+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
В гостях у сказки: неформальная встреча челябинцев с отцом Артемием Владимировым 17.05
Рыбные пельмени, дорогая наша Наталья Фекстистовна и вечерние молитвы по серой схеме
17 мая в просветительском центре «Наследие» при храме преподобного Сергия Радонежского состоялась первая встреча с известным протоиереем, педагогом, писателем и проповедником Артемием Владимировым в рамках его визита в Челябинск. Мы публикуем самые интересные выдержки из трехчасовой беседы:
Едва появившись, отец Артемий начинает творить вокруг себя пространство радости. Батюшка шутит, читает стихи, озвучивает самых разных персонажей. Опробовав футбольный мяч, расписывается на нем; надевает свою шляпу на темноглазую девчушку, которая вместе с мамой подошла попросить о фото на память; пожимает руки выстроившейся под благословение молодежи: «Эту песню не задушишь, не убьешь!»; в знак благодарности народному хору прихода, который встречает гостя военными песнями, берет стоящую на столике пачку крекеров и высыпает в капюшон одной из солисток — молодой девушке с хвостиком: «У вас поет душа, здесь аплодировать должен не только Челябинск. Я думаю, надо подымать Европу».
Вообще народный хор, по-видимому, наводит отца Артемия на размышления. И свой разговор он начинает именно с такого понятия, как радость единства на приходе в противоположность тенденциям сегодняшнего дня. Хотя в беседе отец Артемий, как подобает мастеру слова, умеет обратиться ко всем категориям и возрастам присутствующих: подросток со смартфоном; любознательный ребенок, «занятый метафизическими вопросами» и девица на выданье; активная прихожанка «средне-молодого возраста» и знаток политики. Словом, ко всем нам — таким, какие мы есть.
Отец Артемий о себе: «Более тридцати лет совмещаю учительство и священство. Как словесник, ежели кому надо составить прошение, могу найти до пяти причастных оборотов! Рукоположен во священство в ночь на Рождество на тысячелетие Руси, в 1988 году. Преподавал в Троице-Сергиевой лавре. В данный момент нахожусь в пути на остров Сахалин. А здесь оказался благодаря гостеприимному приглашению настоятеля отца Ярослава. «Батюшка, — сказал он, — На что Вам эти климатические ломки? Приземляйтесь здесь — у нас очень вкусные рыбные пельмени!».
Сам себе на уме
XXI-ый век — время противоречивое и даже грозовое. Во многом оно является ответом на предыдущую эпоху 90-е-начало 2000-х, когда все когда все смешалось в доме Облонских. Господь через умы, сердца и руки людей созидает пространство, именуемое Русью. Но эпоха еще несет родимые пятна и советского безбожия, и всестороннего упадка 90-х годов. Прежде всего они выявляются в обособленности человека от ближних…
Я со школы помню понятие «буржуазный индивидуализм». Оно противопоставлялось сплоченности советского народа. Сегодня люди разобщены — во многом, благодаря техническому прогрессу. Молодежь приучилась общаться в виртуальной области, не выходя из четырех стен. Однако виноваты не только технологии, но и рекламная пропаганда — она формирует особое мироощущение, когда счастье — удовлетворение не столько высоких желаний, сколько низменных инстинктов, а эгоизм — главная движущая сила личности. Чему поддались иные родители, ставшие усердно выращивать из своих детей лидеров. А такие понятие как взаимовыручка, чувство локтя, «один за всех и все за одного» сдаются в утиль.
