+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Великая история, которая побудила к созданию центра «Наследие»
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 8.10. Престольный праздник храма преподобного Сергия Радонежского.
Мы сегодня прославляем великого угодника не только России, но всего Православия — преподобного Сергия, игумена Радонежского. Святой, который милостью Божией является покровителем нашего храма и прихода. Обращаясь к нему мы просим прежде всего чтобы он помог нам быть теми, о ком он молился как о своих последователях.
Своей молитвой, монашеским и постническим трудом, всем образом жизни еще в начале своего пути он явил полноту святости. Его наследие до сих пор полностью нами не осознано. Он как недостижимый идеал, но при этом весь его образ как бы соткан из смирения и кротости. Как говорит Господь Иисус Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» (Мф. 11:28-30). Ибо Он смиренный и кроткий, и этим указывает, чем человек может утешить. Этими качествами утешает и преподобный Сергий.
Вся его жизнь была связана с духовным подвигом. Казалось бы, как мы можем подражать монаху, человеку, который преставился о Господе 625 лет назад, в 1392 году? Это другое время, другие дела и силы у тех людей другие. Но мы понимаем и то, что легкого времени не было никогда, везде свои тяготы. Преподобный Сергий сиял в период всеобщего нравственного оскудения, в эпоху татаро-монгольского ига. Русский народ был скован не только внешне, но и духовно, внутренне. Нравственный подъем, который произошел в русских, случился благодаря и святому Сергию в том числе.
Он удалялся от людей, но его праведность все равно воссияла настолько, что вокруг святого собралось много учеников. Как круги по воде они стали создавать свои обители, монастыри, став отражением подвига преподобного Сергия. В день его преставления очень важно обратить внимание на краткие слова назидания, которые он нам оставил. Прежде всего он призывает своих последователей хранить чистоту душевную и телесную, и иметь нелицемерную любовь.
Чистота души и тела одним словом — целомудрие, целостность мудрости. Когда душа устремлена к Господу, и в этом процессе осознает свою нечистоту, свои немощи, пороки и слабости. Ведь что мешает быть с Богом, молиться Ему, элементарно — исполнять заповеди Божьи? Мешает наш исковерканный страстями ум, наши помраченные чувства, наша удобопреклонность ко злу. Вместо того, чтобы угодить Богу, Тому, Кто знает, для чего мы живем на свете, что нам полезно и что вредно, что будет с нами после кончины и Которому нас судить.
Что такое нелицемерная любовь? Скажем: это нечто, недоступное для нашего понимания и непонятно, как над ней трудиться. А вот любовь лицемерная сейчас очень распространена. Когда люди надевают маски, вместо духовной любви прикрываются любовью сентиментальной, душевной, телесной, нередко даже порочной. «Любовью» оправдывают свои бесчестные поступки. Это никак не то состояние, о котором говорил преподобный Сергий. Любовь искренняя, честная не только перед человеком, но и перед Богом. Угождаем ли мы ради выгоды и своей корысти? Или мы действительно жертвуем собой ради того, кого любим?
Также преподобный назидает нас: ходите в единомыслии.
Что такое единомыслие? Это продолжение любви. Помните это абсолютно светское напутствие молодоженам: «совет да любовь»? Храните между собой совет, отсюда и любовь. Единомыслие в человеке — это устремленность всех его душевных сил к Богу. Возможно ли это? А кто говорит, что святость лежит тут, перед нами? Это вектор, направленность, напряженность души, воли, ума. Ведь если не будет устремления, то мы просто легли и размазались по земле. Нет сил чтобы подняться, и чем тогда воодушевить — булкой хлеба? Конечно ничто земное не поднимет на подвиг. И потому необходимо что-то возвышенное. Любовь. Единомыслие. Если в семье его нет — это повод крепко задуматься. Вероятно, кто-то не хочет слышать другого, возможно, слышит только самого себя. Здесь необходимость нам трудиться в том, чтобы был диалог. Не потому, что так сказали и заставили, а я добровольно, сознательно и с желанием слышу этого человека — в итоге семья становится единым фронтом по отношению к испытаниям, выпадающим на ее долю.
Единомыслие важно в монастыре — это тоже большая семья, приход — тоже семья. Недаром философ Хомяков говорит: Церковь — это единство в многообразии. Имеем свои индивидуальные черты, но объединены верой. Мы знаем, чем чревато разномыслие — люди начинают осуждать друг друга. И в итоге приходят к тому, к чему стремится не Господь, а диавол.
Если говорит о единстве в нашей стране, каждый из нас может привести массу примеров того, как нас сталкивают лбами — и православные, и неправославные. А хорошо было бы нас так столкнуть, чтобы мы лопнули! Поэтому представьте, чем мы занимаемся в Церкви: мы собираем нашу страну! Собираем в единую силу — но не против кого-то, а за Христа! И наша задача унести в своем сознании хотя бы эти малые заветы преподобного Сергия. Чтобы этот мостик перекинутый до святого Сергия Радонежского XIV века. Он сумел перекинуть мостик от древних Отцов христианской Церкви IV века до своего времени, воспринять эту мудрость и нам переложить.
Это великая история, которая побудила нас к созданию Центра «Наследие». И все больше и больше мы осознаем необходимость воспринимать этот образ как базовый. То явление птиц, которое было преподобному и голос Господа: Сколько птиц видишь, столько у тебя будет последователей». От нас зависит, захотим ли мы его услышать и хотя бы в малой степени попытаться осуществить эти заветы. Тогда мы станем наследниками преподобного.
Говорят, сейчас мало духовных отцов. Потому что нет духовных чад. Нет послушания, нет слышания того, о чем говорит Церковь. Ведь нашу жизнь никто за нас не проживет. В самых лучших примерах мы найдем недостатки, оправдания своей беспечности, спишем все на современный мир, который косит нас под нижайший уровень. «Такие сейчас идеалы». А не задумываемся, что эти идеалы легко профинансировать, чтобы подогнать нас под них, сделать удобными?
А нам нужно помнить, что преподобный Сергий высказывал и мысль о внутренней свободе. Которая основана прежде всего на нашей вере. Поэтому молитвами преподобного Сергия пусть Пресвятая Троица, Господь Бог благословит каждого и дарует нам силы к наследию пути преподобного. Аминь.
Подготовила Татьяна Колодяжная.
Фото Надежды Тютиковой.
все новости