+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Родительская «Светёлка», тема встречи: «Воспитание сил души: ума, чувств, воли и таланта»
20 декабря 2015 года состоялась очередная встреча в родительской «Светёлке». В этот раз приглашенным гостем стал настоятель храма Сергия Радонежского протоиерей Ярослав Иванов.
«Здравствуйте, гости почётные! Милости просим!» — говорим мы, когда загорается огонёк сердец в нашей Светёлке.
Светёлка — это место встречи с интересными людьми, которым участники Семейной лаборатории могут задать вопросы и получить исчерпывающие ответы и даже более того: получить заряд на дальнейшее совершенствование.
Гость приходит позднее, для того чтобы успели разогреться сердца личным участием каждого. Вопрос более месяца назад был поставлен в анкете для родителей. Вразумительного ответа не последовало. Решено было рассмотреть суть вопроса на открытом уроке, в формате «Светёлка». Обсуждение-погружение в содержание темы: «Воспитание сил души: ума, чувств, воли и таланта» вызвало активный интерес (таково и послушание – наблюдателей не должно быть): участвуют, думают, высказываются все в своей группе; через 10-15 мин. один от группы отвечает (исследовательски-лабораторная форма работы).
И вот тут-то пришёл о. Ярослав, который, изъясняя простые житейские истины, старается поднять тему обсуждения на более высокий, духовный, уровень.
Методика работы о. Ярослава известна: «зацепить», привлечь слушателей к сотрудничеству. Слава Богу, родители не стеснялись и высказывали свои предположения.
Вопрос первый: «Что вы хотите от своего ребёнка?». Ответы последовали такие:
- чтобы нашёл свой путь;
- встретился с Богом;
- откликнулся на любовь Бога;
- обрёл опыт доброделания;
- был социально востребован и успешен.
В совокупности это и может быть счастьем! О.Ярослав подчеркнул, что воспитание в окружающем мире вне Бога не даст счастья – нет Источника.
Далее последовало созидание слушателей.
Речь шла о бесцельных родительских действиях и целенаправленных. Если цель для самих непонятна, то названные желания родителей будут неисполнимыми. Удивительно, но слушатели не замедлили показать свою неосведомлённость.
И на вопрос второй: «Назовите целесообразные средства», ответили так:
- послушание;
- сочувствие;
- любовь;
- порядок.
Сравнивая первое и второе задание, пришли к выводу: перечисленные средства привязывают дитя к родителю, а желания для их будущего должны дать им простор от родительских уз… Пришли к выводу, что в малых задачах должна храниться высокая цель.
«Развитие» — есть развёртывание свитка, а не выхваченные наспех страницы из родительского опыта, требуемые для исполнения ребёнком.
Созидание продолжилось пожеланием повернуться от ребёнка к себе, в ближайшее время приступив к исполнению предложенных для ребёнка рекомендаций.
Вскрыта была и причина «неуспешности» родительских желаний. Хаос в осознании «из чего я?» и «для чего я?». Душа подчиняется телесным порывам (инстинктам), животному уровню развития. А что такое дух во мне? Кому он подчинён? Дух к Богу и от Бога. Тогда и пирамида получается стройная и верная. (Тело, Душа, Дух). Тогда вступает в нашу жизнь активная божественная педагогика! Инстинкты не обуздываются интеллектом, не стоит обольщаться, что и без Бога всё устроится (дом на песке…).
Далее о. Ярослав перешёл к заявленной теме.
Обратил наше внимание на важность антиномий в христианской педагогике (богословии):
Бог – дьявол, жизнь – смерть, добродетель – грех и т.д. Совершенная добродетель – рассудительность; посмотри, к чему я стремлюсь, у какой я грани? Это есть первая сила души – разумная. Порассуждать самому с собой, в разговоре с ребёнком – чем устраняется всякий грех – стремлением к добродетели, в борьбе с грехом (в помощь исповедь, Священное Писание, духовная литература). Побуждать ребёнка к ответу, ведя диалог методом Сократа (а как ты сам думаешь?). У нас понимание книжное, не опытное. Рассказывать о красоте добродетели. Знание через мышление – теория. Сделал – вот тогда понял и усвоил! Воспитание ума – заповедь, правило нашего существования. Родительская суетность равна безответственности, лишающей ребёнка тонуса мысли.
Сила вторая – раздражительная – сила чувств. Чувства «живут» длительное время в душе (не путать с эмоциями – это кратковременное переживание). Нужно научиться описывать своё состояние и обращаясь к ребёнку не забывать спросить: что же чувствует он? Отклика ждём от ребёнка? Вначале мы сами должны откликнуться на него. После осмысления своего можно познать и чужое. Необходимо воспитывать ответственность за свои чувства, тогда он будет воздержан. Ответственность – признак зрелости. В воспитании добродетели ребёнок должен испытывать опыт побед! Недопустимо жить уныло. Бог всё взращивает.
Творчество. Помимо языка как ещё можно выразить себя? Тут не имеет значение результат. Зачем заниматься, если нет результата!? А вот ведь открывается новый взгляд на себя. Иная возможность выражения себя!
Как прививается лучшее?
1. На примере мастерских изделий.
2. На уважении труда мастера.
3. При собственном труде.
Тяга к духовной культуре – плод зрелости души.
Третья сила – желательная – воля. Воля – основа основ постоянства. Характер — совокупность различных характеристик, накладывает свой отпечаток на наш образ. Процесс формирования лика долог и труден. Привычка. Навык чрезвычайно важен. «Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеяв характер – пожнёшь судьбу». Насаждать новые привычки. Беда в том, что не хотим покинуть зону своего комфорта. Подвиг есть движение. Лишь жертвуя собой, можно воспитывать. В присутствии ребёнка я ухожу от компьютера, выключаю телевизор, откладываю газету, я откликаюсь на него. Все мои действия должны быть педагогическими (педагог – детоводитель). Родитель должен стать и духовником для своего ребёнка, и педагогом, и воспитателем.
Что помогает формировать привычку? Ритуал (ритм). Святой в постоянном бдении. Постоянное повторение. Взращивается чувство ожидания. Душа подстраивается. Совместное времяпрепровождение в семье. Вырабатывается единство «экипажа» в бушующем житейском море. Формируется целостный семейный организм. Носит туда-сюда, если я пустой, никто не вложил ценностный смысл в мою судьбу.
Талант? Может быть как на физическом уровне, так на душевном и духовном. Всегда бороться с тщеславием. Талантом служить Богу. С талантливым ребёнком необходима индивидуальная работа, он весьма неудобен: эксцентричен, вспыльчив, не умеет собой управлять. У таланта усугубляются все жизненные процессы, так как талант – мустанг необузданный. Это будет происходить всегда, если духовно не обуздать. Дар может стать условием для спасения талантливого человека.
Вышеназванные силы даются на сдерживание, обуздание себя и это должно нравиться!
Выступление о. Ярослава было выслушано с большим вниманием и волнением. Теперь надо браться за себя, становясь более ответственным за всё, что происходит в семье, а значит, и более зрелым в очах Господа. И это должно нравиться!
Е.П. Иванова, руководитель семейной лаборатории
«Созидание»