Кто-то откликнулся на призывающую его благодать Божью. Только греховные корни самомнения, самолюбия, своеволия пронизывают падшее человеческое естество, и даже при нашем хождении в церковь показывают свои рожки и ножки. Потому людям трудно общаться между собою. Мы похожи на осколки разбитой амфоры, а потому человека, который не знает тайну смирения перед Богом, настигает кризис. Тогда он не чувствует себя мирным, счастливым, радостным. И даже внешнее благочестие порой не приносит душе покоя. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
Бог задумал так, что каждый христианин ищет свое место в Церкви в единстве друг с другом. Христос набирал не одного ученика, а двенадцать (а позже — и семьдесят) апостолов. У каждого из нас свои особенности. Кто-то уныл, кто-то расслаблен, кого-то одолевают дурные помыслы, кто-то страдает от своей несдержанности. Покуда ты сам в себе, отчужден от людей, ты не сможешь познать Христа так, как Он хочет Себя открыть. «Да будут они едино, как и Мы с Тобой едино» (Ин. 17:21). Тогда христианин взращивает в себе понимание своего места в мире и пред Богом: «Господи, что я — былинка, песчинка…». «Я» занимает последнее место в алфавите, как ему полагается. Но в то же время, важно помнить, что и я, и каждый из ближних моих возлюблен Богом более всего мира.
Настоящий друг — какой он?
Разбираться необходимо. Часто особенно в подростковом возрасте дружба явление хрупкое и непрочное. Сегодня мы с Тамарой ходим парой, а завтра меня подвергли остракизму. Если человек проявляет ко мне интерес, но у него есть желание что-то от меня получить такая атмосфера проявит себя. друзья должны смотреть друг на друга чисто и радостно как верно сказал святитель Игнатий: друг — это тот, кто дружит с Богом.
Такой человек умеет оставлять в отношениях личное пространство не станет ревниво посягать на всю жизнь «Кто это там тебе SMS-ку написал?». «Кто? Путин…». К сожалению, современным людям редко хватает такта и деликатности. Чем более бережное отношение, тем более приятным и притягательными в общении вы будете. А чем больше нахрапистости, тем меньше шансов сохранить мутными будут отношения.
Знаковые книги, фильмы, встречи
Мне очень нравится Малыш, а Карлсон вызывает у меня осторожное отношение. Как он посмел сожрать все плюшки? А вот Малыш такой кроткий, наивный. Кстати, наивность — это грех, а невинность — добродетель. Доверяй, но проверяй. До́лжно быть младенцем не по уму, а по сердцу. Очень мне нравится Кот Леопольд с его лозунгом: «Ребята, давайте жить дружно!».
Книги — я с детства был читающим мальчиком. Мы с братом-близнецом читали одну книгу по очереди, слегка борясь за право читать первым. Меня привлекали книги о животных. Помню, читал Джека Лондона, Чарльза Даррела, Диккенса. Наша бабушка, видимо, задалась тогда целью научить нас любить все живое — из-за этого мы немножко выделялись из коллектива в детском саду, потому что для нас ударить человека по носу было проблемой. Мы как-то защищались, но собственно агрессии у нас не было вообще. В современном мире это, возможно, недостаток. А сейчас я вижу, что бабушка была права.
Был у меня любимый герой — Чингачгук. Мне импонировала его развитая мускулатура. Нельзя назвать его сложным глубоким героем, но Родину он любил. Насмотревшись на Гойко Митича, к дурнопахнущим сомнительным сюжетам я испытывал отвращение. Да, мы не были избалованы обилием информации. Теперь же практически каждый ребенок имеет доступ к смартфону, где в пространстве интернета любовь бесконтрольно подменяется растлением. А потому, главная задача педагогов, родителей, взрослых в наше время — помочь детям сохранить девство. Вот тогда у них будет золотое детство.
Педагог в современной школе…
…Должен быть универсалом. Мягким, строгим, лиричным, серьезным, спеть и номер показать. Потому что если дети смогут «просчитать» учителя, они дают ему прозвище. Но прежде всего, по-моему мнению, педагог должен быть солнечным зайчиком, светлячком. Дети сегодня больше всего нуждаются в энергии тепла и любви, в которой могут раскрыться все их эмоциональные и ментальные способности.
