+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Вознесение: праздник соединения неба и земли
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова
Дорогие братья и сестры! Вся наша жизнь христианская, подобно пунктиру, пронизана праздниками. Они призваны сплетать нашу жизнь в единую линию памяти о том, что для нас для христиан поистине важно, что определяет наше бытие. И сегодня наступает один из важнейших праздников – день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа с горы Элеонской с учениками. Это событие описано в Евангелии и в Деяниях святых апостолов.
Мы с вами понимаем, что событием Вознесения заканчивается проповедь Христа, вся Его история, которая содержится в Евангелии. А в Деяниях начинается жизнь Апостольской Церкви, с той самой поры, как Христос вознесся, благословив своих учеников на служение миру.
Мы знаем о том, что Христос есть истинный Бог и истинный Человек. И Он воплотился, став Человеком, но не перестав при этом быть Богом. И поэтому Вознесение для Него, как для Бога, не требовалось, так как Он всегда пребывал и пребывает в Боге. И поэтому Вознесение нужно было для человеческой природы Спасителя.
Мы с вами сегодня вспоминаем событие, которое произошло через 40 дней после дня воскресного, после Христова Воскресения. Господь все эти дни учил учеников Своих жизни по вере. Очень мало сказано о том, о чем Он учил. Но мы знаем, что вся дальнейшая проповедь апостолов была основана не только на том, что сказано в Евангелии, но и на том, чему учил их Господь. Апостолы передают то, что было при встречах – Спаситель являлся и вкушал пищу с учениками. Он открывал им тайны, которые до сих пор раскрывает Церковь в таинствах. Также и мы приобщаемся к ним по вере апостолов с одной стороны внешне – то есть видимо, а с другой стороны внутренне – то есть прикровенно от наших глаз и чувств.
Господь носил плоть. Он испытывал те же самые чувства как и мы, но при этом являл то, что именно Он – Слово Божие, и являл Своими делами, что Бог Отец Его послал в мир. Сам Христос возносит наше естество туда, где никогда человек не находился. И когда мы поем Символ веры, мы видим в нем такие слова: «…И седяща одесную Отца». Эта фраза указывает, что Сын не только с Богом Отцом всегда пребывает на небесах духом, но именно в человечестве, именно в лице Иисуса Христа, Он воссел рядом с Ним.
В чем здесь смысл, о чем говорит Символ веры? В древности был такой обычай: когда взрослел сын императора, приходил день интронизации — тогда в тронный зал ставили второй трон. На него садился сын и становился полномочным императором – садился одесную отца и мог управлять как император. Иисус Христос вознес наше человечество, нашу природу человеческую так высоко, что сделал нас наследниками всего того, что есть у Бога по природе. Поэтому Он воссел рядом с Царем неба и земли.
Посему мы и говорим словами святителя Афанасия Александрийского: « Бог вочеловечился чтобы человек обожился». То есть, чтобы сообщил благодать каждому человеку, следующему за Христом и очищающему свою душу таинствами.
С одной стороны, мы с апостолами вспоминаем то, что Христос вознесся, Христос ушел. Но, с другой стороны, мы знаем, что необходимо было Христу уйти. Ведь миссия Христа была завершена. Он совершил искупление рода человеческого. Он вознесся туда, где Ему и надлежит быть. Господь в Вознесении соединил земное с небесным. К слову, жизнь свою завершил Он также через подтверждение всех своих слов Вознесением Своим. Он вознесся на Небо и указал нам путь.
В повседневной жизни мы часто осознаем то, что слова можно оценить только тогда, когда встреча со сказавшим их была завершена. Каждый из нас может подтвердить то, что, когда мы имеем что-то, пусть даже малоценное, то мы можем оценить это только тогда, когда теряем. Так было и с апостолами, которые пережили Вознесение как разлуку. Но если Христос вознесся к Отцу Своему на небо, то и душа наша устремляется ввысь, туда, где наше Небесное Отечество, туда, куда и призваны мы идти. Поэтому пусть наша вера укрепляется благословением Божьим!
Текст подготовили Ирина Высоковская и Кирилл Белоусов
все новости