+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Воздвижение Креста Господня на иконах и миниатюрах

Дата публикации: 30.09.2022

Праздник Воздвижения Креста связан с обретением равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме Животворящего Древа Господня. Сегодня мы воспринимаем Крест как символ победы, но изначально он был орудием казни. Наш Спаситель претерпел на Кресте муки и смерть, и через эту крестную смерть вся спасительная и благодатная сила Божия вошла в Крест Христов. Потому он стал источником силы, благодати и победы.

мон св. Луки 11 в.

Ил.1. Святые Константин и Елена. Мозаика монастыря Осиос Лукас, XI в. Фокида, Греция.

История праздника, толкования

В день Воздвижения Креста Господня мы прославляем святой Крест как символ победы жизни над смертью, победы Христа над антихристом и как символ нашего спасения. Мы вспоминаем также события, которые были связаны с жизнью равноапостольного императора Константина, потому что именно ему Господь открыл тайну Креста, когда он еще не был христианином, когда вел борьбу за власть и готовился вступить в Рим. Константину и его войску был явлен Крест на небе и над Крестом надпись: «Сим победиши». Солдаты нанесли этот Крест на свои щиты и знамена. Битва с Максенцием у Мульвийского моста на Тибре в 312 г. завершилась победой св. Константина.

ц. Перивлепты. Охрид

Ил.2. Распятие. Икона из церкви Богоматери Перивлепты. Охрид, Македония. XIII в.

После того, как император Константин дал свободу христианской Церкви, издав в 313 году Миланский эдикт, после того, как он сам уверовал во Христа и сделал крест символом победы и символом своего царства, началась новая эпоха в жизни Церкви. Она продолжается до сих пор, потому что благодаря этим событиям Церковь смогла выйти из катакомб и в полной мере начать свою миссионерскую, просветительскую и благотворительную деятельность. Именно с тех пор начинается победное шествие христианской Церкви по всему миру.

Мы воспринимаем крест как символ победы, но евангельское чтение праздника (Ин. 19) напоминает о том, что изначально крест был орудием казни. На Кресте претерпел муки и смерть наш Спаситель. Он был распят вместе с двумя разбойниками перед лицом всего народа, подвергнут мучениям и всякого рода унижениям. Когда пришли воины, чтобы перебить голени у казненных, Спасителю не понадобилось перебивать голени, потому что Он уже умер. А умер Он раньше других не потому, что Господь Его пощадил, а потому, что распятию предшествовали бичевание и ужасные физические мучения.

Церковное предание говорит о том, что Крест Христов после разрушения Иерусалима в 70 году был утрачен и находился под землей. Когда равноапостольный император Константин уверовал во Христа и получил знамения, о которых рассказывают церковные историки, он направил в Иерусалим свою мать царицу Елену, чтобы она нашла этот Крест. В ходе раскопок на месте разрушенного храма Венеры было найдено три креста, отдельно лежала табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» на еврейском, греческом и латинском языках, как об этом и говорится в Евангелии (Мф. 27. 37). Эта табличка сохранилась до сих пор, часть ее находится в Италии, а часть – в Иерусалиме, в монастыре Святого Креста.

Музей Сергиева Посада. 16 в.

Ил.3. Воздвижение Креста с историей его обретения. Икона. XVI век. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Когда при раскопках нашли три креста, было непонятно, какой из них является Крестом Господним. И тогда кресты были поочередно возложены на тяжело больную женщину (по другой версии – на мертвого человека, Ил.3). И после того, как Крест Спасителя был возложен, больная женщина выздоровела, а мертвец воскрес. Тогда стало понятно, что именно этот Крест, а не два других, является Крестом Христовым.

Велика была радость народа от того, что обретен Крест Христов. Епископ Макарий воздвиг его высоко, чтобы все собравшиеся могли увидеть. В память этого события мы и совершаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. И это единственный двунадесятый праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому посвящен.

Точная дата обретения Креста Господня неизвестна, предположительно 325-326 год. Сразу после обретения возле Голгофы и пещеры Гроба Господня были воздвигнуты большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (теперь этот комплекс называется храм Воскресения или Гроба Господня). День их освящения («обновления») 13-14 сентября около 335 года стал праздноваться с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления. В конце IV века праздник Обновления храма был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных, наряду с Пасхой и Богоявлением. С VI века Крестовоздвижение постепенно становится более значительным. В последующее время тесная связь двух праздников перестала ощущаться. После победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. Воздвижение стало основным праздником и получило широкое распространение на Востоке. Память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме – Воскресение словущее – отмечается накануне Крестовоздвижения, 13(26) сентября.

Мин. из слов Григория Назианзина

Ил.4. История обретения Креста Господня. Миниатюра из «Слов Григория Назианзина». IX в. Национальная Библиотека, Париж.

Сюжет Воздвижения Креста в миниатюрах IX-XIV вв.

Менологий Василия II. 985.

Ил.5. Воздвижение Креста. Миниатюра из Минология Василия II. X в. Апостольская библиотека Ватикана.

