+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

В ладошке у Бога: о детях и подростках в Церкви

Дата публикации: 05.05.2018

По двору шли трое школьников-подростков. Две девочки и мальчик. Мальчик обнимал одну из девочек. «Маленькие еще совсем, а уже обнимаются у всех на виду», — пронеслось у меня в голове. Хотя картина привычная, но никак не получается с ней смириться и каждый раз меня коробит. Но больше всего удивила какая-то опустошенность в их лицах. Дети вели себя так, как будто за ними ходит какой-то невидимый режиссер, и снимает длинный и нудный фильм. Вот сейчас они пройдут несколько метров, достанут телефоны и начнут себя фотографировать. Вечером выложат в сеть. И понесется: комментарии, лайки. Все напоказ, все на продажу. Еще один вечер, проведенный впустую.В ладошке у Бога: о детях и подростках в Церкви

«…Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Евангелие от Матфея, 19:14-15.

Антошка

— Папа, как мне хорошо без гаджета! — так сказал моему брату сын Антошка, у которого сломался Iphone и он вынужден был остаться со старым кнопочным телефоном.

Антон учится в школе, занимается тайским боксом, раньше он алтарничал в храме. Этим летом брат пожаловался мне, что сынишка перестал помогать в алтаре — Антон вырос, начался сложный подростковый период. На богослужениях он теперь бывает редко. Однако понимание добра и зла у него уже на уровне интуиции. Конечно, ведь есть опыт пребывания в пространстве абсолютной правды и абсолютного света (в алтаре во время Литургии).

Помню, как его мама очень занятая, очень успешная женщина рассказывала, как 12-летний Антошка буквально вытаскивал ее на службы: «Мама, ты завтра пойдешь со мной?» — «Ну, конечно, сынок!». Она мне призналась, что порой шла в храм только ради сына, Так что часто приходилось ехать на службу и в субботу, и в воскресенье.

Это прекрасная семья! Они очень дружные, ходят в походы, в музеи. Вместе изучают историю, города. У каждого особенный путь к Богу и Антошкина семья тоже по-своему идет к Нему. Их дом — лучший, который я знаю, в нем живет любовь.

Подросток в храме

Ребенок в храме — это очень красиво. Малыша приносят в церковь на ручках, прикладывают к иконам, причащают. А затем ребенок вырастает и происходит, казалось бы, невероятное — он отказывается идти в храм. У родителей горе, паника, их мучает только один вопрос — как уговорить любимое чадо снова пойти в церковь? Они жалуются священникам, а те говорят, что самое главное — самим жить Богом, тогда и ребенок «прикипит» и никуда не исчезнет. Но что делать, когда вера слабая?

А она, признаться, у всех нас слабая. Мы топчемся на одном месте годами. Что делать? И вот в этой, казалось бы, безвыходной ситуации, Господь протягивает руку через духовенство.В ладошке у Бога: о детях и подростках в Церкви

Как-то раз в храме преподобного Сергия Радонежского я увидела рядом со свечной лавкой группу девочек-подростков. В церкви взрослые дети — редкость, тем более сами по себе, без родителей, поэтому я обратила на них внимание. Девчонки стояли и болтали о чем-то. В это время идет проповедь. Неделя о блудном сыне. Но им пока это не интересно. Да и не про них это. Это про нас, про взрослых.. Девчонки не слушали, но это ничего — самое главное, что они здесь! Ждут отца Ярослава. Вот сейчас он закончит служить и они с матушкой Натальей проведут какое-то интересное мероприятие. Все равно оно будет о Боге, о вере, о церкви.

Отец Ярослав и матушка Наталья

… Возьми свой крест и следуй за Мною (Евангелие от Марка, 8;34).

… Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть (Евангелие от Матфея, 11:30).

Про них я однажды посмотрела фильм на «Союзе». Вернее, фильм был про матушку Наталью, про ее путь к Богу.

