+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Веселие вечное. Пасха.
ВЕСЕЛИЕ ВЕЧНОЕ. ПАСХА.
Главы из книги Митрополита Вениамина (Федченкова)
Только на Пасху мы бываем настоящими людьми, человек — человеком. Люди, которые редко улыбаются, теперь с ласковыми взорами и радостными приветствиями встречают друг друга: «Христос воскресе». «Воистину воскресе», — отвечают им, тоже улыбаясь. Пусть ненадолго, но все же луч любви, единства и взаимной радости озаряет нас в этот единственный день в году. Мы становимся будто одной семьей. И забываем вражду (или по крайней мере, знаем, что нужно забыть ее), как и Церковь поет нам: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением…»(Стихиры Пасхи). И дивное дело: начинаем в храме радостно целоваться во имя Христово, «христосоваться». Только на Пасху в человеке проявляется подлинная его природа — богообразная, любвеобильная, ибо Бог есть любовь, — единая для всего человечества. Человек хоть раз в году становится на время человеком в лучшем смысле этого слова, в подлинном его значении. Даже Церковь бывает Церковью больше всего на Пасху. Закон Церкви — единство рода человеческого, как цель, поставленная ему Богом при создании, а потом восстановленная Воскресением Христа. И любовь друг ко другу, этот непреложный закон единства Церкви, без коего и нет Церкви, осуществляется па Пасху.
И становится понятным, почему в этот день в Церковь спешат даже те люди, которые весь год не посещают храма: «веселие вечное» открывается и им.
Содержание:
ПАСХА
В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение». Но чаще всего — после слов «Христос воскресе» — мы слышим одно слово: «Пасха». Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю слова.
Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота — в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова. А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.
В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел» мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски “песах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха». Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.
В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? Там указывается на переведение через Чермное море. Но это уже позднейший смысл; а первоначальный — проведение мимо смерти в ночь казни первенцев.
И это событие евреи праздновали по особому обряду: закалали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта:…это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши…(Исх. 12, И, 14).
И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.
И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 26-27).
А вышло из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх. 12, 37).Так началось совершение спасения избранного народа.
Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом от власти диавольской.
КРАСОТА ОБРЯДА
Я уже говорил, что обряды имеют глубочайший смысл; это те же догматы, только прошедшие через сознание и сердце человека и выраженные в образах, формах, «обряде»…
Интересно и само слово «обряд». От слова «ряд», порядок, чин, строй, стройность, гармония, красота, украшение. Сущность слова «обряд» заключается в красивой форме… Непременно красивой, соответствующей сущности дела. Во всяком обряде выражается свой смысл, своя идея… И люди обычно улавливают суть идеи и, воплотивши ее в обряде, живут им больше, чем мыслями, знанием. Образ, воображение, картина действуют на сердце скорее и прямее, чем слово, мысли… А так называемые «отвлеченные» знания есть лишь именно «отвлеченные», то есть оторванные от предметов, образов, живой жизни понятия. Слова, знания суть сокращенные значки, условные «знамена» сердечных переживаний. Поэтому-то люди, не зная, например, богослужебных стихир, канонов, живут, однако, праздниками — ибо суть они схватывают сердцем, а нередко и воображают ее в уме, а затем, если можно, выражают и в форме, обряде…
Поэтому-то очень важно хранить обряды: храмы, иконы, чины, уставы, кресты, посты, звон, облачения и так далее. И где обряды хранятся, там еще есть корень; пропали обряды, пропадает и вера…
Если мы теперь сами себя спросим, какой самый выдающийся и характерный, сильный обряд на Пасху, то я думаю, без всякого затруднения нужно сказать: пасхальное, взаимное, радостное живое приветствие «Христос воскресе!» И троекратное целование. И дарение красных яичек.
Первое повторяется всю Пасхальную утреню и продолжается до Отдания; а второе и третье начинается с конца утрени, а кончается тоже на Отдание.
