+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
То, что делает нетрудным все молитвенные правила и все посты
Проповедь протоиерея Андрея Гупало от 17.12.17
Часто, приходя в храм человек теряется: как перекреститься, к какой иконе подойти? Освоившись, человек задает вопросы посложнее: а что нужно делать, чтобы быть христианином? Только ли приходить на службы?
Есть домашнее молитвенное правило, есть откровение Священного писания, и эти два средства составляют полную домашнюю работу христианина. Достаточно ли этого? Нет, конечно — но через молитву и чтение расширяется понимание того, что есть христианство. Внешне можно сказать. что вера неофита «ниже», чем вера прихожанина «со стажем», того, кто провел в храме уже пару десятков лет. Как и то, что приходящий в храм раз в неделю верит слабее, нежели тот, кто каждый день даже не просто приходит, а участвует в богослужениях — те же алтарники.
Но все это только снаружи. Сегодняшнее Евангелие о том, что является ядром духовной жизни. Этот отрывок в нашем храме мы слышим каждую неделю во время благодарственного молебна — об исцелении десяти прокаженных. Проказа — смертельная болезнь, такой человек буквально ходячий мертвец. Они должны были жить вне поселений, не сообщаясь со здоровыми людьми. Места обитания прокаженных — кладбища. Кто-то из поселений приносил туда еду для них.
Ветхозаветная книга Левит в 22 главе подробно рассказывает о том, как должен был существовать прокаженный.Они носили разодранную одежду, не покрывали голову — ведь болезнь часто начиналась именно с головы, и так их сразу можно было отличить. Рот должен был быть замотан, а при виде здорового человека прокаженный начинал кричать: «Я нечист!». Помимо ежедневных физических мучений, прокаженный страдал нравственно, постоянно чувствовал себя виновным перед Богом. Ведь в иудейском обществе болезнь считалась карой за грехи. А если вдруг человек выздоравливал, он должен был прийти к священнику для освидетельствования.
Увидев и узнав о Христе, о «великом чудотворце». Эти несчастные дерзнули обратиться к Нему: «Иисусе Наставниче, помилуй ны!». И Господь велел им, еще будучи больными, исполнить то, что предписывалось выздоровевшему. Людям, у которых тело было покрыто свежими язвами. Но это была их последняя надежда, и они пошли. В пути прокаженные вдруг увидели, что язвы затягиваются на глазах. Совершилось невероятное чудо их возвращения к обычной жизни.
Но что потом? Здесь группа разделилась. Девять исцеленных уже торопятся войти в ритм повседневной жизни — они уходят. Один же из них был самарянином. Человек, «нечистый» по вере (вспомним встречу Христа с самарянкой у колодца. Она удивлялась, что Он с ней вообще заговорил — Ин. 4:9). Самарянин остается один, и разворачивается в обратную сторону — идет поклониться Христу. Так он обретает спасительную веру.
К чему готовил людей Ветхий завет? К пришествию Христа. Но на первое место иудеи ставили второстепенные вещи. Закон Моисея, социальные отношения, распределение обязанностей. За этим желание постичь истинного Бога терялось. А зачем, если есть закон? Если есть молитвослов, причастие, установленное количество поклонов? Это очень тонкие вещи. Человек может много лет ходить в храм, а потом спрашивать священника: «Какую молитву прочитать, чтобы муж бросил пить?». «Куда поехать в паломничество?». И мое любимое: «Какому святому молиться?».
Главное не то, сколько ты сделал, чтобы утолить свою духовную жажду. А то, сколько совершил из благодарности Богу. Вот то, что делает нетрудным все молитвенные правила, все посты, все богослужения. Недаром наша главная служба называется «Евхаристия» — «благодарение». И никакие дела этой благодарности и любви не могут заслонить.
Подготовила Татьяна Колодяжная
все новости