+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Вознесение Господне

Дата публикации: 08.06.2016

Двунадесятый праздник Вознесение Господне празднуется в четверг шестой седмицы — на 40-й день по Пасхе. По воскресении Своем Спаситель в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и апостолам, беседовал с ними о тайнах Царствия Божия и подготовлял их к Своему отшествию на небо. В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь, явившись Своим ученикам и апостолам, заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Духа Святого. Ведя их на гору Елеонскую, Господь обещал им дать чудодейственную силу чрез ниспослание Святого Духа. По глаголании же к ученикам и апостолам, Господь, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.(Лк. 24, 50-51. Деян. 1, 9-11)

voznesenie

ТРОПАРЬ ВОЗНЕСЕНИЯ

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира

КОНДАК ВОЗНЕСЕНИЯ

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы

Исполнив то, что было задумано для нашего спасения, и то, что на земле, соединив с небесным, Ты вознесся в славе, Христос Бог, никоим образом не отлучаясь от на, но пребывая неразлучно с нами и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто против вас»

Вознесение: «Аз есть с вами..» — святитель Лука(Войно-Ясенецкий)

Минская Духовная Семинария

Вознесение. Средняя Русь. Третья четверть XVI века

Вознесение. Средняя Русь. Третья четверть XVI века

Великое поручение

Наступил сороковой день по воскресении Господа. Апостолы опять собрались в Иерусалим. Приближалось время исполнения обетований, данных ученикам Господом накануне дня страданий и смерти Его (см.: Ин. 14:16,17,26; 15: 26). Апостолы, прежде исшествия на всемирную проповедь, должны были принять совершительное действие Святого Духа Утешителя. В явлении этого Божественного Утешителя они могли найти для себя замену своего Учителя (см.: Ин.14:26), утешение в разлуке с Ним (см.: Ин. 16:7), освящение на великое служение Церкви (см.: Еф. 4:11—13), окончательное просвещение Богооткровенною истиною (см.: Ин. 15:26) и, наконец, ту силу свыше (Лк. 24:49), которая была необходима для преодоления всех трудностей и препятствий, предстоявших им в деле проповеди. Господь сказал им «от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышат от Мене. И се Аз послю обетование Отца Моего на вы, вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше, — яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех».

Но эти торжественные слова Господа о сошествии Святого Духа чрез несколько дней и повеление не отлучаться из Иерусалима до облечения силою свыше возбудили прежние чаяния и надежды, так что даже в эти последние часы видимого пребывания на земле Спасителя ученики Его не могли освободиться от тех честолюбивых рассчетов, которые, составляя отголосок общих народных ожиданий чувственного царства Мессии, проявлялись иногда в избраннейших учениках (см.: Мк. 10:37). Господи, аще в лето сие, —спрашивали они, — устрояеши царствие Израилево?

Оставляя просветительному действию Святого Духа очистить и возвысить умы и сердца, еще тяготевшие к земле, Господь заповедал апостолам, всецело предавшись воле Отца Небесного, исполнить при помощи благодати Святого Духа, дело Евангельской проповеди, не только в Иудее и Самарии, но даже до края земли. Вводя мечтательные мысли в пределы, поставленные высшею, Божественною волею, Господь отвечал им: «Несть ваше разумение времена и лета, яже Отец положи во Своей власти, но приимет силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели во Иерусалиме же, и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли».

Изрекая заключительные наставления, Господь опять дал апостолам полномочие на великое дело всемирной проповеди и в ободрение и утешение будущих проповедников указал на чудную, присущую вере силу, которая будет содействовать распространению и утверждению Евангелия. «Шедшее в мир весь, проповедите Евангелие всей твари: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не иметь веры, осужден будет. Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужныя руки возложат и здрави будут».

Вознесение. Тверь. Середина XV в

Вознесение. Тверь. Середина XV в

Благословение и Вознесение

Господь сказал все, что было нужно для утешения учеников в предстоящей разлуке с ними. Но к утешительным словам Он присоединил не менее утешительное действие, наглядно, ощутительно для очей их показавшее, что отшествие Его от них есть славное восхождение к Отцу Небесному, возвещенное апостолам еще в самый день воскресения (см.: Ин. 20:17). Без сомнения, по выражению святого Иоанна Златоустого, «Он мог вознестись невидимо, но как свидетелями Своего воскресения Он имел очевидцев апостолов, то сделал их же очевидцами и Своего вознесения» для того, чтобы еще более утвердить их веру.

