+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение.

Ирина Высоковская
Дата публикации: 23.04.2016

Вход Господень в Иерусалим — один из самых радостных двунадесятых праздников церковного года. В богослужебных книгах он называется Неделей цветоносия, или Неделей ваий (пальмовых ветвей); в русской традиции он получил название «Вербного воскресенья», поскольку пальмовые ветви на Руси заменяются вербой. За литургией в этот день читаются слова апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп 4:4). В богослужебных текстах многократно повторяется еврейское слово «осанна» (хвала), которое звучало из уст народа еврейского, когда Иисус, сидя на молодом осле, въезжал в городские ворота. Христос прославляется как кроткий Царь, пришедший спасти новый Израиль — Церковь Божию. Иудеи не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном Престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно десь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк 17:20-21). Царство Божие приходит не «приметным образом», но таинственно и тихо и наполняет собою сердце человека.
Христос приходит к каждому христианину с той же кротостью и смирением, с какими Он вошел в Иерусалим. Он покоряет людей не силой и могуществом, но смирением и любовью, и люди выходят навстречу Ему с зажженными свечами и ветвями вербы, символизирующими пальмовые ветви. И в этой встрече людей с Господом — величайшая победа, которая когда-либо была одержана.

Вход Господень в Иерусалим

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА

О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Давая уверенность во всеобщем воскресении накануне Твоих страданий, Ты воскресил Лазаря, о Христос Бог. Поэтому и мы, как дети, держа в руках знаки победы, воспеваем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Грядуший во имя Господне.

Хор Сретенского монастыря

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим. Икона. Вторая четверть XV в

Вход Господень в Иерусалим

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие наши! Други мои! Ныне царственное торжество отмечает Церковь — Вход Господень в Иерусалим. Христос за три года Своего служения много раз молился и проповедовал в этом граде. Смиренно, в тихости исходил его Своими пречистыми стопами. Но теперь Сам Он для торжественного шествия избрал главную дорогу, ведущую из Вифании в Иерусалим через Золотые врата к храму.

Он шел в Иерусалим как Победитель, как Царь Славы. Воссев на жребяти ослем, в сопровождении много численной толпы, по мере приближения к Иерусали му все более разрастающейся, под ликующие крики: осанна! Благословен Грядый во имя Господне! осашш в вышних! (Мф. 21, 9) шествовал наш Спаситель к храму Божию. «Осанна» -значит «спаси, даруй спасение». Этим словом иудеи выражали особую радость. Пальмовые ветви и одежды устилали путь Христа.

Народ в восторге встречал и сопровождал Того, Кто вернул от смерти к жизни четверодневного мертвеца. Весть об этом невероятном событии с молниеносной быстротой облетела Иерусалим и всколыхнула сердца и умы всех собравшихся там на праздник пасхи. Ошеломляющим, неслыханным чудом было воскрешение Лазаря. И как своего царя встречал народ Победителя смерти с ветвями и криками «осанна». Великий град гудел в ожидании чего-то еще более великого. Но вряд ли кто из участников этой торжественной встречи понимал глубину всего происходящего, знал, что присутствует при великом, судьбоносном начале победного шествия Господа Иисуса Христа на освобождение не одного только человека, но всего рода человеческого от исконных его врагов: греха, смерти и диавола.

Этот торжественный день, только один день радостного ликования — благословен Царь, грядущий во имя Господне! — отделял Христа от крестного пути и неистовых воплей той же толпы: распни Его, распни! Завтра, уже завтра начнется скорбное шествие Сына Божия и Сына Человеческого к всеславному празднику праздников — Светлому Воскресению. И этот путь Его, вопреки ожиданиям и чаяниям всех — и учеников, и всего израильского народа, — пройдет сквозь страдания и мученичество к смерти крестной.

