+7 (351) 778-65-73

+7 922-739-99-93

регистратура



г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Вход Господень в Иерусалим: Благословен грядый Адама воззвати

Татьяна Соболева
Дата публикации: 31.03.2018

Завершилась святая Четыредесятница, и праздник Входа Господня в Иерусалим вместе с предваряющей его Лазаревой субботой – те врата, через которые мы вступаем в «Пасху страдания», Страстную седмицу.

Саркофаг Юния Басса.

Вход Господень в Иерусалим. Саркофаг Юния Басса, фрагмент. 359 г. Музеи Ватикана.

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Вход Господень в Иерусалим – одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа. Торжественное прибытие в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств. Народ встречал Спасителя как царя – пальмовыми ветвями, постилая одежду под копыта осла. Поэтому великий двунадесятый переходящий [1] праздник Входа Господня в Иерусалим называют также Неделей ваий (ветвей) или Вербным воскресеньем.

Иерусалим Россанское Ев.

Вход в Иерусалим (вверху) и провозвестившие его пророки (внизу). Миниатюра сирийского Евангелия VI в. Музей Дуомо в Россано, Италия.

Начало празднования восходит, по-видимому, ко второй половине III века. От этого времени сохранилось поучение на Вход в Иерусалим епископа Патарского Мефодия (313) [2]. Святитель Епифаний Кипрский (403) говорит уже о торжествах в этот день [3]. Дело в том, что Иерусалиме в праздники «было принято проводить мобильные службы с обходом святынь» [4]. Паломница IV в. Этерия (Сильвия Аквитанка) в своих «Письмах» свидетельствует о таком шествии: «затем с вершины горы Масличной все идут пешком. И весь народ идет… с песнопениями и антифонами, припевая постоянно: «Благословен грядый во имя Господне». И все дети, сколько их есть в этих местах… держат ветви – одни пальм, другие – маслин» [5]. IV-V вв. датируются поучения на Вход в Иерусалим многих святых отцов, то есть праздник получил распространение во всех поместных церквах. В VII-IX вв. святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император Лев Философ и др. составили к нему песнопения и каноны, которые вошли в богослужебную традицию.

Празднование Входа Господня в Иерусалим основано на событии, о котором говорят все четыре евангелиста (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-10; Лк. 19, 29-40; Ин. 12, 12-19). За пять дней до иудейской Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести «из противоположной веси» молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа. На Его пути постилали одежды и срезанные с деревьев ветви, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» [6].

Вход в Иерусалим. Палатинская капелла.

Мозаика Палатинской капеллы. Палермо, Сицилия. XII в.

В земной жизни Спасителя не было более торжественного момента. Тысячи людей, прибывших в Иерусалим на праздник Пасхи, узнали, что во святой град вступает Тот, о Котором возвещал пророк: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9) [7]. В этом триумфе виделось осуществление и других ветхозаветных пророчеств. Так, когда патриарх Иаков перед смертью благословлял сыновей (12 колен Израилевых) и возвещал им грядущее, Иуде он сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы (Быт. 49, 10-11; Пс. 8, 2–3). Прибытие верхом на осле напоминало также обстоятельства помазания на царство Соломона (3 Цар. 1, 32–40), на что намекает праздничная стихира на стиховне: «На херувимех носимый, и певаемый от серафим, воссел еси на жребя Давидски, Блаже; и дети Тя воспеваху боголепно».

После невиданного со времен великих пророков чуда – воскрешения мертвого, да еще четверодневного – прибытие Господа в Иерусалим воспринималось всеми как явление мессии, истинного Царя Израиля. Это подтверждается всеобщим ликованием, возгласами и тем, что люди постилали под ноги Ему свою одежду. Обычай постилать под ноги царя одежды известен из книг Ветхого Завета. Когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, слуги поспешили, «и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!» (4 Цар. 9, 13).

Вход в Иерусалим. Кафедра Максимиана.

Резная пластина кафедры епископа Максимиана. 546-556 гг. Равенна.

В то же время символика Входа в Иерусалим исполнена внутренней противоречивости. С одной стороны, Христос вступает как Царь-триумфатор, с другой – въезжает не на коне, а на молодом осле, символе кротости, а затем добровольно отдает Себя неправедному суду синедриона, идет на позорную смерть на кресте. Вход в земной град Иерусалим стал началом крестного пути и в то же время началом пути в Град Небесный. Сам избранный Спасителем день свидетельствует об искупительной жертве. Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим приходился на десятый день месяца Нисана (Исх. 12, 3-6), когда избирался пасхальный агнец, которого закалывали в четырнадцатый день (первый день Пасхи). Следовательно, Христос как истинный Агнец, который должен был претерпеть распятие в пятницу, вошел в Иерусалим именно тогда, когда избирался прообразовательный агнец [8].

