+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Священномученик Петр Крутицкий – борец за канонический строй Церкви
Сегодня, спокойней чем 100 лет назад. Страну не раздирает революция, не зреет кровопролитная братоубийственная гражданская война, Церковь видимо не гонима. При этом мы не спокойны. Константинопольский патриарх раскалывает земное тело православной Церкви. В связи с этим, сегодня, 10 октября, особенно вспоминается святой человек, в день его памяти, стойкий борец за единство Церкви — священномученик Петр (Полянский).
Протоиерей Ярослав Иванов
После блаженной кончины святого Патриарха Тихона, 25 марта (7 апреля) 1925 года, в управление Церковью, согласно завещанию Патриарха, признанному русским епископатом, вступил священномученик Петр, митрополит Крутицкий (Полянский; 1862-1937), впоследствии принявший мученическую кончину на южноуральской земле, в Верхнеуральской тюрьме особого назначения. Ему предстояло действовать в условиях невозможности проведения выборов Патриарха, в постоянном противостоянии обновленцам и светской власти.
Советская власть, широко поддерживавшая обновленцев, всеми мерами административного воздействия старалась склонить православных епископов на соединение с обновленцами: упорствующие арестовывались и ссылались, колеблющимся сулили всякие блага, при условии их перехода в обновленчество. В атмосфере растущего нажима обновленцев и советской власти, под напором репрессий создавались колебание и неуверенность в ряде отдельных местностей России. В этот момент митрополит Петр издал 15(28) июля 1925 года свое послание к Русской Церкви, резко и четко определившее позицию Православной Церкви перед лицом грядущих событий как позицию непримиримого стояния за истину, категорического отказа от компромиссов с обновленчеством и со стоявшей на его стороне советской властью.
Представители властей так формулировали свои условия, при выполнении которых они обещали нормализовать юридическое положение Церкви: 1) издание декларации, призывающей верующих к лояльному отношению к Советской власти; 2) устранение неугодных власти архиереев; 3) осуждение заграничных епископов и 4) контакт с правительством в лице представителя ОГПУ. Митрополит Петр решил составить декларацию, адресованную советскому правительству, в которой он собирался показать, какими он видит отношения Церкви с государством в сложившихся обстоятельствах. В документе говорилось: «Возглавляя в настоящее время после почившего Патриарха Тихона Православную Церковь на территории всего Союза и свидетельствуя снова о политической лояльности со стороны Православной Церкви и ее иерархии, я обращаюсь в Совнарком с просьбой во имя объявленного лозунга о революционной законности сделать категорические распоряжения ко всем исполнительным органам Союза о прекращении административного давления на православную Церковь и о точном выполнении ими изданных центральными органами власти узаконений, регулирующих религиозную жизнь населения и обеспечивающих всем верующим полную свободу религиозного самоопределения и самоуправления». Документ не был передан властям, поскольку священномученик Петр счел недостойным для Церкви передавать его через кого-либо, а хотел для этого встретиться непосредственно с главой правительства.
Большевики поставили целью добиться отстранения священномученика Петра от церковной власти. В газетах стали появляться статьи, о его якобы контрреволюционной деятельности, а затем на обновленческом лжесоборе в Москве Введенский огласил заведомо ложный, сфабрикованный документ, якобы разоблачавший связь митрополита Петра с заграницей. Одновременно с этим возглавлявший 6-й (церковный) отдел ОГПУ Тучков от имени правительства начал вести с митрополитом Петром переговоры о легализации, то есть официальном оформлении управления Православной Церкви. Эта легализация обещала облегчить бесправное положение Церкви, но требовала принятия митрополитом Петром четырех вышеназванных условий. Священномученик Петр отверг подобные предложения и отказался подписывать подготовленные Тучковым документы.
Тогда 27 ноября (10 декабря) 1925 года у митрополита Петра был произведен ночью обыск, сам же он был подвергнут домашнему аресту, а через два дня переведен во внутреннюю тюрьму ОГПУ.
