+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Всеправославный собор как свидетельство зрелости Церкви

Дата публикации: 01.04.2016

священник Андрей ГуппалоОтвет священника Андрея Гупало на вопросы, заданные на нашем сайте: Как вы относитесь к «VIII-ому Вселенскому» (или Всеправославному Собору), который намечается на 2016-ый год? Митрополит Иларион в своем выступлении ясно дал понять, что «это проект», который они готовят уже более 50 лет. Также хотелось бы спросить: экуменизм — это ересь, как Вы считаете?

Всеправославный собор как свидетельство зрелости Церкви

Одним из важнейших догматов Православной веры является вера в органическое единство Церкви, в святость и непорочность ее Основателя, Господа нашего Иисуса Христа, в ее соборность, выражающуюся в единстве веры во Святую Троицу и литургическом общении всех Православных Поместных церквей и их членов, а так же в апостольское происхождение и преемство ее священной иерархии.

Единство Церкви есть ее актуальное свойство, которое не может быть поколеблено или разрушено никакими враждебными силами, ни внутренними, ни внешними: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Поэтому каждый христианин (а не только представители иерархии) несет ответственность за сохранение церковного единства, да исполнятся слова Первосвященнической молитвы Христа: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино (Ин.17:21).

Божественный Основатель Церкви предвидел, что главнейшее дело Его домостроительства, Святая Церковь, во все времена будет подвергаться опасности разделения, главной причиной которого будет оскудение любви у некоторых ее членов. А потому Господь заповедал христианам хранить любовь между собою, как главное условие личного спасения и как непобедимую силу единства всех христиан.

Из посланий апостольских нам известно, что разрушительная работа против Церкви Христовой началась уже в первые годы ее существования. Так апостол Павел, обращаясь к римским христианам, говорит: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим.16:17). Зачинщиками этих церковных разделений и соблазнов всегда являлись отдельные члены Церкви, отвергшие основной закон христианской жизни – братскую любовь, и поставившие свое, искаженное понимание веры выше веры всей Церкви.

Отпавших от единства Церкви апостолы называют еретиками. Эти последние, уходя из Церкви и увлекая за собой в погибель некоторое количество соблазненных душ, иногда присваивали себе наименование «церкви» или «христиан», хотя на самом деле уже никакого отношения ни к Церкви, ни ко Христу не имели. Ибо Церковь имеет общение со своей Главой – Христом, в Духе Святом, благодатной силы Которого еретики лишились покинув её спасительную ограду.

Собор иерархов православной церкви. Общее фото

Механизмом, который ярче всего обнаруживал единство всех Поместных Церквей, всегда были и остаются церковные соборы. Начиная с апостольского собора в Иерусалиме и вплоть до наших дней соборы являются голосом Церкви Христовой, которым она провозглашает истину божественного учения и обличает злобу еретиков. На соборах так же решаются вопросы внутренней жизни и устройства Церкви, формулируется её отношение к внешнему миру и его вызовам.

Наиболее известными и авторитетными в истории Церкви являются семь Вселенских соборов, состоявшихся в IV-VIII веках, и во всей полноте и ясности выразивших догматическое учение Церкви. Соборы, созывавшиеся в последующие времена, уже не имели статуса вселенских, так как только углубляли понимание уже раскрытых Вселенскими соборами божественных догматов. Невозможность созывать Вселенские соборы была продиктована ещё и тем, что во втором тысячелетии христианской эры Церковь лишилась поддержки государственной власти в лице Византийского Императора и вынуждена была сосредоточить все силы на выживание в новых, зачастую неблагоприятных, исторических условиях. Принцип соборности в этих новых условиях обеспечивался заочным общением предстоятелей Поместных церквей, которые решали вопросы, волновавшие Церковь, согласным консенсусом голосов.

Особенностью этой эпохи стало появление в мире множества, так называемых, христианских церквей и конфессий, признающих Иисуса Христа Господом и Спасителем, но разнящихся в понимании других догматов христианской веры. Их появление стало следствием всё той же человеческой немощи и гордыни, которые лежат в основании всякого церковного раскола. Первым и наиболее трагическим расколом стал так называемый Великий раскол 1054 года, который отторг от единства с Христовой Церковью большую часть Западной церкви во главе с Римским епископом. В дальнейшем разделения происходили уже в самой Римской Церкви, усвоившей себе название Католической, а отколовшиеся от общения с ней сообщества стали именоваться протестантами.