После беседы с учениками Господь вывел апостолов из Иерусалима на гору Елеонскую, до Вифании, и, подняв руки Свои, благословил их тем благословением, которое мог преподать Сам Искупитель: оно почило не на одних апостолах, но перешло на преемников их, действовало и будет действовать и во всех верующих — в роды родов, до скончания века. И когда благословлял их, поднялся в глазах их, стал отдаляться от них и возноситься на небо, не при помощи кого нибудь, ведшего Его, но, по замечанию св. Иоанна Златоуста, Сам шел этим путем. Он восходил выше и выше, и облако скрыло Его из вида их. Этот новый образ отшествия, когда Господь не просто удалился или сделался невидимым, а восходя превыше облаков, перестал быть видим по причине безмерной высоты, показался свидетелям вознесения необычайным. Они поклонились возносившемуся Господу — и не могли отвести очей от чудного зрелища.

Здесь же присутствовала и Пресвятая Дева Богоматерь, Которую церковные песнопения представляют свидетельницею вознесения Господня: как Мать, Она во время страданий Сына болезновала более всех, а теперь Ей более всех «подобало, при виде славы плоти Его, насладиться преимущественною радостию». Взирая вместе с апостолами на восходящего на небо Сына и Господа Своего и постигая совершение всего чудного, что хранилось в сердце Ее о Сыне Ее (см.: Лк. 2:19, 51), Она «возвеличила» Его не только любовию, но и верою в Божество Его.

Вознесение — Прообраз Второго Пришествия Христа

Это отшествие Господа на небо было, само по себе, вожделенным и радостным окончанием земного дела Его. Но — какое лишение должно было ощутить святое общество присных Христу, и в себе, и вокруг себя, по удалении на небо Учителя! В утешение их Господь послал к ним Своих небесных вестников с новою вестию. Когда они смотрели на небо, вдруг предстали им два мужа в белой одежде, которые, пробудив их от бездейственного изумления, изъяснили, что отшествие Господа есть видимое сокрытие Его до предопределенного дня и часа (см.: Мф. 24:36): «Мужие галилейстии, что стоит зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо», — приидет так же «неожиданно и непредвиденно», так же «явно и торжественно», так же «на облаке и с телом».

Царь Славы

Божественный Искупитель, совершив наше искупление в состоянии крайнего самоуничижения (см.: Флп. 2:7, 8), восшел в превечную славу Свою с прославленным человечеством (Ин. 17:5; Лк. 24:26), восшел превыше всех небес(Еф. 4:10), превыше всякаго Начальства и Власти и Силы и Господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем (Еф. 1:21), и вместе с тем, по выражению церковных песнопений, «падшее естество наше, взяв на рамо, таинственно вознес превыше Ангелов, всякаго начала и власти, привел к Отцу Своему и почтил соседением с Ним». Святой евангелист Марк, как бы проникая взором в самое небо вслед за восходящим Господом, говорит, что Он, по вознесении, седе одесную Бога (Мк. 16:19).

Это седение одесную Бога Отца, по согласному толкованию святых отцов, означает «равночестность с Отцем», которую «Сын Божий, как Бог и Единосущный Отцу, имеет прежде веков и в которой, воплотившись в последние времена, восседит и телесно, по прославлении плоти Его»(прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры). Таково славное, недомыслимое для самих небесных сил (см.: 1 Пет. 1:12), заключение спасительной жизни на земле Господа нашего Иисуса Христа.

Вознесение. Прп. Андрей Рублев.1408 г.

Вознесение. Прп. Андрей Рублев.1408 г.

Путь к обо́жению человека

Исполнив дело искупления рода человеческого, Он, по словам святого Иоанна Златоустого, принес Отцу начатки естества нашего, а Отец столько был доволен даром, как по достоинству Принесшего, так и по чистоте принесенного, что принял дар собственными руками, положил его подле Себя и сказал: Седи одесную Мене(Пс. 109:1). Какой природе Бог сказал: Седи одесную Мене? Той самой, которая некогда слышала: Земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3:19). Недовольно было ей возвыситься над небесами, недовольно было стать в ряду с Ангелами, не была ли бы и сия честь чрезвычайна? Но она превзошла Ангелов, превысила Архангелов, оставила за собою Херувимов, вознеслась выше Серафимов, миновала Начальства, и не прежде остановилась, как достигши престола Господня. Превыше всей той высоты Христос вознес нашу природу». «Удивишася, — по изображению Святой Церкви, — чини Ангельстии, зряще на престоле посаждено Отчи отпадшее естество человеческое, затвореное в преисподних земли».

Свидетели вознесения Господня, утешенные обетованием скорого сошествия Святого Духа и видением Божественной славы своего Учителя, возвратились в Иерусалим с великою радостию.

