+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Весь мир — театр? Весь мир — больница!

Пресс-служба храма
Дата публикации: 06.11.2016

В рамках V Всероссийского съезда православных врачей в Военно-медицинской академии имени Кирова состоялся Межрегиональный форум студентов медицинских вузов. Выступление студентов на форуме предварил доклад председателя Отдела благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, председателя Общества православных врачей (ОПВР), Епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН с докладом «Весь мир — театр? Весь мир — больница!».

Епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН с докладом «Весь мир - театр? Весь мир - больница!»

Мир, в котором мы с вами живем, должен быть нами осмыслен. Мы должны постараться понять, что это за мир, который нас окружает, и зачем мы в нем оказались. И здесь допустимы серьезные научные исследования, допустимы богословские трактаты; очень много было философских размышлений. Но можно использовать и различные образы — сравнивать мир с тем, что нам понятно и известно. Хотя, мир так многообразен, что сложно подобрать один емкий образ, который бы помог нам постичь смысл этого мира и его тайну. Мне хотелось бы поговорить о двух распространенных образах этого мира.

Золотая маска трагедии и комедии между красным театральным занавесомПервый образ — образ театра. Впервые этот образ употребил французский поэт Пьер Ронсар. Он так написал: «Весь мир театр, мы все — актеры поневоле, Всесильная судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой». Ну, конечно же, наиболее известны слова В. Шекспира из его комедии. Великий драматург, который жил театральной жизнью, говорил, что весь мир театр; все женщины, мужчины, «и каждый не одну играет роль». Он перечисляет, какие роли человек играет на протяжении жизни: роль младенца, роль солдата, роль старца — уже последняя роль — на смертном одре. Великий русский поэт Николай Гумилев, тоже сравнивал мир с театром. «Все мы, святые и воры, из алтаря и острога, все мы смешные актеры в театре Господа Бога». Этот образ мира — театра, близок многим людям. Современные люди тоже живут в мире-театре. Они стараются казаться, а не быть, главное достичь чего-то внешнего. Когда актер выходит на подмостки — он что-то из себя изображает, человек принимает на себя разные личины, душа деформируется и человек теряет что-то свое.

Мне кажется, что несмотря на великие имена, унизительно мир сравнивать с театром, хотя некоторые поэты и считают это высоким искусством. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что театр — это зеркало, которое повернуто к земле. А на земле грязь, лужи, это что-то низкое. А Божественная Литургия — обращена к Богу, это зеркало, которое отражает Бога. Так что такое мир? Мне кажется, что образ, самый понятный, самый верный, что мир — в котором мы живем — это больница. Больница — это место нам понятное. Гораздо правильнее, размышлять об этом мире, как о больнице, в которой должна излечиться наша больная грехом природа. Это дает трезвое понимание того, что такое человек, что в нем есть очень глубокая болезнь, которая исказила человеческую природу более глубоко, чем даже на генетическом уровне. Это наследственная болезнь, воспринятая нами от наших прародителей, которая усиливается от неправильного нашего поведения. Ею болеют не только грешники, но и святые, и младенцы. Святые даже видели эту болезнь лучше, чем мы. Этой болезнью первые люди заразили весь Божий мир. В него вошли ураганы, тайфуны, смерчи, землетрясения.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

Человек некогда занимал царствующее положение, но исказив себя грехом, он создал экологические проблемы по всей вселенной. Как это случилось? Мне кажется, важно к этому обращаться. В начале этот мир не был искажен болезнью, не был больницей. Он был создан Богом, чтобы человек в нем преуспевал в радости и единстве. Когда я говорю о Боге, каждый представляет что-то свое. Само это слово Бог — употребимо всеми людьми. Верующие верят, что Бог есть, неверующие верят, что Его нет. Но тогда на место Бога они ставят что-то другое. А верующие люди знают, что Бог — есть любовь в самом естестве.

Существо Бога — есть любовь. Мы знаем Бога как единство трех, которых мы называем Отцом, Сыном, Духом. Когда мы так знаем Бога, мы лучше понимаем, почему мир так многообразен. Он несводим к некоторому упрощенному единству. Это есть творение Троицы. Конечно, наша вера — это вера очень радостная. Наше знание Бога — уникально и удивительно. Мы знаем, что Бог не одинок в своем единстве. Бог — это есть общение трех. И Бог в этом мире являет себя как любовь. Этой любовью и создан мир, создан человек. А человек в своей основе есть не просто больной пациент, он тоже есть любовь, подобная божественной любви.