Изображения событий, связанных с обретением Креста царицей Еленой, известны с IX в. Мы видим их на миниатюре из «Слов Григория Назианзина» 880-883 гг. (Ил. 4). В верхнем ряду трехчастной композиции представлен «Сон императора Константина», во время которого св. Константин получил откровение о победе – в том случае, если на щиты и знамена воинов будет нанесена монограмма Христа (скрещенные буквы Х и Р). Днем Константину и его войску явилось знамение креста на небе с надписью «Сим победиши!» (лат. «Hoc vince»). Это событие, а также битва у Мульвийского моста изображены в средней части миниатюры. В нижнем ряду царица Елена сидит на троне и отдает распоряжения о поисках Креста. Заключительная сцена – обретение в Иерусалиме Животворящего Древа Господня.

Киевская псалтирь. 1397.

Ил.6. Воздвижение. Миниатюра из Киевской псалтири. 1397 г. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.

Однако поначалу в основу композиции Воздвижения легла не историческая сцена со свт. Макарием и царицей Еленой в Иерусалиме. На миниатюрах Псалтирей, синаксарей, лекционариев XI-XIV веков изображается чин воздвижения Креста в соборе Св. Софии в Константинополе. Самый ранний пример – миниатюра X в. из Минология византийского императора Василия II (Ил. 5). Здесь епископ стоит на высоком амвоне перед алтарем, держа в вытянутых руках Крест, с двух сторон его поддерживают клирики.

В Псалтирях сцена Воздвижения иллюстрирует 98 псалом, причем поднимающим на амвоне Крест представлен свт. Иоанн Златоуст (Ил. 6). Возможно, это связано с тем, что на 14/27 сентября приходится память этого святого, а также с тем, что он является одним из основоположников константинопольской богослужебной традиции.

Парные изображения равноапостольных Константина и Елены с Крестом

Мартириевская паперть Св. София Новг.

Ил.7. Свв. Константин и Елена. Фреска Мартириевой паперти в соборе Св. Софии. Новгород. XI в.

В миниатюрах, посвященных сюжету Воздвижения, встречаются, кроме того, парные изображения равноапостольных Константина и Елены с большим, в рост человека, Крестом. Величина Креста указывает на Животворящее Древо, обретенное усилиями святой царицы. О связи иконографии равноапостольных Константина и Елены с праздником Воздвижения может свидетельствовать их изображение XI в. в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде (Ил. 7). Освящение собора состоялось 13/26 сентября, в день праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, когда положено поклонение Кресту.

Парные изображения свв. равноапостольных Константина и Елены с Крестом известны с X в. (росписи церквей в Каппадокии X в., мозаика в кафоликоне греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в. (Ил. 1) и др.). Широкое распространение они получили в росписях XII-XIV вв., встречаются и позже (церковь Панагии Форвиотиссы на Кипре XII в.; сербские монастыри Милешево XIII в., Грачаница XIV в., Высокие Дечаны XIV в., Пива XVI в.; храм Светицховели в Грузии XVII в. и др.). Парные изображения свв. Константина и Елены можно увидеть также на иконах, часто они встречаются на ставротеках, где вложенный в ковчег крест содержит частицы Животворящего Древа Господня и другие святыни.

Развитие иконографии в XV-XVII веках

ц. Успения. Грачаница. 1321

Ил.8. Воздвижение Честнаго Креста. Фреска церкви Успения. Мон. Грачаница, Сербия. Около 1320 г.

В палеологовскую эпоху (XIV – первая половина XV в.) оба варианта иконографии – Воздвижение Креста и парное изображение свв. Константина и Елены – объединяются в один сюжет. В Византии император являлся сакральной фигурой и наряду с патриархом участвовал в церковных службах. Так, обряд воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе с участием императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» еще в середине X в. Но изображения императора в этой сцене появляются только в XIV в. В настенном минологии церкви Успения в монастыре Грачаница (Косово и Метохия, Сербия, около 1320г.) под 14 сентября на высоком ступенчатом амвоне изображен святитель с Крестом в руках. Справа от амвона стоит император с Крестом на длинном древке, за ним – певцы в остроконечных шапках и люди (Ил. 8). У святителя длинная борода, что отличает его от св. Иоанна Златоуста и позволяет отождествить с епископом Макарием – участником обретения Креста в Иерусалиме.

В русских иконах XV-XVI вв. эта иконография получает дальнейшее развитие. На двусторонней иконе-таблетке конца XV в. из новгородского собора Св. Софии (Ил.9) мы видим многолюдную сцену на фоне одноглавого храма – подразумевается Св. София Константинопольская. Храм показан как бы в разрезе, то есть действие происходит внутри, идет торжественная служба. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой выносным восьмиконечным Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы. Справа под киворием – царь и царица, впереди – певцы в длинных шапках. Это самое раннее изображение подобного извода, позже оно повторяется на многих иконах (двусторонняя новгородская «Богоматерь Воплощение – Воздвижение Креста» XVI в. из Государственного исторического музея; икона первой половины XVI в. из Сергиева Посада; новгородская икона середины XVI в. из собрания Эрмитажа и др.).

