+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ: ВЕРУЮ ЕМУ КАК ЦАРЮ И БОГУ

Татьяна Колодяжная
Дата публикации: 08.04.2017

Мне предложили ответить на вопрос: зачем нам в праздник воспоминания Входа Господня в Иерусалим нужны вербы. Для тех, кто не в курсе, объясняю: вербы, они же вайи – суть пальмовые ветви, которыми народ встречал входящего в Иерусалим Христа. Так подобает народу встречать своего Царя. Если сравнить это с современной инаугурацией или коронацией главы государства, то церемония выглядит богаче, да и участвующий народ сам получает какие-то подарки или сувениры.

Вербное воскресенье

Но здесь народ сам нес Спасителю в дар пальмовые листья, таким образом поддерживая, провозглашая Его Царем (напрашиваются слова «голосуя за Него» — так оно и есть). В Иерусалиме найти пальму несложно. Сегодня верующие все также могут встретить Христа в этот день — но уже на праздничной литургии. С теми же пальмовыми ветвями в руках. Но не напрасно обычай этот был мудро трансформирован Русской Православной Церковью в нынешний обряд освящения верб, которых можно было надрать в ближайшем овраге, а вовсе не копить на нее деньги целый год и не покупать в лавке купца как экзотический кумкват (прим. ред. — экзотическая разновидность апельсина). На выходе получалась святыня, доступная каждому, но в то же время для своего приготовления требующая хотя бы минимального усилия. Правда в ХХI веке ситуация изменилась диаметрально: пожалуйста, не ломайте веток сами хотя бы в пределах города. В Че и так мало верб! Проще получить веточку в храме, а букеты можно приобрести на рынке, поддерживая тем самым продающих их старушек.

Вербное воскресенье

Большинство читателей понимает все это прекрасно и без меня. Даже те, кто не то что воцерковлен, а хотя бы прочел одно из Евангелий. Если вы пока не читали Евангелия, то вам не понять дальнейшей логики: почему так важно было Иисусу Христу войти в Иерусалим как Царю, и с какими событиями Страстной седмицы это контрастировало. Народ не понимал царства «не от мира сего», он жаждал земного величия здесь и сейчас. А таким в то время обладал только Римский император. Вот и вопила толпа: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин.19:15). А на Голгофе, на Кресте Спасителя было написано: «Иисус Назарянин. Царь Иудейский». Так что Вербное воскресение было неотъемлемой частью на пути к спасению человечества. Но Евангелие расскажет об этом гораздо лучше меня. Не пожалейте часа, откройте и прочтите хотя бы последние несколько глав.

Что тут добавишь? Некоторые батюшки в проповедях пользуются известным приемом, которому вероятно обучают в семинариях на уроках гомилетики. «Мы должны не ветви пальмовые принести Спасителю, а наши добрые дела». Это безусловно благо, но сам я так сказать не могу, иначе мне придется самому на следующей за Вербным воскресеньем неделе впереди всех бежать и добрые дела делать.
А Страстная седмица устроена иначе. Первые два с половиной дня человек на работе и дома в спешке заканчивает все мирские дела. Вечером в среду в храм, готовиться к Причастию. Потом Великий Четверг – воспоминание Тайной Вечери, в которой стремится поучаствовать каждый христианин. Затем Чин 12 евангелий, за ним на утро Царские часы, Вынос Плащаницы, Погребение Плащаницы. Икры ног уже не выдерживают напряжения, голова гудит, прыгают перед глазами церковнославянские буквы. А для самых стойких с утра долгая литургия Великой Субботы. Потом что? Потом святить куличи и прочие снеди. А там уж скоро в храм на ночную службу.

Страстная неделя на то нам и дана, чтобы мы побыли с Господом, разделяя в меру сил, сочувствуя Его страданиям. Как апостол Иоанн, стоящий у креста, а вовсе не как апостол Петр, трижды отрекшийся от Учителя в первосвященническом дворе и не как юноша, убежавший от страха по улице нагим, и оставивший в руках стражников одеяло. Конечно, если кому-то от нас срочно требуется помощь, совесть не позволит в ней отказать. Но вспомним и слова Спасителя: Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете (Мк. 14:7)… Уже позднее, на Светлой седмице, гости, посещение больных, нуждающихся – это святое дело. Но не раньше.

Ну а для чего же православному человеку нужны вербы? Ветки с «пушистиками» да с зелеными листочками на подоконнике – символ приближающейся Пасхи, символ весны и обновления, вещественное выражение нашей надежды на то, что мы может быть доживем до очередного Святого дня, а, может быть, даст Бог, проживем еще год.

Вербное воскресенье

Правда весь год ветки стоять не будут, к началу лета облетят. Хозяева их уберут за иконы в красном углу, и потом будут мучиться головной болью, куда девать «использованную святыню». Сжечь и пепел выбросить в реку – слишком сложно. В «сжигалке» при храмах наплыву народа тоже не рады. Поэтому лично я приношу для освящения лишь маленькую веточку. Иногда случается, что я забываю и ее, просто так подходя в Неделю ваий ко кресту.

Недавно мне довелось стать восприемником для младенца при таинстве Крещения. Одна из обязанностей крестного – произносить за малыша крещальные обеты. Есть такой: «Верую Ему [Христу] как Царю и Богу». По-моему лучше чем этой фразой смысл Вербного воскресения не выразить.

Остап Давыдов

Фото Тамары Кондаковой

P.S. Приглашаем вас посетить праздничные богослужения. Всенощное бдение Вербного воскресенья в большинстве храмов Челябинской епархии назначено на 17.00 08.04.2017. А праздничная литургия состоится в утренние часы 09.04.2017.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
248
все новости
В начало страницыВ начало страницы