Самое тяжелое препятствие на пути к Богу
Молодым людям сегодня очень легко прийти к Богу. Вы знаете, каждая эпоха в этом отношении отличается. У меня есть книга «С высоты птичьего полета», о моем детстве. И заканчивается она рассказом о том, как я пришел к вере. Сколько страданий душа претерпела, чтобы избавиться от ложного мировоззрения! Но сегодня это может произойти запросто.
Ехал на мопеде, отвлекся на sms-сообщение, не заметил тополя на Плющихе… Слава Богу, живой. Больница, гипс, а тут батюшка делает обход. А ведь батюшка — он, как и педагог, должен быть таким… интересным. Он может, например, указав на загипсованную ногу нашего роллера, спросить: «А знаете ли Вы, в каком направлении смотрит Ваша нога? В направлении Вифлеемской звезды!» (возможно, к тому времени на дворе как раз начались Святки). «Какой звезды?..» — «А ты с какой Луны свалился, что про Вифлеемскую звезду не знаешь?». Так, слово за слово, глядишь, он уже и исповедовался, а мопед сдал в приходской музей.
Единственная тяжелая препона на пути молодого человека к Богу — это плотские грехи. Педагоги хорошо знают различие этих двух состояний: кто с Божьей помощью, благодаря усилиям родителей и учителей, сохраняет себя от падений, тот, словно весенний тюльпан, тянется к Источнику Света. А если по дурости не сохранили себя, то демонические энергии тотчас входят в сердце, душу, плоть… Милосердный Господь пришел всех спасти и очистить, но восстановить цельность души, крылья радости и творческое горение бывает уже непросто… Поэтому, как говорится, куй железо, пока горячо. У взрослых должны быть ушки на макушке, чтобы лукавый не утащил ребенка в лабиринт Минотавра.
Позволит ли Господь развязать войну
Крупнейшие мировые аналитики утверждают, что мир стоял на грани военной катастрофы в 2014 году. Я очень внимательно — думаю, не только я — слежу за новостями. Владимир Путин в тот период на пять часов предупредил секретную операцию НАТО «Таврида», оградив народ от посягновений румынского и турецкого десанта. И сейчас, несмотря на проблемы в Северной и Южной Корее риторику это все театр и балаган. Трамп, при всей его неоднозначности — представитель не локальных страновых элит, как Клинтон и Обама. Они, желая поддерживать всемирную систему ограбления народов, готовы на все. Трамп — представитель другого сообщества. Оно желает сохранить себя, а поскольку другой планеты для обитания у нас нет, сохранить мир. Россия находится в средоточии мирового политического процесса.
Сегодня уникальный момент, когда скрестились два вектора — эгоистический вектор мирового тайного комитета этих финансистов, и вектор промысла Божия, который дает России мало-помалу выйти из состояния хаоса. Сирия была настоящим плацдармом для Америки и пожар военных конфликтов мог перекинуться в прошлом году на Европу, Кавказ, южный пояс России. И то, что наши воздушно-космические войска сумели вмешаться — это колоссальное событие, сломавшее хребет мировому сатанизму. Россия действительно выступает гарантом безопастности. Поэтому жить надо спокойно, не бояться страшилок мировой войны — к этому дело не идет, а напротив. Есть еще время найти принца, построить дом, посадить дерево и родить ребенка, и даже этого ребенка воспитать.
Фоторобот современного человека: трансформаторная будка с надписью «Не подходи, убьет!»
Внешнее воцерковление, увы, не всегда гарантирует внутреннюю благодатную перемену состояния. Дело в том, что настоящего христианина невозможно обидеть. На негатив он реагирует каким-то божественными способами. Это мы наблюдаем у чистых детей. Например! У моего знакомого батюшки четыре сына-богатыря. И когда старшему было четыре года, он гулял во дворе, в песочнице. Вдруг в песочнице появляется какой-то верзила… семилетний. А мальчик Коля — он такой милый, с большими глазами, похож на Чебурашку. Этот семилетний «амбал» ему и говорит, с характерными челябинскими интонациями: «Ну ты! Обезьяна!». Коля впал в искреннее недоумение: «Да нет, я не обезьяна. Я Коля!».