Они были спортсменами. Ярослав увлекался греблей на байдарках, а Наташа работала тренером по настольному теннису. Познакомились на свадьбе у друзей. Наташа поразила Ярослава своей красотой и удивила тем, что хорошо разбирается в боксе и даже знает успешных боксеров.В ладошке у Бога: о детях и подростках в Церкви

 — Гребля и теннис — это абсолютно разные виды спорта, — рассказывает матушка, — Если в теннисе — игра, азарт, то в гребле — тяжелый, изнуряющий труд — сплошные тренировки.

Несмотря на разность характеров и увлечений, они, как говорит, матушка «совпали». И поженились. Ярослав работал на ЧМК, а Наталья, со своими учениками, покоряла настольный теннис. Были первые успехи на городских соревнованиях. А Ярослав в это время углубился в поиски смысла жизни, начал ходить в храм. Однажды он объявил Наталье, что хочет стать священником.

 — Я встала на колени и начала плакать о своей «неудавшейся» женской судьбе, а он сказал мне: «Наташенька, все будет хорошо!». Так и случилось. После того, как Ярослав принял сан, все встало на свои места, ведь жизнь по заповедям — легкая. Он сдержал свое обещание: все хорошо!

Отец Ярослав начал служить в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Еще он возглавлял детскую воскресную школу.

 — Работа шла в гору. На моих глазах дети становились просто другими. Мы вместе с родителями видели это, — рассказал мне отец Ярослав.

Но обучение в воскресной школе заканчивается, ребенок — уже подросток, и ему становится неинтересно в церкви. Появляется много соблазнов. «Детей, выпустившихся из «воскрески», нельзя упускать из виду, ими нужно продолжать заниматься, иначе ими займутся другие», — к такому выводу пришел отец Ярослав, проработав в школе несколько лет.

Ему поручили строить храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Челябинске и быть здесь настоятелем. Когда храм был построен, первое, что сделали отец Ярослав и матушка Наталья — организовали здесь детский летний лагерь. Они решили создать такую среду, чтобы детям было с ними интересно и не скучно узнавать о Боге. При этом решили давать ребятам такие навыки, которые им пригодятся в жизни. К первому летнему лагерю готовились целый год. Отец Ярослав смог сплотить вокруг себя группу православной молодежи, которая помогала ему.

 — Мы много раз встречались, обсуждали все это с ребятами и в конце концов — провели летний лагерь. В первый раз у нас было 50 детей. Тогда мы поняли, что это уже наши дети и лето — не единственное время, когда они нуждаются во внимании, — говорит отец Ярослав.

Ловцы детей

Чтобы занять подростков в зимнее время, при храме открыли клуб «Наследник». Им занимается матушка Наталья.В ладошке у Бога: о детях и подростках в Церкви

— Матушка Наталья, что нужно сделать сейчас, когда ребенок еще маленький, чтобы не потерять его, когда он будет подростком?

Нужно быть с ним! Надо сейчас выстроить доверительные отношения. Дома, давая ему определенную свободу, находиться невидимо рядом. Ребенок очень быстро формируется. А нам самим «пожить» хочется. Мама дает ребенку гаджет, а сама идет занимается своими делами. Гаджет похож на окно в потусторонний мир, который понятно куда может завести. Он затягивает, как воронка. Где-то я прочитала, что до 14 лет ребенку в руки гаджет лучше не давать. Мальчишкам, кроме занятий в школе и спортом, точно никаких гаджетов не нужно! Им просто времени не будет хватать на жизнь в интернете.

У нас в храме есть одна семья, у них дома вообще нет телевизора. Они ребенку читают книжки, показывают диафильмы, картины. Не знаю, как потом у них все сложится. Пока получается.

— Как себя вести в семье молодым родителям?

— Брак — это мученичество. Это жертва. Надо это себе уяснить. Ради другого нужно забыть себя. Жизнь после брака разделится на «до» и «после». Это будут две абсолютно разные жизни! А потом, когда появится ребенок, жизнь еще раз поменяется. Я сыну своему говорю: «Рома, женишься — все поменяется. Думаешь, как сейчас будет? Нет! Люди меняются очень в браке!».