Батюшка ходит по церкви, кадит и громко говорит: «Христос воскресе!» Христос воскресе!» … Радостно кричат в ответ: «Воистину воскресе!»… А потом — поцелуй… И притом (в России) без различи» пола (кроме монахов). Теперь вдумаемся: что это значит?
Люди в двух словах, буквально в двух, передают радостную весть. «Знаете? Христос воскрес! Послушайте-ка: Христос воскрес!» Так люди поступают лишь в радости, когда не молчится. И эта pадость так наполняет души, что люди от радости обнимаются и целуются. Почему вообще люди это делают? Радость уничтожает между людьми преграды эгоизма, холодность отчужденности («чужие» кланяются, свои — целуются), — и теперь все делаются своими… Родными…
Восстанавливается древнее, райское единство, к которому был предназначен род человеческий… Это отсвет и будущего райского блаженного всеединства. Люди в радостной любви «сливаются». Отсюда — и объятия, и поцелуи. Поэтому и первые христиане целовались: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами Апостол постоянно пишет: «целуют вас» такие-то,! «целуйте» таких-то… В раннем христианстве радость близости была особенно сильна. Жили все «в веселии и простоте сердца», говорит Дееписатель (Деян. 2,46), — «хваля Бога и находясь в любви у всего народа». Была «пасхальная заря» христианства.
Значит на Пасху почувствовали величайший смысл Воскресения Христа Господа: восстановление райского блаженного единства людей между собой через Господа. И конечно, еще прежде — именно с Самим Господом… И все это чрезвычайно радостно. Но только на Пасху это совершилось не с нами еще, а с нашим Родоначальником, Христом Господом.
«ВЕСЕЛАЯ БЛАГОДАТЬ»
Не правда ли, странное, непривычное словосочетание? Я и сам удивился. А между тем я встретил это в церковных песнях.
В среду второй седмицы (Фоминой) на вечерне поется так: «Пасха—настоящий праздник… Пасха — всякую скорбь отьемлющая от среды (от обстановки, из жизни). Пасха — веселую благодать дающая учеником»(стихира на Господи воззвах). Замечательные слова! Их хочется еще раз повторить с радостным волнением: «Веселая благодать».
И действительно, во всех чинах (начиная с христосования), чувствуется именно эта радость, эта «веселая благодать»… Радуется, ликует душа. И это не просто «от нас» и даже не от «богослужения», не от стихир, а — от Бога. Это — благодать, Божий дар на Пасху… Наоборот, все прочее, все «обряды» — суть лишь выражение этой «веселой благодати».
Люди, значит, совершенно верно схватили праздничную пасхальную суть — радость… И радуются…
И радуются так, как никогда во весь год. Это чрезмерная радость. Единственная. И именно она выражается в разных других формах, помимо xpистосования.
БЕЛЫЕ АНГЕЛЫ
Еще в субботу, как мы знаем, на Литургии после Апостола вдруг неожиданно переоблачаются батюшки из черных облачений в белые, подобные ангельским, а также и покровы всюду заменяются белыми же… Свет воссиял «от блистающего Христа» Воскресшаго… И «все озарил блистанием Воскресения». Отверзаются двери — и батюшки радостно-смущенно появляются во всем белом… А подготовлено-то было все это раньше. Только «корочка» держалась лишь. Скорлупа. Ибо Христос-то не умер, а в то время был во аде с душею, потом и раю с разбойником…
И к Пасхе люди одеваются в белое. Это тоже ангельский цвет. Цвет «света». И невесту одевают в белое, как в одежду радости общения с Женихом -«Светом».
Но собственно на Пасху полагается одевать красное. И самые слова-то — «Пасха красная», яичко красное, «красуйся, ликуй» — говорят о «красоте» красного, прекрасного. Почему? Красное, огненное -символ рая. «Бог есть огнь». «Аз есмь свет»… Но свет не безжизненный, а полный величайшего напряжения силы: око не видело и ухо не слышало (2 Кор., 2). Заря красная. Красное возбуждает, веселит!