Великим знамением Божественной силы предварил Господь начало Своего искупительного подвига. Воскрешением Лазаря, как неоспоримым свидетельством Своего Божества, последний раз воочию Господь открыл Своим современникам-иудеям, что Он есть источник жизни. На глазах многих людей по Его самовластному слову: «Лазарь, гряди вон» смердящий покойник восстал из мертвых. Последний раз делом являются соплеменникам слова Господни: аще Мне не веруете, делом Моим веруйте (Ин. 10, 38). И все это для того, чтобы поняли они, что грядущие Его страдания, муки и смерть — это вольная жертва во искупление грехов всего рода человеческого — во спасение мира.

Дорогие мои, обратим свое внимание на великое действие Промысла Божия, в котором никогда и ни в чем не бывает случайности. Не нарушил Бог закона Своего и теперь. Христос как Агнец Нового Завета является на подвиг Свой в преддверии иудейской пасхи, и ветхозаветная пасха должна уступить место новому пасхальному агнцу. Агнец Божий предстоял пред великой борьбой с врагом Божиим, идя на брань с князем мира сего, творящим мировую трагедию человечества, чтобы отвоевать для Царства Небесного землю.

И в этот день, когда простой народ ликовал пред великой силой Божия чуда, вожди израильские в своем упорном богоборческом настроении, сознательно отметая заключенный с Богом завет, попирая все святое, дошли до последнего падения.

Стихийное торжество встречи Господа в Иерусалиме, Его победное шествие только ускорили решение участи Христа. И, преступая чрез заключенный с Богом завет, первосвященник Иерусалимский все же подолгу своего служения бессознательно изрек пророческие слова: да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет. Приговор вражды Победителю смерти и самому Источнику жизни и воскресения был: да распят будет.

Вход в Иерусалим.

Вход в Иерусалим. Новгород. Конец XV — начало XVI вв.

А Христос часть пути к Иерусалиму проследовал на молодом осле и лишь в конце пути пересел на ослицу. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, это тоже было не случайно, но Господь пророчески предсказал, что первыми войдут в Его Царство язычники и что только в конце веков Израиль покается, чтобы послужить Спасителю Своему, так долго продлится ожесточение Его родного народа. Дикий осленок, на которого еще никто из людей не садился, — это прообраз язычников, а ослица — иудеев.

В момент, когда Спаситель приблизился к Иерусалиму и пред взором Его открылась панорама города, Он приостановил шествие и заплакал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! (Лк. 19, 42). Всеведущий Сын Божий за общим ликованием зрел завтрашний день великого города и его народа, Свой Голгофский Крест, и скорбью исполнилось Его любящее сердце.

Последний раз Господь вошел в храм Иерусалимский, который мало походил на дом Божий, но больше на шумное торжище. Множество торговцев жертвенным скотом и голубями, меновщики денег — все шумело и кипело страстями и всяческой неправдой. И на весь мир прозвучал тогда голос Христа Спасителя о храме Божием и грозное предупреждение всем, забывающим о великой истине его назначения: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21,13). Господь Своей Божественной властной рукой изгнал все недостойное храма Божия и исцелил в нем многих слепых, хромых, самим делом подтверждая этот завет. Храм Божий — Небо на земле -дарован людям на все времена как дом молитвы и лечебница душевных и телесных немощей человеческих.

И нам, дорогие мои, надо свято хранить память об этом Божием завете. И тогда, в Иерусалимском храме, чуткие к чистой сердечной радости дети сопутствовали Христу благодарственными восторженными восклицаниями: осанна Сыну Давидову! Осанна в вышних! Книжников, попытавшихся запретить детям славословия, Сам Господь остановил такими словами: да! разве вы никогда не читали: из уст младенец и ссущих (грудных детей) совершил ecu хвалу? Так, не сознавая того, впервые дети и благочестивые иерусалимские паломники наполняли ветхозаветное предпразднство пасхи новозаветным содержанием, прославляя Искупителя, грядущего на подвиг за спасение мира. Люди шли на зов своих сердец, и их устами говорило все человечество, от Адама до верующих людей последнего поколения на земле.