Согласно завещанию, оставленному священномучеником Петром (Полянским), в случае его ареста в управление Церковью должен вступить в качестве Заместителя Местоблюстителя митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), затем экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), и, наконец, архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых). Безусловно, такое единоличное решение о судьбе патриаршего престола – использование завещания для назначения Заместителя Местоблюстителя — событие в церковной истории уникальное и никакими каноническими документами не предусмотренное. Но в необычайно жестоких условиях, в которых существовала тогда Русская Церковь, при совершенной невозможности созыва Собора, Местоблюстительство и заместительство по завещанию оставались единственным средством для сохранения патриаршего престола и высшей церковной власти. Большая часть епископата, духовенства и верующих понимали это и признавали первоиерархом или его заместителем того, на кого этот тяжкий жребий падал по воле первоиерарха.
К моменту ареста священномученика Петра ОГПУ уже подготовило нелегитимную группу епископов, во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским), которая созвала совещание своих сторонников. Там было заявлено, что деятельность священномученика Петра была «контрреволюционной» и «неканоничной». Указав, что, ввиду его ареста управление Церковью отсутствует, они объявили себя Временным Высшим Церковным Советом (ВВЦС) и предприняли попытку взять в свои руки управление Церковью. ОГПУ, подготовило выступление этих епископов (в историю они вошли как григорьевцы) еще, очевидно, тогда, когда священномученик Петр был на свободе и оказало им поддержку. Вместе с тем истинный Заместитель священномученика Петра – митрополит Сергий (Страгородский) лишен был права выезда из Нижнего Новгорода в Москву и, таким образом, не мог вступить в управление Церковью. В попытке привлечь митрополита Сергия на свою сторону руководители ВВЦС потерпели неудачу.
Оставаясь до мая 1926 года в одиночном заключении во внутренней тюрьме, митрополит Петр не представлял ничего о действительном положении вещей. Но в то же самое время дела ВВЦС шли все хуже и хуже, вся Церковь стала на сторону митрополита Сергия. Авантюра с созданием ВВЦС шла к своему закономерному краху. Также неудачной оказалась попытка Тучкова создать параллельную церковную власть во главе с митрополитом Агафангелом (Преображенским), который был введен в заблуждение, думая, что митрополит Сергий отказался от власти. Узнав правду, владыка Агафангел отказался от любых претензий на власть.
В результате к концу 1926 года власти убеждаются в необходимости запустить новый механизм церковных разделений. Стало ясно, что ни один достаточно авторитетный иерарх не станет ставить интересы большевиков выше церковных, надежды на обновленцев также потерпели крах. Но и в организации какого-нибудь очередного самозваного «временного церковного управления» большевики уже не видели смысла.
Единственным законным управителем остался митрополит Сергий, который после переговоров с Тучковым составил проект своей знаменитой Декларации. которая была обнародована 29 июля 1927 года. Конфликт по поводу должной правовой и вероучительной оценки этого документа углубил ряд имевшихся расколов, породил новые и продолжался практически до нашего времени и завершился с канонизацией ряда новомучеников из числа «непоминающих» и подписанием в 2007 году Акта о каноническом общении между Русской православной церковью Московского Патриархата и Русской православной церковью за границей.
Немного раньше издания Декларации митрополита Сергия священномученик Петр был снова перемещен и содержался теперь в Тобольской тюрьме. В это время он не мог оказывать влияния на ход дел, хотя оставался патриаршим Местоблюстителем, духовное единство с которым оставалось бесспорным основанием принадлежности к канонической Церкви. Условия заключения священномученика Петра были очень тяжелы. Владыка страдал от того, что, чувствуя себя в ответе перед Богом за церковную жизнь, он был лишён всякой связи с внешним миром, не знал церковных новостей, не получал писем.
После мученической кончины священномученика Петра, последовавшей в 1937 году, митрополит Сергий согласно завещанию святителя Тихона стал носителем канонически законной церковной власти. Таким образом, в тяжелейший период гонений удалось сохранить каноническую преемственность высшего церковного управления.
В свете современных событий на Украине нам необходимо помнить, что канонический церковный строй невероятно важен для православных христиан, так как именно им определяется возможность совершения истинной Евхаристии. И именно поэтому для нас важны сегодня те святые, главный подвиг которых состоял в хранении церковного единства, и ярчайшей фигурой среди таких является священномученик Пётр Крутицкий.
Валентин Гурский
все новости
