+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Святой архистратиг Михаил и его слава в России

Татьяна Теточко
Дата публикации: 21.11.2018

21 ноября Православная Церковь празднует Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог».

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.

В Православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с библейских времен (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд. 1:9). У пророка Даниила он называется одним из первых князей и великим князем, стоящим за сынов народа своего. Святой апостол Иуда именует его Михаилом Архангелом. В Откровении описывается брань на небе, в которой Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон с ангелами воевали против них. Следуя этой традиции, в Великих Четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Поэтому в христианской истории возникло устойчивое представление о покровительстве архангела Михаила благочестивой христианской государственности.

Вот уже более тысячи лет Архангел Михаил является покровителем земли Русской. Он особо почитался многими правителями и полководцами. Именно в Архангельском соборе Московского Крмеля погребены многие князья и цари из Рюриковичей и Романовых. Церковь вспоминает спасение Новгорода Великого от хана Батыя в 1239 г. Не случайно на многих воинских знаменах на Руси изображали Михаила как архистратига Божиего воинства. До нас дошло знамя князя Дмитрия Пожарского, оно хранится в Оружейной палате Московского Кремля. На лицевой стороне стяга Дмитрия Пожарского изображена сцена из Ветхого Завета: после смерти Моисея вождем Израиля стал Иисус Навин. Накануне штурма города Иерихона он встретил архангела Михаила с мечом в руке и получил от него напутствие перед боем. (Нав. 5:13-15). Аналогичная сцена изображена и на знамени Ермака (1582 г.). Небольшие отличия лишь в деталях. Также архистратиг Михаил изображен на гербах ряда городов Российской империи.

С вышеизложенным связан и особый, чисто русский тип иконографии архистратига Михаила. «Архангел Михаил грозных сил воевода» – образ архангела, летящего на красном крылатом коне. В верхней части композиции в облачных сегментах изображается престол и медальон со Спасом Эммануилом. Архангел облачен в доспехи, на голове – венец, в руках он держит книгу, крест, кадило и копье, которым попирает сатану, лежащего под ногами коня. Руки архангела расставлены в стороны, между ними изображается радуга, у его уст – труба, у ног – клубящееся облако. Это образ Архангела — защитника молящегося от видимых и невидимых врагов как в земной жизни, так и после смерти. Одновременно в нем содержится символическое отображение важнейших христианских догматов – о Предвечном совете, о воплощении Сына Божия, о будущем Страшном суде.

Прототипы и параллели иконографии архангела Михаила воеводы выявлены в византийском, поствизантийском и русском искусстве XI–XVI веков. Они объединены общей темой архангела как предводителя на пути спасения. Очевидные западные аналогии изучаемой иконографии отсутствуют. Иконография архангела-воеводы возникла в московском искусстве, в кругах, близких к высшей церковной и государственной власти; она формируется параллельно с такими сюжетами, как «Благословенно воинство Небесного Царя», и с богословско-дидактическими композициями середины XVI века. Иконография архангела Михаила грозных сил воеводы на раннем этапе своего существования встречается в основном в живописи столичного круга, и только в последующие столетия проникает в провинциальную и народную среду.

В заключение интересно рассказать о том, что Святейший Патриарх Кирилл благословил определить духовным (небесным) покровителем Следственного комитета Российской Федерации святого архистратига Божия Михаила.

Валентин Гурский


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
86
все новости
В начало страницыВ начало страницы