Поэтому, если у интеллигенции и аристократов принят белый цвет, то у народа, наоборот, все красное, яркое: кумач, красные шелковые платки… Ну, и облачения — алые… Цвет «пекла» ада, — угашенный (удушенный) алый, Божий цвет… И знаете, я люблю алый цвет: мне нравится алый переплет на книгах, воскресные красные ризы, прекрасная заря… Рай — на картине Нестерова (если не спутал с Васнецовым: видел я в Москве на выставке) рисуется в радующих розовых цветах, близких к красному… И на иконах Воскресения Христос рисуется в белой одежде — Свет миру, Огнь, обожествленная природа человеческая, проявившаяся еще на Фаворе, во время Преображения, —но кругом радужные цвета… Общий тон — под красное.
«ВЕСЕЛЫМИ НОГАМИ»
Если мы теперь возвратимся к службе, то сразу обратим внимание на самое начало пасхальной службы… Двинулись. Пошли. Идут крестным ходом. Разве это не странно? Что это такое? Когда человек и радости, ему «не стоится». В нем сильно бьется жизнь и требует исхода. И потому сразу же, запев в алтаре «Воскресение Твое, Христе Спасе», — начинают «двигаться».
Невольно приходит на память: «Богоотец… Давиид пред сенным ковчегом скакаше играя» (третий тропарь канона на Пасху, на четвертой песни). Это есть выражение радости. Так самими «веселыми ногами» (тропарь пятой песни) не только воскресшие, но и мы, живые, «хвалим Пасху вечную». Впрочем, в начале крестного хода идут еще медленно, точно прислушиваясь к долетающей радости. Она спускается лишь… Знаете, как дождь в грозу: уже слышим шум вверху, а внизу все совершенно затихло. Ждет. И ласточки замерли. И вдруг капля, другая, чаще, чаще. И шум уже вокруг нас… Так и на Пасху. Вышли. Стали пред дверями храма. Воцаряется необычайнейшая, единственная торжественная тишина. Это совсем не субботняя тишина «покоя». Это — «звучащая тишина». Напряженное временное затишье. Покадили, Слышны погремушки кадила. И вдруг — первая капля, самая крупная:
«Слава Святей… Троице».
Вы чувствуете, что у вас все задрожало в душе, Все жилочки затрепетали. Я и сейчас, когда писал эти строки, дрожал даже…
И запели: «Христос воскресе…»
Медленно, негромко. Певчие подхватили. Чаще поют. Затем припевы, пророчества из Ветхого Завета, а за ними быстро, быстро «Христос воскресе» скорым напевом, веселым, скачущим. И все сильней, сильней….Остановились чуть…
Потом батюшка протяжно поет половину тропаря. Певчие подхватывают и врываются с пением в храм… Теснятся. Давка. Места нет, где «яблочку упасть».
А в храме уже все свечи, люстры, подсвечники, ломпады горят «во всю». Радуется Церковь. Самые стены радуются. Тварь радуется. Огни мерцают не как всегда, а весело. И затем это же «веселое» движение продолжается всю службу: батюшки по очереди должны ходить по церкви на каждой песни с каждением и громко радостно приветствовать людей: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» Толкаются. Теснота. Едва продираются. Люди откатываются и накатываются волной. Все это возбуждает и поднимает. Улыбаются батюшке. Смотрят во все глаза. Конечно, непременно каждый хочет сказать, что именно он-то и отвечает батюшке: да, Христос воскрес! А батюшка уже быстро ушел дальше. И там — волной заходило. Потом снова на место. Теснятся. Улыбаются. Где уж тут до слушания поемого! В душе и без того играет. Дрожит она радостно, как натянутая струна! Только и слышишь громовые ответы: «Воистину воскресе!»
А не успели обойти раз, — глядь, уже опять идут. И опять радостное движение и клики! И так вот всю службу утреню, — до христосования.
И постепенно эта радость нарастает, нарастает… И конце концов (по Уставу) «делается целование».