Что значит любовь? «Любовь — это минус я», — сказал один человек. Это когда ты живешь для кого-то, когда центр бытия находится вне тебя, в том, чему ты посвящаешь свою любовь. Без этой любви человек перестает быть тем, кем он Богом задуман и создан. И человек был наделен даром — свободой. Конечно, если бы человек, не имел свободы, был бы трамваем, который едет по рельсам от одной остановки до другой, ему было бы проще. Но человеку была дана свобода. Потому что без свободы нет любви, и невозможно вырасти в подобное Богу существо. Она была необходима для умножения любви, а это невозможно без преодоления испытаний. К сожалению, наши прародители не устояли в первом испытании. И они усомнились, в том что Бог — есть любовь, и захотели без Бога достигать совершенства. Это была страшная катастрофа, после которой начались все беды нашего человечества. Почему так получилось с ними? Не совсем ясно, это тайна свободы. Я думаю, мы с вами узнаем это, если Бог откроет.

Иногда люди любят очень сравнивать себя с кем-то. Некоторые люди размышляют, чтобы они делали, если бы они были Богом. Они бы раздали все деньги бедным, расстреляли всех, кого надо, и так далее. Иногда мы ставим себя на место Адама и Евы. Чтобы я делал, если я был в раю. Зачем есть запрещенные плоды, когда кругом — другие, вкуснейшие. Так мы иногда пытаемся проникнуть в тайны праистории. Но у каждого человека есть свой шанс изменить себя и мир. И каждый может начать эту историю с начала. Если человек думает, что Бог дал Адаму и Еве испытание сложнее, чем они могли вынести, он повторяет их ошибку. Их страшный грех в том, что они усомнились в Его любви, Бога, который их создал, который насадил этот рай, который дал им все возможности для развития и для любви.

Мы должны уметь отбрасывать мысли, которые в нас поселяют зло. Мы должны рассматривать источник, тех мыслей, которые появляются у нас. Если мы в них чувствуем привкус зла — нужно отбрасывать, не размышляя. Когда наши первобытные предки вкусили этого древа, они не просто там яблочко съели. Они вкусили не фрукт, а приобщились к ядовитым мыслям и чувствам, которые отвергли их от правды и любви.

Милосердный Бог, который хотел им исправления, отправил их в этот мир, который стал отныне лечебницей для всего человеческого рода. Пока мы живем, у нас есть возможность исцелить те больные органы: глаза, мысли, чувства, душу, чтобы наша жизнь в Царствии Небесном была качественно высокой. И не только себя, можно помочь в исцелении других.

Для того, чтобы что-то делать, человек должен стяжать мирный дух.

Представление о том, что мир, в котором мы живем есть больница — важно для всех, кто хотел бы исцелиться от греха. Лечение может быть разным. Лечение, которое предлагает христианство — это принятие. Когда мы с вами болеем, главное, что мы должны понять, что попущенное страдание, неудобство жизни — само по себе есть некое лекарство исцеления жизни. Об этом говорил Иоанн Крестьянкин. «Сестра милосердия должна помочь больным полюбить свою болезнь». Да, врачи должны помочь вылечиться, конечно. Но благодушное перенесение болезни, понимания ее причины очень важно. Болезнь попущена, чтобы ее преодолеть. На уровне самосознания, принять ее как некое испытание, которое не должно заставлять тебя опустить руки, смириться.

Все трудные обстоятельства жизни даны Богом для преодоления, преодолеваются же они, когда ты их принимаешь. Как же мы можем помочь другим? Конечно, самоотверженной любовью. И нужно разделить то, что допустимо для себя, недопустимо для других. Искоренить зло в себе — необходимо, но искоренять зло в других можно только любовью, состраданием, сочувствием. И тогда человек становится настоящим врачом, когда он помогает другим. Это лекарство очень важное и нужно для всего человечества.

Другое лекарство — это Господь Иисус Христос, который пришел к нам на землю и дал нам Свое Тело и Свою Кровь. Приобщение ко Христу — является главным врачебным средством, которое может исцелить и тело, и душу. Нужно это делать не навязывая, не лишая свободы.

Когда начинаешь думать об этом мире, как о месте, в котором можно сделать карьеру, стяжать богатство, создать рай на земле — нет, это невозможно. Мир — это больница. В этой больнице мы должны излечить свою душу перед тем, как мы закончим наш путь.

Литература:
Церковно-медицинский журнал «ЦЕРКОВЬ И МЕДИЦИНА», №1(15), январь 2015.

Заседание Общества Православных Врачей 25.10.2016.
Докладчик: Бурлаков М.В., хирург-нефролог, Челябинская областная клиническая больница, отделение диализа.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
226
В начало страницыВ начало страницы