Все великие наши праздники — это не только воспоминание о том или ином евангельском событии или событии церковной истории.
   Но это светочи, указывающие нам верный путь к вечной жизни, пути совершенствования наших душ.
   Господь все сделал для нашего спасения. Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге — зависит от нас.
   Как уже было сказано, по Вознесении Господа на небо теперь одесную Бога Отца находится Сын Человеческий, облеченный нашей человеческой плотию. И Он облекся в нее не на краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и дивные свойства сотворенного Им мира. А именно: все Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.
   И здесь становится очевидным и величие человека, и то высокое назначение, которое уготовал человеку Бог.
   Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А вера выше знаний, потому что она всесильна, и именно там, где знания бессильны.
   Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Установление праздника Вознесения

В воспоминание преславного Вознесения Господня установлен двунадесятый праздник, которого начало, по свидетельству блаженного Августина, восходит ко временам апостольским. В IV, V и следующих веках этот праздник был уже всеобщим в христианской Церкви, что видно из поучений, произнесенных святым Григорием Нисским († 396 г.), святым Епифанием Кипрским († 403 г.), святым Иоанном Златоустым († 404 г.), святым Львом Великим († 461 г.), святым Григорием Двоесловом († 604 г.). С течением времени была составлена праздничная служба, в которой древними песнописцами прославлено священное событие.

В паремиях говорится:
— в первой (Ис. 2:2—3) — о горе Господней, возвышающейся превыше других гор,
— во второй (Ис. 62:10—12; 63, 1—3, 7—9) — о спасении людей, совершенном Господом,
— в третьей (Зах. 14:4, 8-11) — о прославлении Господа в Иерусалиме и на горе Елеонской.

Евангельское чтение на утрене (Мк. 16:9 20) и на Литургии (Лк. 24:36—53) и чтение из Деяний Апостольских (Деян. 1:1 — 11) излагают историю священного события. Каноны составлены древними святыми песнописцами — Иоанном Дамаскином и Иосифом.

Праздник Вознесения Господня продолжается с попразднством 9 дней и служит вместе с тем приготовлением к празднику Сошествия Святого Духа.

Возше́д на небеса́, отону́дуже и соше́л еси́, не оста́ви нас си́рых, Го́споди, да прии́дет Твой Дух, нося́ мир ми́рови, покажи́ сыно́м челове́ческим дела́ си́лы Твоея́, Го́споди Человеколю́бче.

Взойдя на небеса, откуда и сошел, не остави нас сиротами, Господи. Пусть придет Твой Дух, принося мир миру. Покажи сынам человеческим дела силы Твоей, Господь Человеколюбец.

Что делать после Вознесения до Пятидесятницы?

«….Об этом мы не задумываемся. Но если прочитаем конец Синаксария (сводка сведений о празднике, читаемая, по уставу, после 6–й песни канона), то увидим, что Божия Матерь с учениками, воротившись с Елеонской горы, проводили все 10 дней, — до сошествия Святого Духа, — не только в МОЛИТВЕ, НО И В ПОСТЕ… И это так естественно и необходимо, что даже приходится удивляться: как не приходила раньше эта мысль? Ведь готовиться нужно к получению ВЫСОЧАЙШЕЙ БЛАГОДАТИ! А всегда эта подготовка соединяется с усиленной молитвой и «говением» (постом)…
Главное же — нужно бы сохранять хоть пост духовный: воздержание языка, кротость сердца, собранность помыслов, чистоту сердца. Помоги, Господи! — Выпишем это место из Синаксария: «Возвращшеся же апостоли, внидоша в горницу, в нейже беша сошедшеся с мироносицами женами и Материю Слова, ПОСТОМ И МОЛИТВАМИ И МОЛЕНИЕМ упражняющеся и НАШЕСТВИЯ ВСЕСВЯТАГО ДУХА ожидающе, якоже бе обещание».
Отчасти это видно и из Святого Писания: пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога, говорит евангелист Лука (24, 53). Все они, — тο есть апостолы с Божиею Материю и женами, — единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1, 14).
Про пост, правда, не говорится здесь; но сама молитва, да еще «всегда», все время, — несомненно связана с постом… Да и понятно: ждали высшего обетования… Нужно бы и нам хранить воздержание.» — митрополит Вениамин (Федченков) «Размышления о двунадесятых праздниках. Вознесение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа»

Вознесение. Сошествие Святого Духа на апостолов. Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск 1814–1822 гг.

Вознесение. Сошествие Святого Духа на апостолов. Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых.
Невьянск 1814–1822 гг.

Источники:
Протоиерей Павел Матвеевский «Двунадесятые праздники и Святая Пасха»
Вознесение Господне — на сайте Православие.ru
Вертикальная координата — протоиерей Андрей Ткачев
Поем вместе: тропарь и кондак Вознесения
Место Вознесения Господня
Текст службы Вознесения Господня — на сайте Правмир.ru


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
4 415
все новости
В начало страницыВ начало страницы