Пасха — праздник «веселой благодати», радостного движения. В будущей жизни будет необычайное ликование, чрезвычайная насыщенность, жизненность, «блаженная» ликующая жизнь всею полнотою существа… Пасха — только намек; а «истее», подлиннее, по-настоящему мы лишь просим «подать нам … причащатися в невечернем дни Царствия Христова» (9 песнь канона). Да и самые-то слова «Царствия Христова приобщимся»…Говорится о самом блестящем, полном, величественном, что только мыслимо на земле.
ОТЧЕГО РАДОСТЬ?
«Пасха! Господня Пасха!.. Праздников праздник и торжество торжеств! Столько превосходит все торжества,— не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, — сколько солнце превосходит звезды?- (Григорий Богослов).
Вот уже прошло почти две тысячи лет, а мы с вами радуемся, как и мироносицы Христовы, услышавшие от Него Самого по воскресении: радуйтеся! Как и апостолы, которые, увидев среди себя Воскресшего, от радости еще не веровали и дивились, так что Христос потребовал от них какой-либо пищи: они дали ему печеной рыбы и сотового меда, и Он взял и ел пред ними во уверение Своего воскресения. Как радовались и первохристиане, и современники святого Григория Богослова, которому принадлежат песнопения и мысли на Пасху, из коих составлена служба на утреню славным Дамаскиным. И теперь радуемся мы,—как никогда во весь год! Отчего же эта радость?
Веруем, что тайна ее заключаемся в том, что и ныне, как две тысячи лет назад, Господь Иисус Христос таинственно, но истинно является душам нашим в этот светлый день Свой, как являлся и в первые разы по воскресении близким ученикам и верующим мироносицам; а однажды явился более чем пятистам верующих в одно время, из коих, пишет апостол Павел к коринфянам, большая часть доныне (около 58-го года) в живых, а некоторые и почили(умерли) (1 Кор. 15, 6)! И от этого явления радуется сердце христиан: думаем ли мы или не думаем; понимаем ли смысл воскресения или даже не задумываемся над этим. Благодать праздника все равно утешает, радует, возносит дух наш.
Так учат святые отцы, которые называют праздники наши не просто лишь воспоминаниями прошлых событий, а «таинствами», то есть благодатными действиями, повторяющимися ежегодно над нами… Вот откуда — источник нашей радости и торжества. Так поет и Церковь на Пасху в каноне: «О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайщаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти, До скончания века Христе…» А если Он обещался быть с нами «во вся дни», то не тем ли паче Он бывает в день воскресения Своего?!
Этот день — день Его (и нашей через Него) победы над всяческим злом. Победы над смертью: отныне нет смерти без конца, а лишь временное успение, недолгий сон и для нас, ибо все воскреснем в свое время.
Ныне восстановление и прославление нашего человеческого естества: Христос воскрес не в той плоти, какую мы теперь носим,— плоти немощной, тленной, греховной, животнопоподобной, связанной законами пространства, ограниченности. Не таково было предназначение Адаму; не такова была и первая природа его: тогда человек носил в себе ОБРАЗ БОЖИЙ, и тело его было сообразно этому образу, нося в себе источник бессмертия и одухотворенности. Нам это было неизвестно по опыту. А теперь, через воскресение Христа, восстановилась и плоть наша в Нем: она стала духовною, проникая через двери и стены, являясь ученикам и исчезая по воздуху и проч.
И притом она сделалась славною по воскресении, блистающеюся, как поет Церковь про мироносиц, что они увидели «Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща». А через сорок дней и она вознесется во Христе — одесную Отца, как неприкровенно сказал Сам Христос па суде еврейском, в ответ на вопрос допрашивавшего Его первосвященника Каиафы: «Ты ли Христос, Сын Божий? Ты ли Сын Благословенного (то есть Бога)?» Что же Он сказал? «Я. И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы», то есть — Бога.
А то, что произошло во Христе Боге как человеке, то совершится и в людях. Образ Божий в нас возвратится к Своему Первообразу-Христу. А это — такая радость, такое блаженство, что нынешняя пасхальная радость является в нас только малейшим отблеском несказанного счастия!