Вообще раздражительность и христианин — несовместимы! Это знак присутствия в душе лукавых духов. Раздражительность — начало смертного греха — ярости, немотивированной агрессии. Это такая опасная ядовитая змея, которую нужно порубать на куски и выбросить в форточку. Если мы Христовы, мы должны принять к сердцу Его слова: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Раздражительность истребляется молитвой, исповедью, и конечно, самоконтролем.
Фоторобот современного человека может выглядеть так: трансформаторная будка с черепом и скрещенными костями над надписью «Не подходи — убьет!». Любой начальник, любой пастырь знает в своем коллективе таких взрывоопасных людей, которые иногда напоминают шаровую молнию, этакую зону турбулентности. Так что мы должны быть солнышками, и конечно, необходимо преодолеть «астигматизм» на физиономии. Вот вам рецепт без пластических операций: неделя беспричинной улыбки!
«Благословите на юродство…»
Среди книг-воспоминаний я упомянул «С высоты птичьего полета». Это первая книга из четырех, а последняя так и называется: «Священство». Там я подробно говорю о священническом пути. С детства крещенный в храм разными путями пришел вместе со всей семьей — два брата и мама, но лишь после кончины нежно любившей нас бабушка, которая в свое время многое в нас вложила. Первую исповедь я принес, будучи студентом филологического отделения Московского университета. Став христианином, конечно я приглядывался к священникам, и многие из них занимали мое внимание: отец Димитрий Смирнов, отец Владимир Воробьев — ныне уже маститые… Об отце Димитрии уже тогда слагали легенды, он такой «брутальный» батюшка. В том смысле, что может поставить на место.
Картинка — дама-прихожанка, с надрывом: «Батюшка!.. Мне с Вами очень нужно поговорить!». Отец Димитрий басит: «А мне не нужно!!». Не то, чтобы он какой-нибудь злой. Он просто различает хорошо — кому надо, а кому нет. Или вот еще эпизод, просто хрестоматийный. Другая дама, одетая как мещанка, подходит к батюшке в притворе и просит: «Батюшка! Благословите меня на юродство!», сложив руки, как Майя Плисецкая. Батюшка посмотрел на нее и выдал: «А чего тебе юродствовать. Ты и так дура!». Она: «Как Вы смеете! Меня на «ты» даже муж никогда не называл!». «Ну вот, — вздыхает отец Димитрий, — Вам еще рано юродствовать. Вы не прошли даже первое испытание».
Ну как тут не захотеть быть батюшкой? Последний эпизод. Едет отец Димитрий в метро. В подряснике. И подходит к нему человечек характерной алкогольной наружности — у них на священников какое-то чутье. «Ты поп?!» — с вызовом вопрошает он.»Поп» — «Чудо покажи?!». «Хорошо, — совершенно серьезно ответил батюшка, — Сейчас мы на остановку выйдем, и я тебе в глаз дам». Поэтому, имея таких героев, мало-мальски воцерковленная молодежь Москвы помышляла о священстве…
«А что же будет во священстве?..»
Еще одну историю расскажу. В то время я только что получил от начальства предложение принять сан диакона. И за неделю до рукоположения (стал диаконом 18 июля, в день преподобного Сергия) я получил задание курировать группу семинаристов при разборке какого-то старого сарая на территории Лавры. Прежде чем начать работы, я пошутил (или не пошутил…): «Первое правило техники безопасности — отдирая все эти доски, мысленно повторять — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Семинаристы баском ответили: «Спаси Вас Господи!» — им нравилось, когда с ними говорят о духовном.