— Как молодые родители находят дорогу в храм?

— К сожалению, часто они находят ее после потрясений. Когда ребенок заболевает. Маленький комочек — помочь никто не может. К кому обратиться? Только к Богу. Господь возвращает родителей своим детям через какие-то потрясения. На ребенка начинают обращать внимание, когда начинают его терять. Как его вернуть? Нет контакта. Я сама с подростками работаю и наблюдаю это постоянно.

Наблюдала, как одна мать уже великовозрастного 15-летнего ребенка общается с ним, как с маленьким. Дело было во время загородной поездки в автобусе. Устав от дороги, он начал шумно себя вести. Я попросила успокоить его. И что она ему сказала: «Саша, Саша, давай я тебе книжечку почитаю!». Дело, конечно, хорошее. Но такому лбу говорить: давай книжечку почитаем? И я все поняла. У нее нет контакта с сыном. Она не знает, как его успокоить. Ребенок-то уже вырос, а уровень общения остался на уровне 3-5 лет. Вот так дети и «выпадают» из семьи. А потом мы их вернуть в обратно не можем. Целых. Вылавливаем из мира по кусочку.

— Какими они приходят к вам и как меняются?

— Дети приходят очень разные. Они приезжают из разных городов, из пригорода, из области. Мы берем всех. Единственное наше условие — никаких гаджетов, только обычный телефон для связи с родителями. Через три дня они про телефоны забывают. Даже забывают звонить родителям! Спрашиваю: «Ты домой звонил? — Ой, нет! Сейчас позвоню!».

Для ребят главное, чтобы общение было. Не развлечение, а совместное занятие. И они так увлекаются, что мы их потом по палаткам не можем загнать. Говорят-говорят… Шуршат-шуршат… Причем, дети взрослые уже, 9-10 класс. И уходят такими же свободными. А потом погружаются каждый в свой мир, каждый в свою школу.

«Альтернативный» мирВ ладошке у Бога: о детях и подростках в Церкви

— Когда мы стали это здание перестраивать, мы подумали про третий этаж, сцену, холл, чтобы можно было работать с подростками. Проводить такие занятия, на которых ребята могут общаться друг с другом, со взрослыми, с молодежью, — говорит отец Ярослав, — Мероприятия должны быть такими, чтобы в неформальной форме, в диалоге найти место в жизни. При этом нашими союзниками могут быть все те люди, которые отвлекают детей от виртуального пространства.

Язык мира — многообразен. Это язык литературы, искусства, истории, спорта! При храме создано множество кружков, секций, которые помогают детям и взрослым понять эти языки и научиться «говорить» на них. 

 — Нас как-то упрекнули: не должна, дескать, Церковь заниматься социализацией молодежи, пусть этим занимается общество, — рассказывает отец Ярослав, — А я считаю, что как раз очень важно, чтобы Церковь предоставила возможность ребятам, будучи православными, вместе интегрироваться в обществе. Церковь учит молитве, покаянию, учит исповедоваться и причащаться. Мы, православные, призываем не любить то, что в миру. Но давайте тогда создавать свой мир. А чтобы дети не читали в интернете что-то пустое — давайте создавать для них свой контент, содержательный и интересный. Научим их самих создавать его. Пусть учатся писать!

Лада

При храме в этом году открылась «Мастерская юного журналиста». Ребята пробуют себя в качестве корреспондентов. Ладе Ермаковой 15 лет. Она, конечно, еще ребенок, но цель в ее жизни уже есть — стать журналистом. Мечта девочки становится ближе, когда она приходит в храм. Сюда Ладу позвала ее школьная подруга. Сначала подружки вместе съездили в летний лагерь, а потом Лада стала ходить в клуб «Наследник «.

В ладошке у Бога: о детях и подростках в Церкви — Я не представляю своей жизни без этого здания, — с нежностью окидывая взглядом класс, говорит Лада, — Мне здесь очень интересно! Я и духовно развиваюсь и что-то новое узнаю. Здесь же не только мастерская журналиста. А еще кружок гитары, на который я тоже хожу! Театр, викторины, конкурсы всякие. Я думаю, что сюда могут ходить не только православные дети, но и обычные ребята тоже! Им здесь будет интересно. Мы на экскурсии вместе с «Наследниками» ездим, на каток ходим!