ПОПРАЗДНСТВО ПАСХИ
Ограничивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностью, как попразднство, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня, по день Отдания Пасхи. И, сверх того, воспоминает Воскресение Христово еженедельно в первый день седмицы (Мк. 16,1-6).
У евреев первым днем считалась суббота, а у христиан стал почитаться день Воскресенья.
Скажем об обоих днях. До Отдания каждое воскресенье, кроме Фоминого, поются на вечерне стихиры Пасхи («Да воскреснет Бог… Пасха красная», со славником празднуемой недели мироносицам и проч.), а также поется пасхальный канон («Воскресения день»). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря «Христос воскресе».
«Воскресение Христово» на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный: «Плотию уснув», потом уже — празднуемой Недели.
Так ясно празднуется «попразднство Воскресения Христова — тридцать девять дней! Это — совершенно небывалое торжество! Обычно попразднство продолжается от одного до восьми дней.
Потом, накануне Вознесения, совершается Отдание Пасхи: службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихов, как и на Пасху; и проч.; как и в воскресенье пасхальной седмицы, и с Великим славословием.
Эта же служба является одновременно и предпразднетвом Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Возенсению. На Литургии прокимен «Сей день», но Апостол и Евангелие — дня. А конец — «якоже указася на самую Пасху». «И там отдается праздник святаго и живоноснаго Христова Воскресения».
Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается).
Но Воскресение Христово воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется Господним днем (Апок. 1,10. Тертуллиан, III). И таким образом, Пасха совершается, в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.
И по церковному Уставу службы в этот день совершаются без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрени Евангелие о явлениях Христа по Воскреснии Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше» и «Воскрес Иисус от гроба». Первый канон посвящается непременно Воскресению Христову, а второй — уже Кресту и Воскресению. Верующие должны участвовать в службах. По Великом Славословиии поются, по очереди, тропари «Днесь спасение» или «Воскрес из гроба».
И этот день отводится также делам милосердия. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «В первый день недели каждый из нас пусть отлагает у себя», согласно повелению апостола Павла (1 Кор. 16, 2-3), «и оберегает, сколько позволит ему состояние». Для чего же Апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, с тем намерением, чтобы в самом дне Воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению. И почему этот день способнее побудить нас к милостыне? Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния, в оный попрана смерть, уничтожено проклятие, истреблена власть греха, повержен диавол, прекращена долговременная вражда, на земле водворился мир, род человеческий достиг прежнего — и гораздо большего — благородства». Святой Златоуст — великий проповедник милостыни… За это собственно и пострадал, обличая богатых!
Эта милостыня бедным, — говорит он очень часто, — и есть лучшая «служба» Богу, и высшая красота Пасхи.
Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы, заключенных, посылали им дары.
Ведь на Страшном Суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли, напоили ли? Одели ли? Посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших то сделали Мне. (Мф.25,40,45).
И место ли нам быть с Ним «на трапезе Его» в Царствии с Ним, если мы не окажем милости Его братьям (Лк.22,30)?
Не думаю! Слово Христово — истина!
И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: «Хотя у тебя мною грехов, но так как милостыня — твоя защитница, то не бойся: ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это — глас Самого Господа, что кто сотворил «единому из сих меньших», тот — Мне сотворил. Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня пересиливает все»
«Бедные — врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою».
«Подающий щедрую милостыню — и здесь живет с доброю совестию; и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии, и услышит вместе с прочими сии блаженные слова: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».
«Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы, вместе с вкладами, и даже прежде них,—творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше — милостыню… Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?»
«Милостыня — важнее жертв: «милостыни, а не жертвы» (Ос. 6,6;9,4). Она отверзает небеса: молитва Твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога» (Деян.10,4). Апостол Павел сказал сначала о Воскресении (1 Кор. 15), — и тотчас же о милостыни! (1 Кор. 16; см.: Толкования Златоуста).
Господи! Дай нам не забывать это!
Источник: Митрополит Вениамин (Федченков).Пасха.-М.:Пренса, 2002 -187с