь — не момент, это процесс от начала до конца, и в ней есть не только благо, но горечь, и трудности. И даже тогда это — дар. Даже когда, казалось бы, исчерпаны все возможности — ее потенциал не иссяк.
У христиан есть особое откровение — временная жизнь ничто, в сравнении с тем, что готовит нам Господь. Здесь мы закладываем ростки, а плоды их откроются в вечности, когда придем к Богу. Хотя вечность начинается уже здесь — каждому знакомо мучительное состояние отверженности от Бога — предвестник ада, и наоборот, удивительное состояние, когда Бог открывает человеку Себя. Апостол Павел так описывает это: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Та радость, о которой говорит Господь, к которой все мы стремимся. А путеводитель к ней — Евангелие. Неудивительно, что такое огромное количество людей в этом мире блуждают… Ведь подчас мы скорее руководствуемся плутаниями ума лукавых людей, чем Словом Божиим. И неудивительно, что вместо ожидаемой праведности наши духовные усилия приводят лишь к унынию: «Как же, я столько тружусь, а ничего не меняется…».
Евангелие говорит: светильник человека — око. Здесь, как разъясняют Святые отцы, имеется в виду человеческий ум. Ведь с его помощью него мы обрабатываем и анализируем информацию, которую видит глаз. «…Итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно» (Лк. 11:34). Если в уме нет порядка, если мы воспринимаем свой мрак как свет, то какова же тогда наша тьма? Душа помутнена и пути искривлены — не жизнь, а прозябание. А ведь думаем пожинать, хотя даже не сеяли…
В чем состоит истинное расположение сердца? Когда чрезмерно заботимся о внешнем, теряется внутреннее. Ведь работать двум господам нельзя — а мы зачастую ищем пути, как бы и спасение получить, и при этом жить где-то даже с изыском, в удовольствие, не грешить, а так, погрешивать. Христос называл попечение о плотском, о мирском -угождением маммоне. А маммона это языческое божество, которому приносились жертвы. И не жертвовать тут невозможно, поддержание благополучия требует постоянных усилий.
Если не заботиться о внешнем (хотя Евангелие не это имеет в виду), то времени и сил вроде появляется больше. У некоторых бывают такие мысли: удалюсь от работы, от всей этой суеты, буду в уединении помышлять о духовном. Но это работает иначе. Надо не удаляться от плохого, а двигаться к хорошему. Жаждать Бога, и тогда и время, и место, и силы и сам труд станет Ему угоден. Недаром написано: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
И Он думает о нас больше, чем мы сами. Зная исход нашей жизни при любом раскладе, Он же силен наполнить Свой дар смыслом и радостью. Ведь счастье — быть с Богом. Правда, не путем внешнего исполнения заповедей и предписаний. Пусть не все получается (а порой ничего не получается). Но хромой может упасть и не пытаться встать, а может, пусть нетвердо, но стоять на ногах. Трудности попускаются для смирения, ведь когда все хорошо и гладко, человек слепнет, утрачивает бдительность.
И вот, после испытания, скрипя зубами, приходится восстанавливать старое, а то и возводить новое. И в этом труде и находим Христа. Эта работа должна быть приоритетной. С самого утра — не с понедельника. Систематически просвещать свой светильник. Мы же не говорим: «Я вчера уже дышал, сегодня не буду. Хлеб тоже уже ел, зачем снова?». Ведь тело нуждается в этом, и надо есть, пить, дышать. Надо молиться, читать Евангелие. А если этого нет, то я болен. Я потерял аппетит, я разрушаюсь, потому что моя личность не тянется к тому, что составляет ее основу. «Опять я заблудился, с чего начать?». Начни… с начала. И за стремление к праведности Он пошлет мир.
Ведь обретаем вечную жизнь тогда, когда каждый день ее ищем.
Подготовила Татьяна Колодяжная
Фото Надежды Тютиковой
все новости