Позднее в свете Воскресения Христова открылось великое значение той иерусалимской «осанны». Радостные возгласы при входе Господнем в Иерусалим соединились с непрестанным возглашением ангелов на небесах, поющих, вопиющих, взывающих и глаголющих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Осанна в вышних! Эта первая земная «осанна» явилась отблеском вечной «осанны» небесной. И хотя торжество любви скоро, очень скоро сменилось злобой и ожесточенной ненавистью предательства, когда общим смятением и страхом были подавлены и развеяны и преданность, и вера, эта первая громкая земная «осанна» не только не забыта, она не умерла, а осталась с тех пор на земле неумолкающей, непрерывно продолжаясь во Вселенской Святой Церкви Христовой. Осанна Входа Господня разнеслась из Иерусалима по всему миру, всюду, где есть храмы христианские. Праздник Ваий — Вербное воскресенье — есть тому живой и громкий свидетель.

Многое меняется в жизни, рушатся мировые устои, волны гонений поднимаются на веру и Церковь, но из года в год непрерывно будет повторяться благодарными верующими эта встреча Господа, грядущего на вольные крестные страдания за спасение этого мира. И пение «осанна!» возносится не только в этот праздник, но и ежедневно при совершении Божественной литургии. Во время приношения Евхаристии при чтении тайных совершительных молитв Тела и Крови Христовых Церковь вслед за ангелами воспевает: осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! осанна в вышних! И мы, чада Святой Церкви, подобно древнему Израилю, но уже осознанно встречаем и прославляем Господа в преддверии Его страстей с вербами и возжженными свечами в руках, веруя Его обетованиям о воскресении в последний день мира всех живших на земле.

Верба, первая очнувшаяся у нас от зимнего сна, явственно, подобно Божественному Писанию, проповедует о воскресении мертвых, что впереди весна жизни, что все скованное морозом оживет и покроется листьями, украсится цветами. Природа благовествует ежегодно возрождение жизни, преобразуя своими таинственными действиями дела Божий, дивные, великие, непостижимые. Через неделю мы с замиранием сердца будем ожидать радостного возгласа о Воскресении Христовом, о победе над смертью, несущей и всем нам весть о будущем нашем воскресении из мертвых. Так пусть в нынешний праздник Ваий вдохновенно, с крепкой верой звучит и в наших сердцах евангельский и ангельский возглас: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! осанна в вышних! А наши святые чувства и мысли, дарованные нам этим праздником, пусть не окажутся минутными и преходящими, не развеются от суеты мирской или от смятений нашего лукавого времени.

Грядут дни Страстной седмицы, не отойдем же, дорогие мои, от нашего Спасителя все эти дни. Последуем за Ним сердцем своим и мыслью на Божественные службы и будем соучастниками Голгофского подвига, ради нас свершенного Спасителем. И тогда в день Воскресения Христова сподобит и нас Господь высшей радости — всей душой, от полноты сердец петь и возглашать победную песнь о Воскресении Спасителя мира.

Аминь.

Из книги: Архимандрит Иоанн Крестьянкин «Проповеди Великого поста» — М. : Правило веры, 2013.- 328с.

Преображение. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Крест

Преображение. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Крест. Икона. Синай. Монастырь св.Екатерины. XIIIв.

Вход Господень в Иерусалим — единственный Господский праздник, имеющий два тропаря. Один тропарь праздника — общий с Лазаревой субботой («Общее воскресение…»)

Ин тропарь праздника

Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш, безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся Воскресе́нием Твои́м, и воспева́юще зове́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Кондак праздника