О сложной символике событий размышляет святитель Епифаний Кипрский в слове на неделю Ваий. «Для чего Христос, ходив прежде пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. Что знаменует «противоположная весь»? Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый. Кого означает ослица? Без сомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Писание, но только один Бог Слово» [9].

С началом празднования Входа в Иерусалим появляются его первые изображения. Это рельефы римских саркофагов IV в., которые имеют простую композиционную схему, но отличаются в деталях. Иногда Господь сидит на осле, как говорится в евангелиях от Марка, Луки и Иоанна, а иногда – на ослице с осленком, как сказано, в подтверждение пророчества Захарии (Зах. 9, 9), у евангелиста Матфея. Его могут встречать дети, ломающие ветви деревьев и постилающие одежды, или дети и взрослые. Он может быть юным и безбородым или средовеком [10].

В памятниках V-VII вв. видим новые детали, которые могут закрепиться в иконографии. На резной пластине оклада миланского Евангелия V в. Господь благословляет постилающих одежды. На плакетке с кафедры Максимиана (Равенна, 545-556) Он правой рукой благословляет, а в левой держит крест; одежды перед Ним постилает женщина. Возможно, это «дщерь Сиона» – символическое изображение Иерусалима. В миниатюре краснофонного сирийского Евангелия VI в., которое хранится в кафедральном соборе Россано, можно увидеть уже очень разработанную композицию. Господь, сидящий на осле, изображен почти фронтально, ногами к зрителю, в легком развороте к жителям Иерусалима, которых благословляет. Они во множестве – дети и взрослые – собрались у городских ворот с пальмовыми ветвями. Двое отроков постилают под копыта осла одежды синего и пурпурного цвета – в ознаменование двух природ Христа. Господа сопровождают двое учеников, молодой и седовласый – именно двоих Он послал за ослом. Рядом двое детей забрались на дерево и срезают ветви. Такая парность персонажей подчеркивает двойственный характер праздника, а также указывает на два Завета, которые легли в основание Христовой Церкви. Редкая иконографическая деталь – люди с пальмовыми ветвями, которые приветствуют Царя и Господа из окон здания за городской стеной.

Вход в Иерусалим. Дафни

Вход в Иерусалим. Мозаика церкви Успения в монастыре Дафни. Греция. XI в.

Подробно разбиравший иконографию Входа в Иерусалим Н.В. Покровский [11] видел в изображении детей в древних византийско-русских памятниках некоторое несоответствие текстам Евангелия. Так, ев. Матфей упоминает лишь о восклицаниях детей в храме: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали (Мф. 21, 15). О детях, ломающих ветви с деревьев и постилающих их на дороге, говорится в апокрифе – т. н. «Евангелии Никодима» [12]. Вероятно, под влиянием этого источника и стали изображать детей с вайями.

Рассказ о детях с пальмовыми ветвями попал в некоторые четьи сборники [13], в частности, в «Златую четь». В богослужебных текстах Входа Господня в Иерусалим также неоднократно упоминаются дети, встречающие Господа с вайями: «Имеяй престол небо и подножие землю, Бога Отца Слово и Сын соприсносущный на жребяти бессловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед. Темже дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев». Интересны толкования на эту тему свт. Епифания Кипрского: «Что это за постилание отроками одежд? Совлечение ветхого человека, и вместе безобразная нагота и пустота синагоги. Кто богословствующие младенцы? Без сомнения, чада верного народа Христовой Церкви. Кто их матери? Купели крещения, возраждающие верных. Что – сосцы матерей? Два завета, которые оба суть наши учители, напаяющие нас млеком духовнымь и небесным»[14].

По мере развития иконографии появляются сложные композиции с изображением торжественных процессий. Такие памятники создавались прежде всего в столице империи – Риме, где Господа Иисуса Христа стремились окружить ореолом величия и блеска, включая в христианскую иконографию элементы триумфальной тематики. По-видимому, Рим был тем местом, где этот процесс протекал наиболее интенсивно. Свое продолжение он получил в Константинополе с его разветвленным придворным церемониалом. В композиции Входа Господня в Иерусалим появляется нечто общее с античными триумфальными шествиями императоров [15].

Вход в Иерусалим. Плакетка 10 в. Константинополь

Резная плакетка слоновой кости. Константинополь. X в. Музей византийского искусства, Берлин.

К середине X века иконография праздника уже сформировалась. Важным элементом становится изображение Елеонской горы, которая часто служит фоном для выделения центрального образа, как на плакетке слоновой кости Х в. из Берлинского музея. В мозаике Палатинской капеллы в Палермо Христос на осле и апостолы за ним изображены спускающимися с горы. Художник прямо следовал тексту евангелиста Луки: «А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19, 37) [16]. Святитель Епифаний Кипрский дает свое толкование этому евангельскому образу: «Что такое сошествие Христа с горы Елеонской? Без сомнения, не что иное, как сошествие с неба к нам Бога Слова» [17].