В современном мире христианство представлено весьма широким спектром исповеданий, но каждое из них в той или иной степени содержит евангельское учение в искаженном, неправильном виде. Все они, за исключением Римо-Католической Церкви, содержат ложное учение о Церкви Христовой, которая, будто бы, закончила своё существование чуть ли не со смертью последнего апостола и возродилась спустя полтора тысячелетия во времена Реформации. Каждое из этих исповеданий, несмотря на различия в вероучении, считает себя истинной Церковью. Дабы упразднить разделяющие их разногласия, протестанты и часть католиков провозгласили принцип «невидимой церкви», к которой, будто бы, принадлежат все искренне верующие во Христа люди, к какой бы церкви или конфессии они не относились. Этот принцип в сознании современных христиан стал главенствующим, и именно его выдвигают в качестве объединяющего начала все неправославные участники экуменического движения.

Учение о «невидимой церкви» находится в логическом противоречии с православным догматом о единстве Христовой Церкви и, как таковое, является экллезиологической ересью. Единство Церкви, в православном его понимании, есть прежде всего единство вероучения и единство Евхаристии. Оно конкретно и непоколебимо, потому что является выражением Богом созданной реальности, которая преобразует всякого, кто причащается её благодатной силы. Главное условие причастности к этой силе есть правильное – православное – исповедание веры и причастие от единого Хлеба и Чаши Святой Евхаристии. Единство же в понимании протестантов и части католического мира это единство чисто морального характера, неопределенное и зыбкое, как неопределенна и зыбка вообще психическая жизнь каждого индивидуума. Это единство чисто внешнего, человеческого порядка, единство политического союза, в котором главной движущей силой является не любовь к Богу, а любовь к человеку, причем не в идеальном, а в актуальном его состоянии.

Иерархи православных церквей

Именно из такого понимания исходят составители документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», который будет рассматриваться на предстоящем Всеправославном соборе, проведение которого запланировано на лето 2016 г. В проекте документа, опубликованном на официальном сайте Московской Патриархии, сказано: «Верная своей экклезиологии, тождеству своей внутренней структуры и учению древней Церкви семи Вселенских соборов, Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви».

Точность и определенность формулировок, которой отличаются все документы предстоящего Собора, атмосфера открытости и доверия, в которой происходит их обсуждение, не оставляют места для каких-либо спекуляций на тему предательства Православия и церковного объединения с кем бы то ни было. По другому и не могло быть, ибо в их создании участвовало не одно поколение иерархов и богословов Православной Церкви. Надо понимать, что эти документы стали не столько результатом «кабинетной» работы церковных интеллектуалов, сколько итогом многолетних контактов и живого общения с христианским миром. Да, сама специфика этого общения иногда приводила к появлению не вполне корректных с богословской точки зрения документов. Но все эти ошибки, конечно, были учтены при подготовке Всеправославного собора, в чем и можно убедиться, внимательно прочитав проекты соборных документов. Более того, работа над этими документами еще не закончена, а окончательное их утверждение есть дело будущего.

Сегодня можно услышать много критических замечаний по отношению к предстоящему Всеправославному Собору, от умеренных и конструктивных до необоснованных и прямо клеветнических. И если первые продиктованы любовью к Церкви, истинной заботой о её единстве, то для других важна не столько истина Православия, сколько желание утвердить собственную значимость, и своё понимание действительно важных и непростых вопросов церковной жизни. Ратуя за благо Церкви, такие критики на самом деле вольно или невольно выступают в роли её разрушителей. Всё это видно из натянутости или прямо клеветнического характера их обвинений, а ещё более из того духа злобы, которыми дышат их письменные и произнесенные на камеру заявления.

Не следует смущаться подобными заявлениями, а уж тем более доверять им. Ибо всё, что делает Церковь, она делает содействием Духа Святого для блага и спасения всех своих членов. Как было сказано выше, церковные соборы всегда есть и будут главнейшим признаком истинности и жизненной силы Православной Церкви. А предстоящий Всеправославный собор, совершающийся впервые за последнюю тысячу лет, есть ещё и свидетельство её духовной зрелости и процветания.

Священник Андрей Гупало

Полезные материалы по теме:

  1. ОПУБЛИКОВАНО ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ВСЕПРАВОСЛАВНОМ СОБОРЕ. Москва, 15 февраля 2016 г. — читать
  2. Святейший Патриарх Кирилл: Предстоящий Всеправославный Собор мы не называем Вселенским. Официальный сайт Московского Патриархата — читать
  3. СОБОР СТАНЕТ ОТРАЖЕНИЕМ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ О ЦЕРКВИ. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) — читать
  4. Материалы на сайте pravoslavie.ru по теме Всеправославный собор — читать
  5. Митрополит Иларион – о подготовке к предстоящему Всеправославному Собору (+видео). 17.02.2016 — читать
  6. Материалы на сайте pravmir.ru по теме Всеправославный собор — читать


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
1 583
все новости
В начало страницыВ начало страницы