Я отступил… И наступил — я был в легких полукедах — ногой на доску со старым ржавым гвоздем! Тотчас почувствовал, что ботинок наполняется кровью… я отпрыгнул, и левой ногой наступил на второй гвоздь! Может, это звучит смешно, но мне было вовсе не до смеха. Я уже знал, что такое сепсис, заражение крови. С другой стороны, семинаристы работают, я стою на носочках, на ржавых гвоздях вижу кровь. Как-то сославшись на уважительную причину, медленно ушел в гостиницу, где мы жили. Молитва, знаете, шла просто слезная! «Господи! — говорил я — Только дай мне выжить, я буду так Тебе служить!». Мне было тогда 27 лет.
И вот пришел, вспотевший как мокрый воробей, пробрался в свою комнату. Никого из преподавателей в ней не было — был день. Я промыл раны, попросил йод, обработал. И плюхнулся в постель, положившись на волю Божью. Через пару часов проснулся — вроде особо ничего не болит, никакой припухлости не было. Так я и не заявился в медсанчасть, к вечеру совсем ободрился, а наутро от ран не было следа. «Господи! — поразился я, — Это же я еще даже диаконом не стал, а уже две стопы! Что же будет во священстве?..».
Часто священник слышит эти признания:
«Детки выросли, и совсем не находят времени зайти в храм, побыть на службе. А в детстве-то ходили, и в школе воскресной на люстрах висели. Как их вернуть, чтобы не навредить? Или принять как должное?». В таких случаях, я думаю, нужно смотреть на жизнь, на прошлое. Есть такое высказывание: «Дитя плачущей матери погибнуть не может». Все же, мы находимся в лучшем положении по сравнению с теми же матерями, провожавшими сыновей на фронт. Многие из них всю войну не ели и не пили по средам и пятницам, чтобы сын вернулся домой. И были истории, когда солдат оставался невредимым среди шквала снарядов.
Как быть человеком?
Часто над этим размышляю. Я 25 лет настоятель, духовник обители, потому хорошо знаю приходскую и монастырскую жизнь вижу что главный признак, по которому можно судить о том, что творится у человека за палубой это конечно же человечность никакие проформы внешние требования монастырского или приходского благочестия гроша выеденного не стоит. Один современный мыслитель сказал: «Без Христа в человеке не остается ничего человеческого». Если под предлогом благочестия или послушания в человеке доминирует бесчеловечие то как говорил преподобный Серафим Роуз: «Там где нет любви, там нет Церкви».
Ситуация. Крупнейший российский монастырь. Летом там народа — как в Раю, бродят сонмами… Есть игуменская установка: канун, куда приносят пожертвования, с него ничего нельзя раздавать. Есть бесплатная столовая. Но бывают всякие ситуации — калека попросил яблочко на Преображение. И встает дилемма: исполнить послушание или пожалеть? «Отходите, не велено давать! Не велено давать, руки уберите!». Святое послушание! Но с другой стороны, какое святотатство совершил царь Давид, взяв из храма хлебы предложения, к которым сам священник прикасался с величайшим трепетом, и раздал их оруженосцам… Эта человечность — характерная черта Христа-Спасителя.
На улице давно стемнело, но никто не торопится уходить. Отец Артемий толково и художественно отвечает на все вопросы из зала, читает свои стихи. Подаренный пышный букет цветов торжественно вручает руководителю хора — «Дорогой нашей Наталье Мстиславовне!». А в завершение вечера, вместе с прихожанами читает сокращенные вечерние молитвы — «по серой схеме»: «Это мое личное правило, я сам его составил». «С отцом Артемием — словно в гостях у Сказки!» — говорит отец Ярослав. Как и подобает истинной сказке, глубокие и важные вопросы она доносит через красоту и добрую шутку прямиком в сердце.
Подготовила Татьяна Колодяжная
Фото Надежды Тютиковой
Полный фоторепортаж доступен здесь.
все новости