Напротив горы, чаще справа, изображается город. Архитектура Иерусалима представлена множеством причудливых зданий за стеной с башнями. В центре обычно изображен Иерусалимский храм. С XII в. в византийской, а затем и русской иконописи в центре Иерусалима изображается ротонда с куполом, увенчанная крестом, напоминающая ротонду Воскресения в храме Гроба Господня. Таким образом, земной Иерусалим прообразует Небесный Город и Храм, в котором извечно пребывает Христос как Бог и Первосвященник [18].

Важное место отводится изображению пальмы и пальмовых ветвей – ваий. В греческой традиции праздник называется Κυριακή των Βαΐων (праздник ваий), на Руси – Цветоносной неделей или Вербным воскресеньем. Пальма – символ победы, торжества, изобилия. С пальмами в руках встречали знатных лиц, их вручали победителям. В христианской иконографии пальма становится символом мученичества и победы над смертью. В иконографии Входа в Иерусалим пальма – многозначный символ. Расположенная между горой (символом духовного совершенства) и Иерусалимом (символом Небесного Града) она указывает на райское и одновременно Крестное древо, на которое вскоре предстоит взойти Спасителю.

Икона из иконостаса Благовещ соб.

Круг Андрея Рублева. Икона из праздничного чина иконостаса. Благовещенский собор Московского Кремля. 1410-е гг. (?)

В палеологовскую эпоху появляется новая иконография. Если ранее Спаситель изображался сидящим на осле ногами к зрителю, а лицом к городу, то теперь Он чаще всего представлен в сложном ракурсе. Христос оборачивается назад, к апостолам, ноги Его не видны. Этот извод получил распространение в русском искусстве XV в. (иконы из праздничных рядов иконостаса Софийского собора в Новгороде, ок. 1341; из Благовещенского собора Московского Кремля, нач. XV в.; из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425–1427; из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря, 1497).

В иконах XV–XVI вв. присутствует одна общая особенность, созвучная богослужебным текстам. Господь, в смирении движущийся «во град Иерусалим, исполнити писание» (стихира на стиховне), показан именно тем Царем Кротким, о котором пророчествовал Захария. Вход в Иерусалим – акт Его доброй воли. За ней последует искупление людских грехов великой крестной жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь – в Небесный Град Христов. Свет общего воскресения сияет с икон Входящего во Иерусалим ради нашего спасения Господа. [19].

Святитель Николай Сербский в «Слове на Вход Господень в Иерусалим» говорит, что событие, описанное очевидцем двадцать столетий назад, кроме исторического, имеет важный духовный смысл, а значит и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.

Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.

Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа людская и его употребила для своих дурных целей.

Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.

Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества. Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог [20].

Елеонская гора

Масличная гора (Елеон) в Иерусалиме.

__________________________________________

1. Вход Господень в Иерусалим входит в пасхальный подвижный цикл праздников, отмечается всегда за неделю до Пасхи.
2. Мефодий Патарский, священномученик. Слово в неделю Ваий // Полное собрание творений. – СПб, 1905.
3. Епифаний Кипрский, святитель. Слово в Неделю Ваий. [Электронный ресурс]. Адрес: https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/slovo-v-nedelju-vaij/
4. Давидова М.Г. Программа храмовой декорации послеиконоборческого периода. [Электронный ресурс]. Адрес:https://www.portal-slovo.ru/art/44117.php
5. Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994.
6. Битбунов, Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – Изд. 3-е. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – С. 139.
7. Николай (Погребняк), епископ. Вход господень в Иерусалим: что изображено на иконе? [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusalim-chto-izobrazheno-na-ikone/
8. Амвросий Медиоланский, святитель. Слово в неделю Ваий // Вход Господень в Иерусалим: Служба в неделю Ваий. – М.: Синодальная типография, 1903. – С. 26
9. Епифаний Кипрский, святитель. Указ. соч.
10. Средовек – человек средних лет.
11. Покровский, Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 351.
12. Книга апокрифов. Неканонические Евангелия / Ред. Ю. Кулишенко – М.: Эксмо, 2007. — С. 254.
13. Сборники житий святых, изложенных в порядке церковного календаря на каждый день года, минеи-четьи (ежемесячные чтения).
14. Епифаний Кипрский, святитель. Указ. соч.
15. Лазарев, В.Н. История Византийской живописи. В 2-х т. – М.: Искусство, 1986. Т. 1 – С. 26.
16. Липатова, С.Н. Вход Господень в Иерусалим: иконография праздника. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1290.htm
17. Епифаний Кипрский, святитель. Указ. соч.
18. Липатова, С.Н. Указ. соч.
19. Николай (Погребняк), епископ. Указ. соч.
20. Николай (Велимирович), святитель. Слово на Вход Господень в Иерусалим. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.pravoslavie.ru/34660.html


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
269
все новости
В начало страницыВ начало страницы