Икона 15 в. Новгород

Ил.9. Воздвижение Креста. Икона-таблетка из серии лицевых святцев. Софийский собор Новгорода. XV в.

Другой вариант той же иконографии представлен на иконе, где царь и царица стоят по сторонам от Патриарха. Он развился под влиянием парных изображений свв. равноапостольных Константина и Елены (икона мастера Оружейной палаты 1690 года; вологодская икона 1771 года из праздничного чина церкви Иоанна Предтечи в Рощенье (Ил. 10); тверская икона конца XVIII в. из церкви Иоанна Предтечи села Селезниха и др.). Крест в этом случае обычно очень большой, «в меру и подобие» Креста Христова.

Вологод. икона. 1771

Ил.10. Воздвижение Креста. Икона из праздничного чина церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Вологда. 1771 г. Вологодский краеведческий музей.

В XVI-XVII вв. на иконах появляются дополнительные сюжеты: сон императора Константина; небесное знамение Креста; обретение Креста царицей Еленой; чудо воскрешения или исцеления (двухрядная икона из музея Сергиева Посада XVI в. (Ил. 3); ярославская икона круга Гурия Никитина 1681 года и др). Чудо воскрешения мертвеца на иконах Воздвижения изображается по-разному. Иногда можно увидеть не воскресшего покойника, но старца или женщину в тяжелой болезни, исцеленных прикосновением к Кресту. В любом случае это свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом.

Все русские иконы праздника делают нас свидетелями и участниками чина Воздвижения Креста. Этот совершенный почти 1700 лет назад чин, когда Патриарх на площади при стечении множества народа трижды поднял обретенный Крест, «составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде… Епископ или старший священник… выносит крест из алтаря, становится посередине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз, медленно совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения».

Чин Воздвижения Креста включает и троекратное поклонение Животворящему Древу. В поздней русской иконографии также появляется этот мотив. Мы видим припадающих – поклоняющихся Кресту на иконе 1681 г. из круга Гурия Никитина, на иконе палехского мастера нач. XVIII в., на иконе из церкви в Рощенье (Ил. 10) и многих других.

Крест – основа мироздания

Кресту Христову поклоняется и славит его весь видимый и невидимый мир: ангелы, архангелы, серафимы и херувимы (Ил. 11). Ибо, по словам иконописца-богослова инока Григория (Круга), «Воздвижение Креста не есть только праздник обретения Креста, но, по существу, полное и совершенное прославление Креста как спасительного знамени Церкви. И не только видимого Креста, но Креста как силы Божией, содержащей мир. Можно сказать, что Крест утверждает самую основу сотворенного мира.

Новгород. втор. пол. 12

Ил.11. Поклонение Кресту (оборот иконы «Спас Нерукотворный»). Новгород.
2-я половина XII в. Гос. Третьяковская галерея.

В самом творении мира легла множественность, сведенная воедино, благословенная печать Креста определяет бытие от самого создания. В начале Бог сотворил небо и землю, видимый мир и невидимый. Мир ангельских чиноначалий, мир осязаемый, телесный, и мир животный, не имеющий духовной, присущей Ангелам природы. И последним, как бы завершительным творением Божиим человека, сочетается духовная природа, сродная ангельскому миру, и природа душевно-животная, подобающая всей животной твари. И здесь можно усмотреть все ту же благодатную печать Креста…

И Крест, благословение и основа мироздания, был как бы обесславлен и обесчещен грехом, грехопадением человека, породившим распад этого высокого крестного единства вселенной. Человеческое падение стало источником вражды, смерти, распада. И Крест был избран Спасителем как орудие искупления распадающегося грехом мира… как собрание воедино мира, поврежденного грехом. Спаситель простер руки на Кресте, чтобы спасти погибшее, собрать расточенное. Крест… вновь избранный Христом во спасение мира становится знамением победы над смертью и венчает Церковь славой на небе и на земле».

Литература

Битбунов, Г.С. Воздвижение Креста Господня. // Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – Изд. 3-е. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня / М. Желтов, диакон, Н.В. Квливидзе, А.А Лукашевич. // Православная энциклопедия. Т. 9. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 160-171.

Григорий (Круг), инок. Всемирное Воздвижение Креста Господня. // Мысли об иконе. – СПб: Директ-Медиа, 2002.

Губарева О. В., Липатова С. Н. Воздвижение Креста Господня. – СПб.: Метропресс, 2014.

Митрополит Иларион (Алфеев). Проповедь на Воздвижение Честного и Животворящего Креста. 27.09.2013 https://mospat.ru/ru/2013/09/27/news91663/

Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. – Киев, 2004.

Шалина И. А. Иконография Воздвижения Креста в новгородском искусстве и ее византийские истоки // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 1. – Великий Новгород, 2005. – С.76–123.

Успенский Н. Д. Чин воздвижения Креста: историко-литургический очерк //Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. – М., 2007. Т. 3.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
905
все новости
В начало страницыВ начало страницы