Педотряд «Отклик»

 — Меня радует то, что детям, которым по 13 лет и старше, не хочется уходить из лагеря, — говорит отец Ярослав, — Как «пионерам» им здесь уже неинтересно, поэтому мы начали обучать ребят, как вожатых-волонтеров, добровольцев или стажеров. До 18 лет ребята вожатыми быть не могут. А помогать уже могут. В течение года мы им даем проводить небольшие мероприятия, на которых они обучаются. Каждый год проходит сбор православного молодежного актива. Наши девочки 15-16 лет в прошлом году были рулевыми у тех, кто приехал обучаться из области. Рулевой среди детей — равный. Но при этом, он «рулит», потому что знает программу и ее особенности.

Старшие заботятся о младших, а младшие подрастая, опять начинают заботятся о младших. По мнению отца Ярослава, самое главное в том, чтобы молодые были активными участниками жизни церкви. И один из важнейших аспектов здесь — добровольное служение.

 — Я временно притормозил с «пассивным воспитанием». У нас как было? Мы еженедельно собирались, пили чай, разговаривали — и это многих устраивало. Но стали появляться активные ребята, которым стало интересно что-то делать самим. Например, Даша и Алексей Скоробогатовы, — говорит отец Ярослав.

Дарья и Алексей СкоробогатовыВ ладошке у Бога: о детях и подростках в Церкви

Ребята встретились в храме Сергия Радонежского. Здесь они и поженились. Даша приехала из Златоуста в Челябинск учиться в музыкальном училище. Сначала она помогала в храме по хозяйственной части, а потом стала работать здесь по специальности — в воскресной школе стала обучать детей пению.

 — Ей было тогда всего 15 лет, — вспоминает отец Ярослав, — Сейчас Даше 20, а у нас уже четыре хора — для маленьких, супермаленьких, старших деток и взрослый церковный хор.

Дети поют в храме на богослужении вечером, а большой хор из 40 взрослых прихожан — в остальные дни. Алексей — инженер-радиотехник, закончил ЮУрГУ. Ведет в храме радиокружок и обучает игре на гитаре. В храме есть гитарный ансамбль из 20 человек.

Плоды

«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Евангелие от Иоанна, 12:24.

— Все, конечно, еще в зачаточном состоянии у нас, — сетует отец Ярослав, — Как говорят специалисты, системы воспитательной работы все время в процессе «строительства». И это нормально, и будет строится всегда. Еще не все получается, и говорить о плодах пока рано. Единственное, могу сказать, что среди нашей молодежи за 10 лет поженилось более 50 пар. 15 молодых ребят стали священниками. Один из них — отец Евгений Лучинин. Он служит в нашем храме.

Отца Евгения очень любят прихожане. Это удивительно отзывчивый священник. Надо бабушку причастить — к отцу Евгению. Если сам не сможет, то посоветует, к кому обратиться. А потом непременно скажет: «Вы только позвоните, скажите, как у вас все прошло. Хорошо?». Не получилось младенца окрестить. «Не расстраивайтесь, — скажет отец Евгений, — Окрестим в частном порядке, индивидуально». На исповеди к отцу Евгению большая очередь, и очень много детей. Он всех одинаково внимательно выслушает, что-нибудь посоветует в трудных ситуациях.

P.S. Внимательно посмотрите на своих детей. Они растут здесь и сейчас. И именно сейчас нужно постараться вложить в ребенка все то, что ему поможет выжить во взрослой жизни. Помогите ребенку наполнить свою жизнь смыслом. Развивайте в ребенке потребность помогать другим людям. Тогда ребенок не будет зациклен на себе, и вырвется из мира тотального одиночества, в котором живет большая часть наших детей.

Людмила Белышева


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
3 0
1 395
все новости
В начало страницыВ начало страницы