+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Дата публикации: 04.03.2016

Накануне воспоминания Страшного Суда Церковь сугубо молится о всех прежде почивших христианах.

Молитва о упокоении

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их.

В мясопустную субботу Святая Церковь особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша».

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге — все живые. И если окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о Господе в Церкви Христовой.

Молитва о всех от века ... В эту субботу перед воскресеньем мясопустным (заговеньем на мясо) совершается память всех от века усопших христиан, и в том числе – предков каждого, почему она и называется «вселенской» и «родительской».

В этот день наш долг молиться прежде всего о всех от века усопших православных христианах, чтобы, исполняя заповедь Церкви и поддерживая ее установление, тем самым, говоря мирским языком, как бы гарантировать сохранение этого святого установления в долготу дний (Пс.92, 6), обеспечить поминовение наших любимых усопших до скончания века и как бы внести некоторый залог в сокровищницу Церкви в счет поминовения и нас самих в века последующие, да исполнится и на нас неложное слово Христово: какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк.6, 38)

Великая панихида

В храме совершается Великая панихида. При этом ставится кутия. Кутия служит символом воскресения. «Пшеница и разные другие зерновые плоды, при поминовении усопших, означают то, — говорит блаженный Симеон Солунский, — что и человек есть семя, что и он, как зерно, брошенное в землю, опять восстанет силою Божиею и, как бы прозябнув в будущем веке, предстанет Христу совершенным и живым. Как лежащее пред нами семя зарывается в землю, а потом вырастает и приносит обильный плод, так и человек, быв предан смертию земле опять воскреснет. Пред кутиею ставится возжженная свеча, и мы все стоим со свечами: этим означается как то, что наши сердца горят верою, любовию и молитвою к Господу об умерших, так и то, что мы сами как бы переносимся духом нашим к тому царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитает Господь наш Иисус Христос и все святые, от века Ему благоугодившие.»

Молитва наша за усопших начинается словами:
«Миром Господу помолимся». Это обыкновенное начало великой ектений, которое научает нас, что мы в мире должны совершать молитвы за усопших.

Далее идут прошения собственно об усопших:

«О оставлении согрешений во блаженной памяти преставльшихся, Господу помолимся». Первое, что может лишить усопших наших вечного блаженства, это грехи их. И вот первая наша молитва об оставлении их согрешений.

«О приснопамятных рабех Божиих (имена) покоя, тишины и блаженной памяти их, Господу помолимся». Если только Господь оставит им грехи их, то уже нам легко уповать и молиться о том, чтобы Он, Премилосердый, сподобил их вечного покоя, тишины и блаженной памяти. Ведь именно только одни грехи наши лишают нас вечного блаженства.

После сего мы припоминаем вольные и невольные согрешения усопших наших, — вспоминаем, что они должны предстать страшному престолу Господа славы, где должны будут дать ответ за всякое слово и дело, — и вот возносится наша молитва ко Господу о прощении согрешений их вольных и невольных и о том, чтобы неосужденно им предстать у страшного престола Господа славы:
«О простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся.
«О неосужденным предстати им у страшного престола Господа славы»
.
Но, возведя сердца и очи наши к страшному престолу Господа славы с молитвою за умерших, Святая Церковь, как сердобольная мать, не забывает и горькой участи тех, которые после умерших остаются сиротами на земле в большом горе и слезах. «О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся», — взывает она.
Затем Святая Церковь снова возводит очи и сердца наши от земли, где мы видим плачущих и болезнующих сирот и сродников усопших, к престолу Божию и влагает в уста наши молитву об усопших:
«О отпуститися им от всякия болезни и печали и воздыхания и вселити их, идеже присещает свет лица Божия».
«О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте светле, в месте злачне (радостном и довольном), в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают».
«О причтении их в недрах Авраама и Исаака и Иакова»
, — взывает Св. Церковь. Чего еще мы можем более пожелать нашим усопшим?.. Кажется, все, что только нужно, все выразила и высказала за нас Святая Церковь в этих молениях.

После этих молений за усопших, мы обращаем внимание и на себя самих и молим Господа, чтобы Он избавил и нас от всякой скорби, гнева и нужды, чтобы заступил, спас и помиловал нас Своею благодатию. Потом, испросивши усопшим милости Божией, царства небесного и оставления грехов, предаем сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу со всеми ее скорбями и радостями Христу Богу нашему.

Поминовение на Божественной литургии

Панихида и домашняя молитва об усопших очень важны для них. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом многие усопшие были освобождены от мучений и получили упокоение.

Помыслим о пользе для отшедших ко Господу, подадим соответственное вспоможение ( милостыню и приношения), ибо дело это приносит им многую выгоду, несомненную прибыль и помощь. Ибо это не без цели, не случайно законоположено и Церкви Божией предано от премудрых учеников Его, чтобы иерей за страшными Тайнами совершал память усопших в вере.
Свт. Иоанн Златоуст Толкование на Послание Филлипийцам

Стихира на «Господи, воззвах»

От ве́ка ме́ртвых днесь всех по и́мени, ве́рою пожи́вших благоче́стно, па́мять сотворя́юще ве́рнии, Спа́са и Го́спода воспои́м, прося́ще приле́жно сим в час суда́ отве́т благи́й да́ти, Тому́ Самому́ Бо́гу на́шему, всей судя́щему земли́, десна́го Его́ предстоя́ния получи́ти в ра́дости, в ча́сти пра́ведных, и во святы́х жре́бии све́тлем, и досто́йным бы́ти Небе́снаго Ца́рствия Его́.
Верные! Вспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле; чтобы они, радостные, удостоились стать одесную Его, на стороне угодивших Ему; получили участие со святыми в светлом и вечноблаженном Его Царстве Небесном.

Тропарь заупокойный

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зное всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х, на Тя бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя и Бога нашего.

Кондак заупокойный

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Христе! Упокой со святыми души рабов Своих там, где нет ни болезней, ни скорбей и душевных страданий, но жизнь бесконечная

Седален

Поко́й Спа́се наш, с пра́ведными рабы́ Твоя́, и сия́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано: презира́я я́ко благ прегреше́ния их во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Спаситель наш! Упокой с праведниками рабов Своих и всели их в жилище Твое (Царство Небесное), как писано, забывая их грехи, как Человеколюбивый, вольные и невольные и все, соделанное сознательно или по неведению.

Нынешним молением об упокоение усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста.

Источники:
1.Протоиерей Григорий Дьяченко.Седмичное и заупокойное богослужение.-К.:Пролог,2006.-222с
2.Гермоген Шиманский. Литургика
3. Митрополит Илларион Алфеев. Православие. Том 2.
4. О поминовении усопших на сайте Азбука веры.ru


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
1 652
все новости
В начало страницыВ начало страницы