На престо́ле на Небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти: благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти.
На небе на Престоле, на земле на молодом осле носимый, Христос Бог, Ты принял хвалу от Ангелов и песнь от детей, взывающих к Тебе: благословен грядущий спасти Адама.
Икос: Поне́же а́да связа́л еси́ Безсме́ртне, и смерть умертви́л еси́, и мир воскреси́л еси́, с ва́иами младе́нцы восхваля́ху Тя, Христе́, я́ко победи́теля, зову́ще Ти днесь: оса́нна Сы́ну Дави́дову. Не ктому́ бо, рече́, закла́ни бу́дут младе́нцы, за Младе́нца Мари́ина, но за вся младе́нцы и ста́рцы, Еди́н распина́ешися. Не ктому́ на нас вмести́тся меч: Твоя́ бо ре́бра прободу́тся копие́м. Те́мже ра́дующеся глаго́лем: благослове́н гряды́й Ада́ма воззва́ти.
Поскольку Ты, Бессмертный, связал ад, умертвил смерть и воскресил мир, дети с пальмовыми ветвями восхваляли Тебя, Христос, как победителя, взывая к Тебе сегодня: «Осанна Сыну Давидову!» Ибо, говорит, младенцы более уже не будут убиваемы ради Младенца Марии, но один Ты распинаем за всех младенцев и старцев… Поэтому мы с радостью говорим: «Благословен Грядуший воззвать Адама!»

Богослужебные особенности праздника

В тропаре праздника и в богослужении Входа Господня в Иерусалим многократно упоминается воскрешение Лазаря. В литургических текстах Лазаревой субботы говорится не только о воскрешении Лазаря, но и о Входе Господнем в Иерусалим. Таким образом, оба события трактуются авторами богослужебных текстов как неразрывно связанные одно с другим, и два праздника превращаются в единый двухдневный праздник. Особенностью Лазаревой субботы является то, что на этой службе поются гимны, прославляющие воскресение Христово, в частности воскресные тропари «Ангельский собор удивися…». В день же Входа Господня в Иерусалим, приходящийся на воскресенье, напротив, все воскресные песнопения (Ангельский собор, Воскресение Христово видевше) опускаются.

Вербы

На Всенощном бдении после Евангелия «Воскресение Христово видевше…» не поется, а сразу читается  псалом 50 и совершается освящение верб. Во время чтения 50 псалма священник с диаконом совершают троекратное каждение вокруг верб. После 50 псалма священник читает молитву на благословение ваий: «Господи Боже наш…». По прочтении молитвы священник трижды окропляет вербы, говоря: «Освящаются вайя сия благодатию Пресвятаго Духа окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Молящиеся стоят с вербами и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

В утреннем Евангелии Церковь благовествует о событии царского входа Господня, предсказанного пророками, и о злобе завистливых первосвященников и книжников иудейских, которые при восклицаниях народа: осанна сыну Давидову, негодоваша (Мф. 21:1—11. 15—17)

В событии царского входа Господня в Иерусалим Церковь созерцает исполнение пророчеств о царском служении Иисуса Христа, — патриарха Иакова в первой паремии: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему и той чаяние языков (Быт. 49:1—12); пророка Софонии во второй паремии: радуйся дщи Сионова зело, воцарится Господь посреде тебе и неузриши зла ктому (3, 14—19); Захарии в третьей паремии: радуйся зело дщи Сионя, проповедуй, дщи Ерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (9, 9—14).

Чтением Апостола Церковь, сообразно древней радости апостолов и народа при входе кроткого царя в Иерусалим, внушает нам: «радуйтеся всегда о Господе: и паки реку радуйтеся. Кротость ваша разумна да будет всем человеком…» и проч. (Флп. 4:4—9). Чтением Литургийного Евангелия Церковь благовествует о вечери, уготованной в доме Лазаря для Иисуса Христа за шесть дней до Пасхи, о помазании драгоценным миром Иисуса Христа, послужившим предзнаменованием погребения Его, и входе Господа на другой день после вечери в Иерусалим, при этом народ встретил Господа, как царя, потому что Он воскресил Лазаря (Ин. 12:1—18).

На Литургии, которая ради дванадесятого праздника Ваий бывает — св. Иоанна Златоуста, взывая нас к духовному сретению Господа, Церковь внушает нам принести Христу Богу вместо ваий — милостыню; в молитве сердечной вопиять — осанна; взять ветви добродетелей и принять Христа в дом души, как в Иерусалим. На трапезе разрешается рыба.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
576
все новости
В начало страницыВ начало страницы