731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Ольга Коробицина
Дата публикации: 06.12.2017

Одним из таинств, установленных Церковью, является елеосвящение или соборование. Установлено оно для болящих. В нем, при помазывании больного елеем (освященным маслом), призывается Благодать Божия, исцеляющая немощи телесные и душевные.

Из Священного Писания мы знаем, что Бог благословляет труд врачей. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: «Почитай врача честию по надобности в нем, ибо Господь создал его» (39:1). Но в некоторых случаях медицина оказывается бессильной у одра больного.

Что это за таинство и для чего нужно

Таинство елеосвящения установлено Иисусом Христом. Во время призвания двенадцати апостолов Он дал им власть врачевать болезни. Посылая учеников на проповедь, Спаситель повелел им помазывать больных освященным маслом: «Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняя многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мар: 12-13). Апостол Иаков, брат Господень, так говорит о таинстве Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его иелеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).

После грехопадения и изгнания наших прародителей из рая, скорби и болезни стали неотъемлемыми спутниками жизни людей. Источник телесных и душевных недугов лежит в самой природе человека, искаженной грехом. Первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения в Эдемском саду: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16).

На связь телесной болезни с грехом указывает Христос: «Принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои!» (Мф: 9,2). И сегодня известны случаи, когда по вере больного, Господь исцеляет его от таких болезней, которые медицина считает неизлечимыми.

Задумаемся над самим значением слова «исцеление»: оно означает обретение человеком целостности Бытия в соединении с Богом – Источником жизни.

Благодатное действие таинства отражается, прежде всего, на теле страждущего, который по вере своей получает исцеление. Но в то же время таинство действует и на душу человека через отпущение грехов, неведомых самому человеку или забытых им, или тех, о которых человек не знает, что это грех. Хотя здесь нужно быть очень осторожным и не воспринимать это утверждение формально или слишком оптимистично. Если человек сознательно скрывает грех на исповеди или стыдится исповедоваться и поэтому идет собороваться, или считает, что исповедоваться не нужно, потому что он соборовался, то это не верно. Это два различных таинства и одно не может заменить другого.

О таинстве соборования

Название «Соборование» связано с традицией совершать таинство собором священников. Но, в случае необходимости, и один священник может совершить елеосвящение.

Совершается оно следующим образом:

В центре храма ставится аналой, на котором полагаются Евангелие и Крест. На столик рядом с аналоем ставится блюдо с пшеницей и устанавливается сосуд с растительным маслом, в который добавляется немного вина. Возжигаются семь свечей. Всем молящимся даются свечи в знак усердной молитвы и веры.

Что означают вещества, используемые в таинстве? Масло и вино напоминают о добром самарянине, который при помощи них исцелил больного. Семь свечей символизируют семь Даров Святого Духа. Крест и Евангелие свидетельствуют о незримом присутствии Самого Христа.

Пшеница – знак земной пищи, необходимой для жизни, но также Евангельский символ Слова Божия и Воскресения из мертвых. Ведь зерно, умирая в земле, воскресает затем в новом колосе. В символике таинства душа больного человека соприкасается с преобразовательной и исцеляющей силой Благодати Божией.

Во время елеосвящения читается семь Апостольских посланий, семь фрагментов из Евангелия и после каждого из них крестообразно помазываются лоб, ноздри, щеки, уста, грудь и руки больного. Во время помазания произносится молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единородного Твоего Сына Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего…». Молитва эта ясно указывает на Христа, как на Источник исцеления. Молитвы и фрагменты из Священного Писания подтверждают, что Благодатью Божией даже безнадежно больной и тяжело скорбящий человек может получить по своей вере исцеление от болезней.

Красной нитью в Священных текстах, читаемых во время таинства, проходит тема покаяния и осознания человеком своей немощи. Другой важнейший мотив этих чтений – благодарность за исцеление и желание служить Богу и ближнему.

Елеосвящение – это не замена медицины, когда та исчерпала свои возможности. Через таинство больной, как одичавшая ветвь, прививается благодатной Лозе – Христу, чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце болящего, и сделали его способным жить по заповедям Божиим.

Подготовка к соборованию

Соборованию должна предшествовать исповедь. Она восполняет таинство. Подразумевается, что те, над кем совершается таинство, являются членами Церкви Христовой, то есть регулярно исповедуются и причащаются.

Женщинам необходимо приступать к таинству в телесной чистоте.

Практические советы по подготовке к соборованию следующие:

Узнайте в регистратуре храма, когда будет совершаться соборование. Обычно в каждом храме оно совершается во время многодневных постов. Но если состояние больного очень тяжелое, возможно исключение из этого правила. В этом случае соборование может быть совершено и дома. Запишитесь на проведение таинства заранее в регистратуре храма, точно узнайте время.

Заблаговременно купите бутылочку растительного или оливкового масла и бумажные салфетки, чтобы вытереть с тела остатки елея. Принесите их в храм. После службы салфетки сожгите.

Купите в церковной лавке перед началом службы свечу. Лучше, если она будет достаточно толстой, учитывая длительность таинства.

После завершения соборования, елей, оставшийся после службы, возможно будет забрать домой. Им можно будет помазывать болящие места или с верой и молитвой употреблять в пищу.

Наденьте перед походом в храм одежду с открытой шеей, чтобы батюшка смог без труда помазать вам верхнюю часть груди. Желательно надевать такую одежду, которую не жалко, ведь масло может на нее попасть, а отстирать его будет сложно.

Таинство соборования доступно любому крещеному православному человеку. Обычно человек участвует в нем не чаще одного раза в год. По благословению духовника болящие иногда соборуются более часто. Детям до семи лет соборование не проводится. Иногда по благословению священника исключения делаются для тяжелоболящих детей.

Приложение: мысли пастырей о подготовке к соборованию

— Пожалуйста, расскажите, как правильно подготовиться к соборованию. Нужна ли перед ним исповедь? Правильнее будет исповедоваться и причаститься, а потом собороваться, или можно и наоборот? Или это не имеет особого значения?

На вопрос отвечает протоиерей Константин Островский:

— Вопрос довольно распространенный, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.

Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.

А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга. Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.

В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.

Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).

Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»

Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.

Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.

Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием. (http://www.pravmir.ru/kak-pravilno-podgotovitsya-k-soborovaniyu-otvechaet-protoierej-konstantin-ostrovskij/)

Подготовила Ольга Коробицына


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
137
В начало страницыВ начало страницы